Монашество

Христианскими монахами становились как отдельные лица, так и сообщества, обрекавшие себя на безбрачие и отречение от всех благ мира, подчиняющиеся обычно определённому уставу и посвятившие себя служению идеалам, достижимым лишь путём самоотречения и удаления от мира. Монашество как учреждение появляется в IV веке, когда после легализации церкви размылись её внешние границы. Христиане чувствовали необходимость решительно отказаться от «плотских» идеалов греко-римского мира. В Верхнем Египте, в Табенне, около 340 г. возник монастырь по уставу Пахомия, быстро распространившемуся в христианском мире. При таком уставе монахи жили в отдельных кельях (по 1-3 монаха на келью). Те аскеты, которые считали необходимым более крайнее отречение от мира, создавали новые формы монашества, такие как затворничество, молчальничество, столпничество.

В IV в. монашество распространилось в Италии, проникло в Испанию и на Британские острова. Восприняв и развивая воззрения блаженного Августина, западная церковь считала себя носительницей справедливости и добра, «царством Божиим» на земле, и высшую свою задачу видела не в отречении от мира, а в его спасении, поэтому западное монашество было деятельным, ставило практические задачи. Из среды монахов выделяется много выдающихся личностей «святых», которые становятся духовными авторитетами и оказывают громадное нравственное влияние не только на окружающих, но и на целые народы. Поведение подобных святых, отношение их к окружающим становилось нравственным образцом для многих тысяч верующих. Этим людям удалось сформировать представление о нравственном облике христианина, который разрушают уже пятьсот лет. Следует отметить, что монашество становится самым высокообразованным сословием. Оно составило интеллигенцию Средневековья, все выдающиеся ученые того времени от Абеляра до Коперника были монахами или даже церковными иерархами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: