Рудольф Штейнер

Продолжателем ее идей, который развил их и нашел практическое применение в педагогической сфере, был Рудольф Штейнер (1861 —1925) — австрийский философ, эзотерик, социальный реформатор и архитектор. Он был настоящим эрудитом; интересовался сельским хозяйством, архитектурой, искусством, театром, литературой, математикой, медициной, философией, наукой и религией.

В отличие от Е.П. Блаватской, происходившей из древней русской аристократии, родословную ее предков прослеживают до легендарного Рюрика, Штейнер был сыном железнодорожного телеграфиста. Несмотря на скромное положение, родители сумели дать ему прекрасное образование. После окончания школы в 1879 году он поступает в Венский политехнический институт, где помимо математики и физики с увлечением изучает философию, психологию (в особенности модный тогда психоанализ) и литературу. Изучение творчества Гете становится его страстным увлечением на всю жизнь. В 1882 году его приглашают работать в архиве и участвовать в издании естественнонаучных трудов Гете.

Чтобы зарабатывать на жизнь, Штейнер в 1884 году становится домашним учителем. На его попечение родители передают четырех детей, из которых самый младший отличался крайне своенравным и неуравновешенным характером. Родители даже боялись за его психическое здоровье. Штейнеру удалось установить с ребенком психологический контакт, и он начал осторожно обучать и воспитывать его. Эта работа захватила Штенера. Позже он признавался: «Здесь я прошел подлинную школу в физиологии и психологии. Я понял, что воспитание и преподавание должны быть искусством, опирающимся на подлинное познание человека. Занятия с ребенком завершились успешно, он поступил в гимназию, а затем продолжил учебу. В 1891 году Штейнер получил степень доктора философии в Ростокском университете в Германии с диссертацией, основанной на концепции «эго» Фихте. Позже она была опубликована в расширенной форме как «Истина и Наука» (1892).

Во время работы в архивах Штейнер создал произведение, которое считал самой важной своей работой, — Философию свободы (1894), — исследование эпистемологии и этики, предлагающее путь, на котором люди могут стать духовно свободными существами.

В 90-е годы Штейнер скептически относился к теософии, но в начале 900-х годов предметом его интересов становится человек и его место в мире, а также способы постижения реальности. Штейнер приходит к выводу, что постижение мира с помощью чувств не достоверно, так как они открывают только внешнюю сторону вещей, оставляя нераскрытой внутреннюю. Этот недостаток способно восполнить внутреннее, духовное зрение, присущее душе, которое человек должен развивать в себе. Проблема познания поворачивает его к теософии. В 1901 году он пишет книгу «Мистика на заре современной духовной жизни Нового времени», в которой доказывает, что мистический способ познания не противоречит научным знаниям о природе, а дополняет их.

Первое признание пришло к нему как исследователю наследия Гете и его теории познания. В 1899 году Штейнер опубликовал статью «„Фауст“ раскрывает свойственный Гете метод», в которой высветил эзотерическую природу сказки Гете «О зелёной змее и прекрасной лилии». Эта статья послужила поводом для приглашения автора выступить на собрании теософов на тему Ницше. Его выступление понравилось, и Штейнера приглашают выступать перед членами Теософского общества. В 1902 году он возглавил его немецкое отделение, при этом никогда формально в него не вступая. К 1904 году Анни Безант – ученица Блаватской назначила Штейнера главой Теософского эзотерического общества Германии и Австрии. Однако вскоре между ними возникли разногласия, и в 1912/13 годах Штейнер вместе с большинством членов немецкого отделения вышел из состава теософского общества, и сформировали свое, Антропософское общество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: