Экзаменационный билет № 3

1. Основные этапы развития психологии и представлений о ее предмете.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе.

Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Отметим основные этапы развития психологии как науки.

I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).

II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).

III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии.

На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.

2. Измерения в психологии: виды статистических распределений; шкалы измерений (номинальные, интервальные, и шкала отношений); сущность корреляционного, регрессионного, кластерного, факторного, дисперсионного анализов.

Измерение (в психологии) – научный метод представления числами интересующего психического свойства или параметров психического процесса на основе некоторых процедурных правил.

Совокупность теоретико-математических представлений и процедурных правил, применяемых в психологии, объединились на сегодня в особую область психологической науки – психометрику, или психометрию.

Измерения вводятся в психологическую науку и практику на рубеже XIX–ХХ вв. как следствие общего для всех экспериментальных наук стремления к использованию математических методов.

Правила измерения состоят в установлении конвенции (соглашения) о соответствии между свойствами чисел и свойствами изучаемых объектов. Это соответствие не всегда удается обосновать экспериментально. Оно требует принятия в качестве допущения особой «психометрической модели», опирающейся на измерительную шкалу определенного типа.

Шкала (лат. scala — лестница) — инструмент для измерения непрерывных свойств объекта; представляет собой числовую систему, в которой отношения между различными свойствами объектов выражены свойствами числового ряда. В психологии и социологии различные шкалы используются для изучения различных характеристик социально-психологических явлений.

Первоначально были выделены четыре типа числовых систем, которые определяют соответственно четыре шкалы измерения:

˗ шкала наименований (номинальная),

˗ порядка (ординальная),

˗ интервалов (интервальная)

˗ отношений (пропорциональная).

Их разделение осуществимо на основе тех математических преобразований, которые допускаются каждой шкалой. Например, если подразделить людей только на удовлетворенных или не удовлетворенных своей работой, то тем самым получают номинальную шкалу удовлетворенности работой. Если можно установить также степень удовлетворенности, то строится ординальная шкала. Если фиксируется, насколько и во сколько раз удовлетворенность одних больше удовлетворенности других, то можно получить интервальную и пропорциональную шкалу удовлетворенности работой.

Шкалы различаются не только своими математическими свойствами, но и разными способами сбора информации. В зависимости от типа задач, решаемых с помощью шкалирования, строят либо шкалу оценок, либо шкалу для измерения социальных установок

Шкалирование является лишь одной из разновидностей измерения в психологии.

Корреляционный анализ – статистический метод обработки полученных данных, предназначенный для исследования взаимозависимых выборок. Основной показатель в них – выборочный коэффициент корреляции.

Дисперсионный анализ – статистический метод обработки полученных данных, предназначенный для исследования степени влияния независимых переменных на зависимые.

Факторный анализ – статистический метод обработки полученных данных, предназначенный для выявления скрытых факторов, объясняющих исследуемую ситуацию.

Кластерный анализ – совокупность алгоритмов обработки данных, предназначенный для распределения на относительно однородные группы (кластеры), причем число групп не известно заранее.

Дискриминантный анализ – статистический метод обработки полученных данных, предназначенный для исследования одной переменной от зависимой одной или нескольких неизвестных.

3. Дайте научное объяснение, почему речь на родном языке воспринимается слушающим как нечто целое, а не набор отдельных звуков.

Восприятие речи представляет собой сложный и многомерный психический процесс. В принципе оно происходит по тем же общим закономерностям, что и любой другой вид восприятия. В деятельности речевосприятия можно выделить две различных составляющих. Первая из них – первичное формирование образа восприятия. Вторая состоит в опознании уже сложившегося образа.

Восприятие речи включает в себя рецепцию слышимых или зрительно воспринимаемых элементов языка, установление их взаимосвязи и формирование представления об их значении.

По мнению А.А. Леонтьева, в качестве перцептивного эталона в процессах смыслового восприятия речи выступает звуковой облик целого слова. Это положение опирается на взгляды СИ. Бернштейна, который полагал, что «для опознавания и различения слов служат все произносимые и слышимые звуки... воспринимаемые в составе слов... Разложение слов на отдельные звуки при пользовании родным языком наблюдается разве только при недослышках, при слушании невнятной речи и тому подобных случаях, выходящих за пределы нормальной речевой практики».

Исходя из этого следует, что единицей процесса восприятия речи является целое слово (а не отдельный звук или слог). По мнению языковедов Г. Моля и Э. Уленбека, слушающий не воспринимает в речи фонемы одну за другой, но идентифицирует и детерминирует значащие звуковые единства, т. е. слова.

Одной из оригинальных и перспективных моделей процесса речевосприятия является концепция «анализа через синтез», выдвинутая М. Халле и К. Стивенсом (1964), которую разделяют также Н. Хомский и Дж. Миллер. Ее основное положение состоит в следующем: чтобы адекватно воспринять речевое высказывание, человеку необходимо построить его синтаксическую модель, полностью или по крайней мере частично соответствующую той модели, которая используется говорящим в процессе порождения речи.

Как отмечает Э. Леннеберг, «механизм понимания в своей основе не различается с механизмом планирования высказывания при его продуцировании».

По мнению А.А. Леонтьева, концепция анализа через синтез в целом согласуется с «моторным принципом» восприятия речи. Исходя из этого, в процессе восприятия родной речи реципиент принимает не частное решение, касающееся одного сигнала или одного отдельного высказывания, а выбирает общую стратегию восприятия (опознания) речи собеседника.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: