Тема 7. Разговорный и публицистический стили

1. Жанры бытовой речи: беседа, разговор, рассказ.

2. Устная публицистическая речь. Спор, дискуссия, диспут, полемика, дебаты. Культура спора.

3. Приемы убеждения собеседника.

4. Публичное выступление. Оратор и его аудитория. Виды ораторской речи. Подготовка и произнесение публичного выступления.

Задание 1. Прочитайте характеристику речевых жанров. Выявите сходство и отличия:

1) беседы, разговора и рассказа;

2) дискуссии, полемики, диспута, дебатов.

Беседа. Это жанр речевого общения, в котором при стратегии сотрудничества происходит: а) обмен мнениями по каким-либо вопросам; б) обмен сведениями о личностных интересах каждого из участников – для установления отношений; в) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями.

Разговор. По целям общения различаются: а) информативный разговор; б) предписывающий разговор (просьбы, приказы, требования, советы, рекомендации, убеждения в чем-либо); в) разговоры, направленные на выяснение межличностных отношений (конфликты, ссоры, упреки, обвинения). Целенаправленность – характерная черта разговора, в отличие от беседы, которая может быть праздноречивым жанром.

Рассказ это жанр разговорной речи, в котором преобладает монологическая форма речи внутри диалога или полилога. Главная стратегическая линия речевого общения – солидарность, согласие, «разрешение» одному из участников осуществить свою коммуникативное намерение, которое в основном сводится к информации.

Спор – столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

Дискуссия – публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.

Полемика – борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному поводу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Диспут – публичный спор на научную и общественно важную тему.

Дебаты (прения) – споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т. п.

Задание 2. Рассмотрите приемы убеждающего речевого воздействия. В каких ситуациях они могут употребляться?

1. Не начинайте с разговора о недостатках.

2. Не начинайте со своих нужд.

3. Начинайте с того, что интересует собеседника.

4. Начинайте с того, в чем возможно согласие.

5. Начинайте с обсуждения простых проблем.

6. Демонстрируйте уважение.

7. Чаще обращайтесь к собеседнику.

8. Варьируйте обращения по форме.

9. Чаще соглашайтесь с собеседником.

10. Используйте выражения собеседника, цитируйте его, развивайте его мысли.

11. Чаще подтверждайте правоту собеседника.

12. Поддерживайте ценности собеседника.

13. Говорите собеседнику то, что он ждет.

14. Будьте эмоциональны.

15. Говорите комплименты.

16. Показывайте преимущества собеседника перед другими.

17. Преувеличивайте достоинства собеседника.

18. Говорите, что общение с собеседником доставляет вам удовольствие.

19. Благосклонно отзывайтесь о родственниках и близких собеседника.

20. Уподобляйте собеседника признанным авторитетам.

21. Указывайте на опыт собеседника в обсуждаемом вопросе.

22. Ссылайтесь на общее положительное мнение о собеседнике.

23. Указывайте, что готовы использовать опыт собеседника.

24. Дайте собеседнику превзойти вас.

25. Восхищайтесь словами и действиями собеседника.

26. Ищите совета у собеседника.

27. Чаще благодарите собеседника.

28. Представляйте собеседника добрым и щедрым, бескорыстным.

29. Указывайте на свою беспомощность.

30. Меньше говорите о себе.

31. Демонстрируйте скромность.

32. Указывайте на свои недостатки и слабости как можно более категорично.

33. Не вспоминайте плохое.

34. Не вспоминайте негативные эпизоды из прошлого.

35. Опирайтесь на положительный совместный опыт.

36. Предлагайте собеседнику мотивы для принятия вашей точки зрения.

37. Пробуждайте личную заинтересованность в результате разговора.

38. Показывайте практический результат от принятия вашего предложения.

39. Указывайте на выгоду, которую получит собеседник.

40. Показывайте собеседнику, что, не приняв вашего предложения, он понесет ущерб.

41. Показывайте, что принятие вашего предложения не предполагает никаких затрат со стороны собеседника.

42. Выражайте готовность помочь собеседнику в его затруднениях.

43. Обещайте собеседнику выполнить его пожелания в будущем.

44. Мотивируйте свое предложение стремлением сделать добро собеседнику.

45. Указывайте на возможность дальнейшего разностороннего сотрудничества с вами.

46. Призывайте учесть ваши личные затраты на достижение цели.

47. Показывайте, что готовы перенести неудобства ради собеседника.

48. Демонстрируйте готовность идти на уступки собеседнику.

49. Выражайте готовность самому преодолеть свои трудности.

50. Критикуя, избегайте личной формы предъявления претензий.

51. Критикуя, показывайте практический ущерб от неправильных действий.

52. Указывайте конкретных лиц, пострадавших в результате действий собеседника.

53. Критикуя, говорите не о проступке, а о том, как исправить дело.

54. Не заканчивайте критикой разговор.

55. Апеллируйте к чувствам собеседника, к благородным мотивам.

56. Обращаясь с просьбой, которая может быть отвергнута, используйте полувопросительную форму.

57. Многократно повторяйте аргументы, тезисы, разговаривая с малокультурным человеком.

58. Меняйте тактику, если собеседник упрямится.

59. Указывайте, что данный вопрос уже вами обсуждался и было найдено согласие.

60. Сомнения собеседника подавайте как незначительные колебания в уже решенном вопросе.

61. Просите собеседника не подвести вас лично.

62. Чаще говорите, что понимаете сомнения собеседника.

63. Говорите, что предлагаемое вами отражает мнение коллектива, авторитетных людей.

64. Выражайте личную уверенность, что собеседник справится с предлагаемым делом.

65. Объясняйте, почему сообщаете информацию только ему.

66. Создавайте атмосферу секретности общения.

67. Демонстрируйте уверенность тоном речи.

68. Готовые идеи подавайте как только что возникшие.

69. Не давайте советов, если вас не просят.

70. Не спорьте по мелочам.


Рекомендуемая литература

1. Акишина А.А., Кано Х., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. – М., 1991.

2. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. – М., 1990.

3. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2003.

4. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 2000.

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2000.

6. Веселов П.В. Аксиомы делового письма: культура делового общения официальной переписки. – М., 1993.

7. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 1983.

8. Горянина В.А. Психология общения. – М., 2002.

9. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2001.

10. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. – М., 1980.

11. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика коммуникации. – М., 2002.

12. Ивин А.А. Риторика: Искусство убеждать. – М., 2002.

13. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. – М., 1988.

14. Колтунова М.В. Деловое письмо: Что нужно знать составителю. – М.: Дело, 1998.

15. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н.Ширяева. – М., 1998.

16. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта, Наука, 1997.

17. Мучник Б.С. Культура письменной речи. – М., 1996.

18. Основы научной речи / Под ред. В.В.Химика, Л.Б.Волковой. –СПб., 2003.

19. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – СПб., 1996.

20. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2003.

21. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1995.

22. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. – М., 2000.

23. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2003.

24. Теппер Р. Как овладеть искусством делового письма: 250 писем и записок в помощь менеджеру. – М., 1994.

25. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!». Речевой этикет в нашем общении. – М., 1982.

26. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: