Эстетика с элементами культурорологии

ТЕМА 1. Введение. Предмет и задачи эстетики. С.108

ТЕМА 2.Эстетическое освоение

действительности......................................................с.128

ТЕМА 3. Основные эстетические категории......с.131

ТЕМА 4. Эстетика искусства: сущность и функции.........с.136

ТЕМА 5. Роды, виды искусства. Их специфика..............с.140

ТЕМА 6. Эстетическое воспитание и эстетическая культура..с151

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.......с. 153

СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

ЗАЧЁТЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.............с.155

􀀉 ТЕМА 1. Введение.

􀀉 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИКИ.

􀀉

«Великая цель искусства – обогащать и потрясать воображение».

Дж.Рейнольдс.

ЭСТЕТИКА (греч. Aisthetios) – наука о сущности чувственно-

эмоционального восприятия действительности, об общих законах образно-

эмоционального освоения окружающего мира по «законам красоты».

Эстетика – наука, изучающая природу, основные законы развития и

функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном и

духовном производстве, в образе жизни, общении людей, формы

эстетического сознания (чувство, восприятие, потребности, вкусы, оценки,

идеалы, категории).

Истоки эстетики в первобытной культуре. В древних пещерах Ляско,

Альтамир, Лортэ и др. археологи и спелеологи обнаружили наскальные

росписи первобытных людей. Петроглифы –рисунки на стенах пещер.

Первобытный человек умел видеть понимать и творчески воссоздавать

красоту живой природы.

Задачи эстетики: воспитание и развитие вкуса, способности различать и

воспринимать прекрасное. Изучение эстетики способствует развитию

творческих художественных способностей человека и общества.

Эстетика в своём развитии связана с этикой, педагогикой, философией,

искусствознанием, культурологией и др. науками.

Термин ЭСТЕТИКА введён в научный философский и историко-

культурологический обиход немецким философом АЛЕКСАНДРОМ

БАУМГАРТЕНОМ в 1750 г. Но сама наука о категориях и функциях

красоты зародилась в глубокой древности, в эпоху рабовладельческого

общества в Египте, Вавилоне, Индии и Китае.

СЛАГАЕМЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

Древнеегипетские пирамиды в Гизе. Всего в Египте открыто более 70

древних пирамид (усыпальниц фараонов). Самая величественная из них

пирамида Хеопса. Её высота – 146,6 м., длина основания каждой грани – 230

м. Греческий Парфенон по сравнению с пирамидой Хеопса выглядит

крошечным – как лодка по сравнению с морским пароходом.

СЛАГАЕМЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ:

религия, фольклор, наука, письменность, литература, театр, скульптура,

керамика, плавка металлов, ювелирное искусство, архитектура, музыка и т.д.

Акрополь в Афинах – искусство греческой архаики. В архитектурно-

скульптурном комплексе Акрополя были храмы Парфенон, Эрехтейон, а

также скульптуры в честь Ники Аптерос, в честь Афины и др. богов и

богинь.

Основной вопрос эстетики – это вопрос об отношении эстетического

сознания к действительности. Древнегреческие философы Гераклит,

Демокрит, Эмпедокл, Аристотель, Эпикур утверждали, что эстетическое

имеет своё начало в материальных свойствах, отношениях и

закономерностях бытия. Для эстетики характерны мера, пропорциональность,

гармония частей, единство многообразия, целостность рассматривается как

объективная основа прекрасного. В античной Греции зародились как

материалистические, так и идеалистические эстетические теории. Так,

например, пифагорейцы основу эстетического (прекрасного) видели в чисто

количественных отношениях, понятых в качестве идеальных сущностей.

Платон объявляет идею источником эстетического начала.

«Кора». 520 г. до н.э. Беломраморные скульптуры девушек (кора) и юношей

(курос) украшали богатые дома древних греков. Красивые беломраморные

скульптуры талантливых мастеров как бы магнитили, завлекали красоту и

счастье в дом и в судьбы домочадцев.

СЛАГАЕМЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА.

Древнеримская архитектура и скульптура отличаются изяществом

строгостью линий. Римская скульптура торжественно возвеличивала

значимость римских полководцев, цезарей.

Классовые принципы древнеримской этики и эстетики.

Амфитеатр Флафиев в Риме (Колизей). 75-80 – е гг. Колизей –

многофункциональное архитектурное сооружение. Это – досугово-зрелищное

здание (цирк, театр, место для сражения гладиаторов.

Функциональные аспекты древнеримской архитектуры. Римляне были

прекрасными строителями дорог, акведуков, аквенкумов (бассейнов), терм

(бань), тожественных храмов.

Пантеон в Риме. Интерьер (125 г.). Пантеон – место захоронения праха (в

вазах и кубках) самых знаменитых личностей Италии от античных времен

и до наших дней.

Торжественная арка Тита (81 г.) в честь славных побед над врагами Рима.

Арки, аркады, колонны использовались в качестве украшений в римской

архитектуре.

Идеалистические тенденции античной эстетики получили продолжение в

период феодального средневековья. Августин Блаженный, Фома Аквинский и

др. теософы источник красоты видят в Боге. Иеронимус Босх – художник

Северного Возрожднения и его фантасмагория «Страшный суд». Конец 15

века. Этико-эстетический смысл картины «Страшный суд» заключается в том,

что каждого грешника ждёт свой страшный суд и вечные муки в аду.

Иеронимус Босх – художник Северного Возрожднения и его фантасмагория

«Страшный суд». Конец 15 века__________.

В картине «Вознесение блаженных в Рай» (1500-1504) Иеронимус Босх,

опираясь на библейский гуманизм «дарит» надежду покаявшимся на

спасение от вечных мук.

Эпоха Возрождения ознаменовалась развитием материалистических

традиций античности. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Л. Альберти, А. Дюрер,

М. Монтень, В. Шекспир, М. Сервантес реабилитирую отвергнутую

средневековыми мыслителями природу, посюсторонний реальный мир и

утверждают мысль о том, что природа и человек по своей сущности

прекрасны, что задача художника воспроизводить эту реальную красоту

природы и человека.

МАСТЕРА ЖИВОПИСИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: