На стадии проведения НИР исследуются возможности реализации возникшей идеи, разрабатываются методические подходы к оценке возможности создания нового продукта (технологии). Если получены положительные результаты, то на их основе разрабатывается конструкторская документация и создается опытный образец, который проходит опытные испытания (опытное производство).
Эффективность производства новой продукции во многом определяется эффективностью процесса освоения.
В современных условиях сформировалась новая концепция маркетинга инновационных продуктов, в соответствии с которой изменилось место взаимодействия разработчика (производителя) и потребителя. При новой концепции маркетинга инновационного продукта потребитель и разработчик встречаются в начале цепочки в случаях:
когда новый продукт разрабатывается в соответствии с четкими запросами потребителя;
на стадии разработки проводится агрессивная кампания по формированию потребности в новом товаре, и к тому моменту, когда новый товар выходит на рынок, потребитель уже ждет его.
|
|
Повышенный риск инновационной деятельности складывается из повышенных рисков его этапа.Повышенный риск при выходе на рынок обусловлен тем, что если товар ранее реализовывался, то можно предусмотреть в определенном временном интервале объем его потребления; если товар новый, то очень сложно определить объем его потребления. Это связано, во-первых, с высоким уровнем неопределенности поведения потребителя, во-вторых — со сложностью точного определения экономического потенциала нового продукта.
Цикличность развития рассматривается на двух уровнях: на макроуровне (большие циклы Кондратьева) и микроуровне (учитывает жизненный цикл конкретного изделия). При учете макроциклов необходимо четко определить, на какой фазе находится развитие конкретной технологической парадигмы. Исходя из этого определяют экономический эффект. Так, например, исчерпание возможностей требует перехода на новую технологическую парадигму. На микроуровне решение о кредитовании создания нового образца, обновлении оборудования также необходимо принимать исходя из конкретной стадии жизненного цикла данного изделия.
Еще одна важнейшая характерная черта инновационной деятельности — взаимосвязь уровня новизны продукции и эффективности использования ресурсов.
При классификации инноваций было установлено, что продукция может различаться в зависимости от уровня новизны применяемых технологий:
Продукция на основе высоких технологий
Продукция на основе продвинутых технологий
Продукция на основе технологий среднего уровня
Продукция на основе технологий низкого уровня
Продукция, производимая без использования научно-технических разработок