Воспитание - всегда взаимоотношение субъект - объект, диалог.
Скрытая и анонимная позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, предметной (например, рисуем, а не занимаемся эстетическим воспитанием).
Воспитание происходит в момент, когда воспитывающее воздействие и взаимодействие - внешний диалог переходит во внутренний и возникает осмысление, оценочность, рефлексия (когда, например, ребенок решает: «Больше так не буду делать»).
. Под механизмами воспитания понимают те процессы, которые происходят в личности, когда она вступает во взаимодействие со средой и воспитателем, и которые оказывают влияние на изменения, происходящие в личности.
Далее будут рассмотрены основные механизмы воспитания (кратко описываются механизмы, задачи и позиция педагога, использующего данный механизм):
1. Идентификация - отождествление себя с образами окружающего мира.
- Реализуется через два процесса:
а). интериоризация - принятие внутри себя;
б). самопроекция - выведение наружу: результат - проекция, внешний образ себя.
|
|
- Этапы идентификации:
а). идентификация с самим собой, со своим телом (например, формирование «я» образа у ребенка, желание смотреться в зеркало с целью изучения своего внешнего облика);
б). идентификация с полом (дети стараются быть похожими на родителей);
в). идентификация с социальными ролями.
Задачи педагога:
- организация воспитывающей среды;
- перевод социальной ситуации развития в педагогическую.
Драматизация - внутренняя переработка образов.
- Осуществляется на двух уровня:
а).отреагирование;
б). переживание.