Жилые сообщества

Критика феминистками социальных функций семьи, связанных не только с воспроизводством рабочей силы и обеспечением целостности общества, но и со стабилизацией существующих отношений господства, в начале 70х годов породил попытки противопоставить ей альтернативу в виде жилых сообществ и коммун. Некоторые из первых коммун (коммуны 1 и 2 в Берлине; коммуна Хорла в Мюнхене) в начале 70х годов казались обывателям кошмаром (наркотические оргии, групповой секс и т.п.). Теперь коммуны «обуржуазились» и стали повседневным явлением (Р. Зидер).
Жилые сообщества представляют пеструю картину с точки зрения структуры отношений, складывающихся в них. Часть их состоит из нескольких малых семей, часто называемых «большой семьей», жилые сообщества из нескольких пар, жилые сообщества из нескольких лиц, не связанных друг с другом парными отношениями, а также образуемые из этих элементов смешанные формы. По критерию стоящих перед ними социокультурных, политических и экономических задач можно выделить студенческие коммуны в университетских городках, сельские группы, часто практикующие макробиотические методы возделывания культур, религиозные и лечебные группы, группы совместного проживания пожилых лиц, лиц с ограниченной подвижностью и другие пограничные группы, и, наконец, производственные и жилые коллективы, а также педагогические группы родителей с детьми (в традициях движения за антиавторитарное воспитание). Общим для всех этих форм сожительства, отмечает Р. Зидер, является лишь то, что большое число частью не связанных родством людей собираются в квартире (или в доме) для совместного ведения хозяйства. Их мотивы, надежды, запросы и проблемы, напротив, очень различны. Многие группы представляют не просто временную, но длительную альтернативу семейному образу жизни. Студенческие жилые сообщества составляют среди них подавляющее большинство (Р. Зидер).
Социальные следствия альтернативного семье образа жизни. Совместное выполнение работ по дому и воспитанию детей дает то преимущество, что они могут быть распределены между большим количеством лиц. Выполняемое в идеальном случае по очереди «дежурство по дому и уходу за детьми особенно разгружает женщин от одностороннего прикрепления к обязанностям хозяйки и матери». Группа контролирует справедливое распределение работ по дому и уходу за детьми. Таким образом, в тенденции устраняется разделение труда на основе половой специфики. Жилищные группы подрывают и принцип филиации (отделения нуклеарных семей). Не только родные отец и мать, но и каждый член жилой группы находится, как предполагается, в отношениях солидарности и заботы с живущими вместе детьми. Преодоление половых ролей находит свое продолжение в намерении в целом ограничить присущий полам тип поведения, порождающий господство. В жилом сообществе всегда найдутся собеседники, чтобы обсудить важнейшие проблемы и поговорить, провести свободное время. Отдельная пара освобождается от бремени завышенных требований к самой себе.
В некоторых коммунах пытались разрушить обособленность личной жизни групп из родителей с детьми, пар, отдельных лиц, например, путем устройства общей спальни, отказа от собственности на предметы обстановки, автомобилей и т.п. Тем самым планировалось преодолеть отношения частной собственности. Но большинство коммун все же придерживалось сохранения автономного пространства каждого члена группы (его собственной комнаты и т.п.). Жилые сообщества финансируют и ведут хозяйство большей частью из общей кассы. Остаток личного дохода члены сообщества, как правило, оставляют себе. Возникает более высокая степень материальной защищенности для отдельного лица, потому что в момент отсутствия заработка и денег солидарность группы оберегает его от нравственного и физического упадка. Общее владение средствами производства имеется в сельских коммунах, жилых и производственных кооперативах (например, в коллективных ремесленных мастерских). Многие группы пользуются вместе принесенными членами группы предметами длительного пользования (телевизорами, стереоаппаратурой, мебелью, автомобилями). Коллективное право собственности снижает необходимость и значимость личной собственности. Личные потребности находятся под контролем группы. Человек в меньшей степени подвергается и воздействию капиталистической товарной эстетики. Из коллективного сопротивления принудительному приобретению возникают формирующие стиль элементы специфической жилищной эстетики, которая способна своим повседневным порядком поставлять под вопрос «тонкий
микробазис» общественного порядка.

Совместное пользование предметами потребления ограничивает их престижный и фетишизированный характер. Жилые сообщества подрывают в сознании своих членов ценность таких существенных элементов капиталистической идеологии, как конкуренция, статус, собственность, потребление, но, по мнению Р. Зидера, конечно, не могут устранить их в обществе.


Жизненный цикл семьи

Семья не только устойчивое, но и динамическое образование, изменяющееся во времени от начала семейной жизни до ее финиша. Введение параметра продолжительности (возраста, стажа) брака и семьи и изменений, происходящих с семьей на протяжении ее жизни, привело в социологии к формированию понятия «жизненного цикла семьи». В жизни отдельной семьи, разумеется, никакой цикличности нет. Цикл возникает только в массе семей, в процессе смены поколений, когда одни и те же стадии становления, функционирования и распада семьи как социальной целостности повторяются в разных семьях вновь и вновь. В отдельно же взятой семье можно наблюдать только последовательную смену семейных событий (истории семьи) и о цикле и цикличности можно говорить число условно.
Разработка схем семейного цикла и соответствующих семейных структур является самостоятельной задачей социологии семьи. Семейный цикл, в основе которого лежит родительство, начинается с предродительства периода от заключения брака до рождения первенца. Затем наступает стадия репродуктивного родительства период между рождением первого и последнего ребенка. Эта стадия частично пересекается (а в случае рождения единственного ребенка полностью исчезает) со стадией социализациоиного родительства, то есть периодом от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребенка. Завершается семейный цикл по разным основаниям и может насчитывать неодинаковое число фаз, учитывающих все возможные события в семье (болезни, разлуки, смерти, разводы и т.д.), а не только те, о которых речь шла выше. В зависимости от оснований выделения стадий семейного цикла и его содержания может изменяться и семейная структура, могут возникать новые типы семей и основанные на них семейные типологии. Все это является важнейшей задачей изучения микросоциологии семьи. Макросоциология семьи изучает последнюю в системе общественных связей ее с иными социальными институтами (политика, экономика, право, образование, здравоохранение, социальная работа и др.).


Духовная жизнь семьи

Семья не только сфера удовлетворения первичных материальных потребностей человека, но и та общность, в которой человек впервые приобщается к духовной жизни общества, его культуре. В семье духовные ценности, идеалы превращаются в личностные характеристики, предопределяя дальнейшую духовнонравственную позицию человека, меру его духовности, сопричастности высоким гражданским и культурным идеалам. Как известно, этот процесс приобщения детей к культуре иначе называется социализацией. Хотя процесс социализации идет и за пределами семьи, семья играет в нем одну из ключевых ролей. В то же время в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства каждая семья создает собственную среду. В ней царит особый нравственнодуховный климат, особый дух, который или объединяет семью в единое целое, и это целое с обществом, государством, или, напротив, разъединяет и противопоставляет их друг другу.
Богатство духовной жизни семьи и ее возвышенные (гражданские) интересы главное семейное достояние. Но это в идеале. Пока же многие семьи ориентированы главным образом на умножение материального благосостояния, достижение вещного богатства, которое способно лишь противопоставить человека человеку и в семье, и за ее пределами. Узкокорыстные интересы и устремления членов семьи равнозначны ее бездуховности, разрыву с культурой, высшая функция которой состоит в формировании человека особого склада, человека соборного, способного протянуть руку помощи и члену своей семьи и любому другому человеку. Соборность неотделима от проявления высших форм эмоциональной жизни, любви, которой и держится прежде всего семья и вне которой она невозможна. Холодный, «голый» расчет способен создать лишь суррогаты семьи, а не подлинную семью как андрогинный творческий союз женщины и мужчины.

Нормативно-правовая база функционирования семьи, социальной защиты, материнства и детства
Семья, взаимоотношения членов семьи и отношение семьи с обществом и государством регулируются правом (помимо норм морали, культуры и т.д.). Основными нормативноправовыми документами здесь являются Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, ряд разделов Кодекса о браке и семье РСФСР, Гражданский кодекс и др.
Семейный кодекс РФ (1995), наиболее многосторонне регулирующий семейную жизнь, состоит из 8 разделов. Он провозглашает, что семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувстве взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства коголибо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. Кодекс подчеркивает, что правовыми органами признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
Правовое регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Кодекс запрещает любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты других членов семьи и иных граждан.
Отношения, регулируемые семейным законодательством, следующие: семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращение брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случае и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).


Семья и законодательство субъектов РФ

В соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Семейное законодательство состоит из Семейного кодекса РФ и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению субъектов РФ. Нормы семейного права субъектов РФ должны соответствовать Семейному кодексу РФ.
Неимущественные и имущественные отношения в семье, которые остаются неурегулированными и в рамках Семейного кодекса РФ регулируются гражданским, законодательством поскольку это не противоречит существу семейных отношений (ст. 4).
Семейное законодательство РФ и нормы международного права
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора (ст. б).
Осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан (ст. 7).
Защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, и в случаях, предусмотренных Семейным кодексом РФ, государственными органами или органами опеки и попечительства.
Таков примерно круг вопросов, рассматриваемых Семейным кодексом РФ в разделе I. Раздел II регулирует заключение и прекращение брака. Раздел III регулирует отношения между супругами (личные, имущественные и пр.). Раздел IV определяет права и обязанности родителей и детей. Раздел V нормирует алиментные обязанности членов семьи. Раздел VI определяет формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, в приемной семье. Раздел VII рассматривает применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и к лицам без гражданства. Раздел VIII определяет порядок введения в действие Семейного кодекса РФ.
Семья и семейные отношения изменяющиеся и развивающиеся явления. Вместе с ними должны изменяться нормы семейного права.


Социально-экономическое, культурное и духовное состояние современной семьи
Каково состояние семьи на современном этапе социальноэкономическое, культурное и духовное? Примерно со второй половины XX в. на Западе и у нас философы, социологи, экономисты, психологи, педагоги и др. ведут речь о кризисе семьи и семейных отношений. Основные проявления кризиса видят в развитии женского движения и установке многих женщин на самореализацию, неприятии традиционной женской роли как матери, домохозяйки и воспитательницы детей; в стремительном росте разводов, неполных семей, уменьшении числа детей в семье (эталонной становится малодетная и однодетная семья), уменьшении брачности и росте числа гражданских браков, увеличение числа альтернативных семье форм сожительства и квазигеев и лесбиянок; росте семейной девиации (алкоголизм, наркомания и др.), семейного и особенно сексуального насилия, включая инцест; увеличении частоты добрачных половых связей, ранних и сверхранних, а также внебрачных рождений; беспрецедентный рост отказов от детей и даже их убийств; нарастании эмоционального и духовного отчуждения между членами семьи; растущей подростковой и детской преступности, бродяжничества, безнадзорности и т.д.
В России данные процессы в условиях реформирования общества (начало 90х гг. XX в.) усугубляются массовым материальным обнищанием семей, безработицей, разрушением системы детских учреждений, культурнодосуговых и спортивных центров и коммерсализацией их, т.е. превращением данных организаций из массовых в элитарные образования, доступные лишь богатым семьям; недоступность высокой культуры и серьезной книги для рядовой семьи, а следовательно, отчуждение ее от них и духовная деградация личности; крайнее ухудшение жилищнобытовых условий семьи, высокая оплата коммунальных услуг; отсутствие возможности для молодой семьи приобрести собственное жилище; крайне высокая стоимость детской одежды, книг, игрушек, питания; коммерсализация образования и медицины и как следствие резкое ухудшение здоровья взрослых и детей, рост их смертности и т.д.
В свете всего сказанного выше выдвигается идея об отмирании семьи и уходе ее с исторической арены, замене ее иными формами общежития. Однако это не единственная точка зрения на социальноисторические судьбы семьи. Те же самые явления эмансипация женщины, рост числа разводов, гражданских браков, альтернативных семей, сокращение детности и др. феномены целым рядом социологов и историков семьи рассматривают как показатели не краха семьи, а коренных сдвигов, преобразований в ней. Уходит не семья вообще, а конкретная историческая форма семьи. На смену ей должны придти новый, более развитый тип семьи, контуры которого можно проследить уже сейчас. В частности, по мнению нашего отечественного ученого СИ. Голода, в современных условиях идет процесс перехода от «дето центристе кой» семьи к «супружеской» (о чем шла речь выше).
На Западе известный американский социолог Элвин Тоффлер («Третья волна») кардинальные сдвиги в сфере семьи и семейных отношений также рассматривает не как разрушение семьи как таковой, но как кризис нынешней нуклеарной семьи и переход к семьям нового (альтернативного) типа.
Уже известный нам немецкий социолог Г. Зидер считает, что при ответе на вопрос о дальнейших судьбах семьи следует учесть три момента изменений в эволюции брака и семьи.
Первый момент Для все большего числа людей будет возможно, если не произойдет серьезных социальных катаклизмов, жить, выбирая, в законном браке с детьми или без, в неузаконенном сожительстве, обособленно (что не исключает длительных отношений), в жилой группе, носящей «семейный» или несемейный характер, или, чаще всего после развода, в «остаточной семье». Семья при этом должна утрачивать монопольное и безальтернативное особое положение как нормальная форма совместной жизни.
Второй момент. Между социализацией в родительном доме и рождением и воспитанием своих детей в своей семье все чаще вместо «оберегаемой жизни» молодых в родном доме будет утверждаться промежуточная фаза относительно свободных форм отношений (сменяющие друг друга любовные связи, совместная жизнь без свидетельства о браке, жизнь в группе). Прямой путь от родительского дома к своему собственному станет все более редким. Человек «постиндустриального» общества в процессе своей жизни, вероятно, чаще и в большем количестве, чем прежде, будет менять различные жизненные модели. Без учета немногочисленного меньшинства нет никаких признаков того, что концепция верности может быть поставлена под вопрос в длительных (все же не обязательно продолжающихся всю жизнь) отношениях мужчины и женщины. Сексуальная верность попрежнему является идеалом. Во всяком случае, повидимому, и дальше будет увеличиваться терпимость в отношении к «прыжку в сторону» партнера, если это не влияет на основополагающее согласие в браке. Вопреки возросшим требованиям к любви и счастью в супружестве растет толерантность к свободе партнеров. С другой стороны, тем самым множатся опасные моменты для существования брака. Это указывает на то, что брак продолжает терять свою исключительность и все более приобретает характер свободных и могущих быть расторгнутыми отношений.
Третий момент. Число детей, воспитываемых свободно живущими (совместно) парами или одинокими матерями, вероятно, будет увеличиваться и далее. Если исходить из того, что в последующие годы продолжится определенная демографами тенденция к разводам, то в будущем каждый третий житель Центральной Европы к концу жизни окажется один; из тех, кто женится, примерно каждый третий разведется вновь; из разведенных только каждый второй снова вступит в брак. При условии, что частота разводов останется на современном уровне, из детей, рожденных в первой половине 80х гг. XX в. каждый восьмой до 14 лет жизни станет свидетелем развода родителей. Тем самым социальные филиации еще более утратят свое значение. Основанные не на кровном родстве формы солидарности и опеки предположительно приобретут большее значение.
Развитую выше концепцию эволюции семьи и ее будущего Г. Зидер считает открытой для дальнейшего обсуждения и выдвижения иных точек зрения.
Для подавляющего числа наших отечественных исследователей вопрос, сохранится ли семья в будущем, не является дискуссионным. Ответ на него дается однозначный: семья как первичная социальная общность людей необходимо сохранится и в будущем, но в семье идут коренные сдвиги и главными из них являются изменения супружеских отношений, отношений мужчины и женщины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: