Как осуществляется правовое регулирование экологического аудита на федеральном уровне и на уровне субъектов в РФ?

? Как осуществляется правовое регулирование экологического аудита на федеральном уровне в РФ?

!До издания Федерального закона «Об аудиторской деятельности» действовали нормативные правовые акты, которые закрепляли экологический аудит как правовой механизм и стали основой правового регулирования аудиторской деятельности. Рассмотрим указанные акты в порядке их издания.

Вопросы экологического аудита предусмотрены Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.93 г. № 2284, в числе экологических факторов при установлении порядка приватизации химически-, взрыво-, пожаро- и токсикоопасных объектов (п. 6.33). Порядок реализации мероприятий по учету экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий определен приказом Минприроды РФ от 21.11.95 г. № 469.

Распоряжением Госкомимущества и Минприроды РФ от 08.06.95 г. №791-р/1 (зарегистрировано в Минюсте РФ 26.06.95 г. № 884) определено, что учет экологического фактора при продаже акций акционерных обществ открытого типа, созданных в порядке преобразования государственных (муниципальных) предприятий, признанных экологически опасными, в частности, состоит во включении мероприятий по их экологической санации в соответствующие инвестиционные программы.

Обязательность лицензирования аудиторской деятельности, а следовательно, и экоаудиторской деятельности, закреплена ст. 17 п. 1 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

«Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» установлено: Главный государственный инспектор Российской Федерации по геологическому контролю и его заместители, старший государственный инспектор Российской Федерации по геологическому контролю, главные государственные инспекторы, их заместители и старшие государственные инспекторы по геологическому контролю на соответствующих территориях имеют право: привлекать в установленном порядке аудиторские организации для проверки деятельности пользователей недр.

Ст. 27 ч. 2 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Положением о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха определено: государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности.

Экологический аудит предусмотрен Классификатором правовых актов, одобренным Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. № 511 (код деятельности 110.010.100).

Министерством природных ресурсов РФ изданы приказы от 02.04.98 г. № 95 «О создании системы аудита недропользования», от 31.08.99 г. № 169 «Об утверждении Временного положения об аудите недропользования на предприятиях топливно-энергетического комплекса».

Совместным приказом Госстандарта и Госкомэкологии от 11.12.98 № 47/772 создан Технический комитет по стандартизации по тематическому направлению «Охрана окружающей природной среды». В его составе предусмотрен подкомитет экологической сертификации и экологического аудита.

Кроме того, приняты стандарты ГОСТ Р ИСО 14000, содержащие руководящие указания по экологическому аудиту, в том числе требования к экоаудиту, к процедуре экоаудита, к экоаудиторам.

Как видно из вышеизложенного, в России правовое регулирование экологического аудита на федеральном уровне носит довольно неполный, фрагментарный характер. Действующие подзаконные акты приняты во исполнение утративших силу постановлений Правительства РФ, которые регулировали отношения по лицензированию отдельных видов деятельности. Однако вследствие распространения экологического аудита на практике его правовое регулирование активно осуществляется на уровне субъектов РФ. Поэтому обратимся к нормативно-правовой базе экологического аудирования регионального уровня.

? Как осуществляется правовое регулирование экологического аудита на уровне субъектов РФ?

!В «Положении о лицензировании экологической деятельности» (утверждено постановлением Правительства Москвы от 29.11.1994 № 1078) «экологическое аудирование промышленных, коммунальных и транспортных предприятий» рассматривается как вид экологической деятельности. В 2001 г. с учетом опыта экоаудита подготовлен проект постановления мэра г. Москвы «О проведении экологического аудита в г. Москве».

Мособлкомприроды издал приказ от 10.01.99 г. № 2 «Об экологическом аудировании». В порядке эксперимента отделу экономики природоохранной деятельности, научно-технического обеспечения, информации и экологического аудирования поручено организовать работу по экологическому аудированию предприятий и организаций в целях проверки соблюдения условий лицензий, выданных Мособлкомприроды. Определен Перечень предприятий и организаций, подлежащих экологическому аудированию.

Закон Московской области от 22 июня 2003 г. N 65/2003-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области" и "О Комплексной программе социально-экономического развития Московской области на 2003 год" (принят постановлением Московской областной Думы от 28 мая 2003 г. N 1/59-П).

Закон Московской области от 23 апреля 2003 г. N 40/2003-ОЗ "Об областной целевой программе "Экология Подмосковья на 2003-2004 годы" (принят постановлением Московской областной Думы от 2 апреля 2003 г. N 5/52-П) (с изменениями от 30 октября 2003 г.).

Постановление Правительства Московской области от 24 октября 2002 г. N 487/42 "О проведении экологической оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду (экологическом аудите) в Московской области".

В целях улучшения состояния окружающей природной среды и оздоровления экологической обстановки в Московской области, создания условий для экономической заинтересованности организаций в осуществлении эффективных мер по охране окружающей среды, а также соблюдения природоохранного законодательства Правительство Московской области постановляет:

1. Государственным унитарным предприятиям Московской области, хозяйственная и иная деятельность которых воздействует на окружающую среду, ежегодно представлять в Министерство экологии и природопользования Московской области заключения экологического аудита осуществляемой ими деятельности.

2. Центральным исполнительным органам государственной власти Московской области при осуществлении контрольных функций рекомендовать организациям, оказывающим воздействие на окружающую природную среду, прохождение экологического аудита.

3. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти по Московской области при осуществлении контрольных и надзорных функций предлагать организациям, оказывающим воздействие на окружающую природную среду, прохождение экологического аудита.

4. Согласиться с предложением Ассоциации экологического образования и программ о проведении совместно с центральными исполнительными органами государственной власти Московской области и государственными органами Московской области методических и организационных работ по развитию экологического аудита в Московской области.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Московской области


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: