Толстой Лев Николаевич. (28 августа 1828 – 7 ноября 1910) – русский писатель

(28 августа 1828 – 7 ноября 1910) – русский писатель. В 1844 – 1847 годах учился в Казанском университете. В 1851 – 1854 годах служил в армии на Кавказе. В 1854 – 1855 годах участвовал в обороне Севастополя. В 1855 году приехал в Петербург, где сблизился с сотрудниками «Современника», познакомился с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым и др. Неудовлетворенный своим творчеством, в 1859 году оставляет литературу и поселяется в деревне, где создает свою школу в Ясной Полине, преподает в ней, издает педагогический журнал «Ясная Поляна». Аристократ по происхождению и воспитанию, Л. Н. Толстой видит вы ход из духовного кризиса конца 50-х годов в сближении с народом, с его нуждами и интересами. Живя уединенной и размеренной жизнью, Л. Н, Толстой обретает душевное равновесие и находит себя в интенсивном и сосредоточенном творчестве. 60-е годы – пора расцвета творческого гения Л. Н. Толстого (роман «Война и мир»).

В середине 70-х годов Л. Н. Толстой вновь переживает глубочайший кризис своего нравственно-философского мировоззрения, который нашел отражение в романе «Анна Каренина». Духовные поиски Л. Н. Толстого и его новое мировоззрение выразились в произведениях конца 70-х – начала 80-х г. «Исповедь» и «В чем моя вера». В это время усиливаются религиозные настроения Л. Н. Толстого. Вместе с тем он выступает с резким обличением и социальной критикой государственных учреждений, суда, Церкви, официальной культуры тогдашней России. Однако критика эта была противоречивой. Учение Л. Н. Толстого включало некоторые элементы социализма (идея создания на месте помещичьего землевладения и полицейски-классового государства общежития свободных и равноправных крестьян). Вместе с тем оно идеализировало патриархальный уклад жизни и рассматривало исторический процесс с точки зрения «вечных» понятий нравственного и религиозного сознания.

В. И. Ленин в своих работах о Л. Н. Толстом раскрыл связь этих противоречий с противоречивой психологией русского пореформенного крестьянства и в этом смысле определил значение Л. Н. Толстого как «зеркала русской революции». Л. Н. Толстой выступил в это время с проповедью «непротивления злу насилием», считая единственно допустимым способом борьбы со злом его публичное обличение и пассивное неповиновение властям. Путь к грядущему обновлению человека он усматривал исключительно в духовной работе по нравственному самосовершенствованию каждого человека, отвергая возможность политической и революционной борьбы.

В 80-е годы Л. Н. Толстой вновь от ходит от литературного творчества и даже осуждает как «барскую забаву» свои прежние произведения. В 90-е годы отдается активной социально-публицистической деятельности. Вместе с тем в эти годы он пишет свой последний роман «Воскресение». Последние годы жизни Л. Н. Толстой провел в Ясной Поляне. Пытаясь, при вести образ жизни в согласие со свои ми убеждениями и тяготясь бытом помещичьей усадьбы, Л. Н. Толстой тайно ушел из Ясной Поляны, по дороге простудился и умер. Соч.: Поли. собр. соч. М.; Л., 1928 – 1958; Собр. соч., т. 1 – 20. М., 1960 – 1965. Лит.: Ленин В. И. О Л. Н. Толстом. М.1978; Эйхенбаум Б. Лев Толстой. Семидесятые годы. М., 1960 4. 3 и приложение; Асмус В. Ф. Мировоззрение Толстого. – В кн.: Литературное наследство, т. 69. М. 1961.

«Исповедь» Л. Н. Толстого – психологический документ необычайной глубины и силы. Пожалуй, равного ему нет в художественной литературе. Накануне своего пятидесятилетия Толстой переживает глубокий душевный кризис. Выйдя из него, он пишет «Исповедь» (1879), которая представляет собой не что иное, как историю развития личности писателя.

Толстой описывает ряд периодов своей жизни. Каждый из них отличается; тем главным, что «двигало», по выражению автора, его жизнью. Фактически речь идет о ведущих мотивах, сменявших один другой на протяжении нескольких десятилетий биографии Толстого.

Совершенно замечательны строки, описывающие тот душевный «багаж», с которым 16-летний Толстой вошел во взрослую жизнь. Из детства он вынес смутную веру во что-то хорошее, стремление быть как можно лучше. Главным в этом смутном чувстве, как потом понял Толстой, было стремление к нравствен ному совершенствованию.

Это наблюдение Толстого иллюстрирует глубокую и очень верную мысль, высказывавшуюся многими знатоками человеческой жизни, – мысль о том, что именно в детстве, в благополучном детстве, закладываются нравственные; основы личности. По мысли Ф. М. Достоевского, без счастливого детства, человек не может стать нравственным. О том же пишет Л. Н. Толстой в известных строках: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Переживания юного Толстого того периода служат также выразительным примером еще плохо осознанного стремления к самоактуалиэации – так интенсивно обсуждающего сейчас в научной психологической литературе.

С точностью подлинного научного анализа Толстой показывает далее, как его стремление к совершенствованию «вообще» стало конкретизироваться («опредмечиваться») и одновременно г – в силу специфики социального окружения – искажаться, превращаясь в стремление быть как можно лучше уже не перед богом или самим собой, а перед другими людьми, быть славнее важнее, богаче других.

Очень ясно показывает Толстой механизм совершающейся здесь трансформации и дальнейшего усложнения – развития личности. На пороге взрослой жизни чрезвычайно мощным оказывается «социальный» мотив – стремление получить признание людей своего круга, найти место среди них. Но это возможно лишь при условии удовлетворения «социальных ожиданий», направленных на личность: «Отдаваясь этим страстям, я становился, похож на большого и я чувствовал, что мною довольны».

В обществе русского дворянства, окружавшем Толстого, уважались «честолюбие, властолюбие, корыстолюбие, любострастие, гордость, гнев, месть». И вот жажда «стать большим» или даже «стать похожим на большого» приводит к тому, что вся эта «система ценностей» начинает определять действия и поступки молодого человека.

Так возникает драматический момент в жизни личности, знакомый, по справедливому замечанию Толстого, многим и многим. Стремление к добру, нравственности наталкивается на необходимость поступать жестоко, несправедливо, безнравственно. И что самое главное – эта вначале внешняя необходимость становится внутренней движущей силой, мотивами или «страстями», которым Я молодой Толстой начинает предаваться.

Конфликт, который возникает при этом между новыми «нравственными» мотивами и пока еще смутным, но глубоким, вынесенным из детства нравственным чувством (нравственные потребности), имеет целиком социальное происхождение. По существу, это отражение в душевной жизни личности двух противостоящих во внешнем мире начал: добра и, зла.

Молодому Толстому удалось избежать той «ловушки» или тупика, которые были уготованы его личности его социальным окружением. Об этой опасности он очень выразительно пишет в другом месте: «Главное зло состояло в том убеждении, что comme il faut; есть самостоятельное положение в обществе, что человеку не нужно стараться быть ни чиновником, ни каретником, ни солдатом, ни ученым, когда он comme il faut; что, достигнув этого положения, он уже исполняет свое назначение и даже становится выше большей части людей....Эта участь ожидала меня».

Однако Толстой быстро перерастает рамки своей «социальной роли». Он увлекается писательской деятельностью; затем с головой уходит в занятия народным образованием. Следующий период – женитьба, увлечение семейной жизнью, воспитание детей, хозяйство. Страстная натура Толстого заставляла его бурно переживать каждый новый период его Жизни. Может быть, поэтому ему удается довольно быстро изживать свои ведущие мотивы».

Но дело еще и в другом. Очень отчетливо из текста «Исповеди» выступает еще одно свойство автора: на протяжении всех периодов он ни на минуту не прекращал напряженную аналитическую работу, направленную на познание себя и других. Со свойственной ему глубиной и силой ума, критичностью и откровенностью Толстой пытался понять, чем живут окружающие его люди, каковы их истинные Мотивы и ради чего действует он сам. Эта работа приводит к ряду открытий-разочарований, после которых он уже не может вернуться к прежним занятиям.

Так, в «Исповеди» отчетливо просматриваются две линии развития личности. Одна – процесс стихийного развития и смены мотивов, он особенно выражен в первые периоды, когда, по выражению Толстого, он был еще «пьян жизнью». Другая – все более и более переплетающаяся с первой – напряженная работа сознания и самосознания.

Эта работа, а точнее весь процесс в целом, приводит к одному из самых острых событий психологической биографии писателя. Многократные попытки ответить на конкретные вопросы: «Для чего я это делаю?» – сливаются в общий интегральный вопрос: «Для чего я живу?»

К этому времени осознанность становится настолько характерной чертой всего строя личности Толстого, что без ответа на этот вопрос он не может продолжать жить.

Трудно переоценить значение для психологии личности описания Толстым этого его главного кризиса. Здесь важно все – и процесс его постепенного наступления, и содержания мыслей, переживаний, поисков в его кульминационный период, наконец, способ выхода из него. Эти страницы «Исповеди» особенно замечательны тем, что в них сила переживания и ищущего ума Толстого слились с силой его писательского таланта.

Психология только подходит к серьезному анализу подобных событий в жизни личности. И сказать о них значительное слово ей еще предстоит.

Сейчас же мы можем совершенно определенно сказать, что поиск смысла жизни – в том виде, как он изображен Толстым – есть одна из самых главных и высших функций личности, особенно той ее инстанции, которая определяется как ее самосознание.

Мы обрываем фрагмент из «Исповеди» в самом начале описания кризисного периода.

Нужно сказать несколько слов о том психологическом выходе, который нашел для себя, в конце концов, Толстой. Он очень знаменателен.

Одно из главных рассуждений, к которому постепенно пришел Толстой, состояло в том, что в своих Поисках, гордых и одиноких, он оторвался от многих и многих миллионов людей, живших до него и живущих теперь – и в этом была его ошибка.

«С тех пор, как началась какая-нибудь жизнь людей, у них уже был этот смысл жизни, и они вели эту жизнь, дошедшую до меня. Все, что есть во мне и около меня, – все и плотское и неплотское, все это – плод их знания жизни. Те самые орудия мысли, которыми я обсуждаю эту жизнь и осуждаю ее, – все это не мной, а ими сделано. Сам я родился, воспитался, вырос благодаря им. Они выковали железо, научили рубить лес, приручили коров, лошадей, научили сеять, научили жить вместе, yрядили нашу жизнь; они научили меня думать, говорить. И я-то – их произведение, ими вскормленный, вспоенный, ими наученный, их мыслями и словами доказал им, что они – бессмыслица! Тут что-то не так, – говорил я себе.

В этих замечательных строках Толстого мы находим ростки понимания общественной сущности человека. Человек и его личность – порождения человечества. Через это понимание Толстой и приходит к следующей мысли: чтобы понять смысл своей жизни, нужно приравнять ее не к конечному существованию своего тела, а к «бесконечному началу», для выражения которого люди в скрывающейся глубине веков выработали разные понятия. Среди них – «понятие божественности души,...сущности души,...нравственного добра и зла». И Тол стой, по его словам, принимает в себя это начало, сливается с ним.

Так через своего рода субъективное открытие, через приобщение своей индивидуальной личности к ее источнику – духовному наследству человечества – Толстой находит решение мучавших его вопросов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: