Рабочая программа. Учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс

по дисциплине Б1.ДВ1 «Этика делового общения»

направления подготовки «051000» «Профессиональное обучение по отраслям»

Профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»

Составитель: Русова И.В.

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №___от

Зав. кафедрой__________________

Шадринск, 2013

I. ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ УМК

Положение о порядке контроля учебной работы и оценке знаний студентов.

ФГОС ВПО «051000 – профессиональное обучение (по отраслям)»;

Письмо Минобрнауки РФ от 23 марта 2006 г. № 03-344, письмо заместителя руководителя Рособрнадзора Е.Н. Геворкян от 17 апреля 2006 года №02=55 ин/ак;

Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины;

Нормативные документы Системы менеджмента качества ШГПИ (Сертификат ИСО 9001: 2008 № 313/1 от 20.07.2010 г.);

Положение о порядке контроля учебной работы и оценке знаний студентов.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Шадринский государственный педагогический институт»

Художественно – графический факультет

Кафедра теории и методики изобразительного искусства

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор ШГПИ

Дзиов А.Р.

«__»_____________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине Б1.ДВ1 «Этика делового общения»

направления подготовки «051000» «Профессиональное обучение по отраслям»

Профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»

Составитель: Русова И.В.

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №___от

Зав. кафедрой__________________

Шадринск, 2013

2.1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью данного курса является освоение студентами этических основ и сфер делового общения с деловыми и официальными лицами и зарубежными (и общественными) партнерами в рамках делового протокола, этических норм, требований этикета, сложившихся на основе исторической практики и отчасти закрепленных в нормативных документах и международных конвенциях.

Задачи дисциплины:

- обучение навыкам воздействия на партнера и клиентуру методами и тактическими приемами рационального обеспечения своих интересов и достижения эффективного сотрудничества, нравственными нормами делового общения;

-изучение теории и практики ведения деловых переговоров – их организации и подготовки, концептуальных подходов к ним;

- формирование интереса к углубленной работе по изучению и внедрению в практику собственной профессиональной деятельности разнообразных методик делвого общения.


2.2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

- Способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке и осознавать языка необходимость знания второго (ОК-20).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные концепции в деловой этике;

- взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой;

- особенности правил этикета делового общения;

- содержание этического кодекса организаций;

уметь:

- применять общие этические принципы к конкретным ситуациям принятия решений;

владеть:

- навыком на практике использовать способы повышения этического уровня.

2.3.ДИСЦИПЛИНА В СТРУКТУРЕ ООП НАПРАВЛЕНИЯ

Для изучения дисциплины необходимо наличие целостного представления о картине мира, ее научных основах (ОК-14); владеет способностью научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умением использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности (ОК-15).

Дисциплина развивать, формирует компетенцию ОК-20, не является итоговой для формирования компетенций.

Дисциплина необходима для изучения следующих дисциплин: экономика, политология.

2.4 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Таблица 1

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость  
Аудиторные занятия  
Из них в интерактивной форме (в соответствии с ФГОС)  
Лекции  
Практические занятия (семинары)  
Лабораторные работы -
Самостоятельная работа  
Курсовые работы/ рефераты -
Формы и методы итогового контроля 3й семестр зачет / рейтинг

Перечень форм и методов итогового контроля:

- зачет (в традиционной форме)

- рейтинг.

2.4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.5.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

Таблица 2

№ п\п Раздел дисциплины Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Из них в интерактивной форме Самостоятельная работа Метод контроля
1. Основные понятия этики делового общения     -     Устный опрос
2. Этикет. Основы речевой этики           Составление схемы
3. Классические правила ведения диалога.     -     Анализ
4. Основы устного общения. Законы публичной речи.     -     Домашнее задание
5. Деловая беседа.     -     Домашнее задание
6. Композиция и стиль речи.     -     Выполнение тестов
7. Фомы делового общения     -     Выполнение тестов
  Всего:     -      

2.5.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.

Понятия: «этика», «мораль», «общение», «деловое общение», «этика делового общения». Предмет – психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей; психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп.
Теоретические предпосылки становления этики делового общения. Этика в учении Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля.
Деловая этика и ее специфика (предпринимательство – соревнование интеллектов, допускающее умолчание, хитрости, неожиданные ходы).
Обязательность, ответственность и компетентность – главные составляющие деловой этики.

ТЕМА 2. ЭТИКЕТ. ОСНОВЫ РЕЧЕВОЙ ЭТИКИ.

Понятия: «коммуникация», «язык», «речь», «мышление», «речевая деятельность». Виды речевой деятельности. Деловое общение как речевая коммуникация. Модель речевой коммуникации. Типы речевой коммуникации и их характеристика. Функционально-смысловые типы речи. Функциональные стили речи. Речевая норма и культура речи. Словарный запас делового человека.

ТЕМА 3. КЛАССИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА.

Классические правила ведения диалога. Формулы логического убеждения. Построение аргументации. Тактические приемы использования аргументов и формул логического убеждения.

ТЕМА 4. ОСНОВЫ УСТНОГО ОБЩЕНИЯ. ЗАКОНЫ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ.

Культура речи. Основы устного общения. Законы публичной речи. Стратегия ведения речи. Композиция и стиль речи при деловом общении. Риторика. Воздействие на аудиторию. Требования к выступающему: краткость и содержательность, обоснованность суждений, исключение двусмысленностей и слов с двойным значением, предельная ясность и точность. Независимость ответов от внутреннего эмоционального состояния выступающего, его настроения, предубеждений.


ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА.

Деловые коммуникации в бизнесе и в организациях. Виды деловых бесед: Цели, задачи и структура деловой беседы. Типы вопросов (закрытые, открытые, контрольные, зеркальные и др.) и их классификация (по характеру, функциям, содержанию).
Ведение деловых бесед. Типы собеседников в деловом общении. Культура организации деловых бесед. Методика проведения деловых совещаний. Виды совещаний. Цели делового совещания. Подготовка, организация и проведение совещания. Типичные ошибки. Структура совещания. Культура поведения сотрудников на совещании.

ТЕМА 6. КОМПОЗИЦИЯ И СТИЛЬ РЕЧИ. РИТОРИКА.

Психологические особенности партнеров. Классификация абстрактных типов собеседников. Методы воздействия на партнера, завоевания симпатии, формулы логического убеждения, смягчения конфликтных ситуаций и выхода из них (уступка, компромисс, сотрудничество, игнорирование, прямое жесткое требование).
Техника аргументации (риторические методы: противоречия, «извлечения выводов», сравнения, «да-но», «бумеранга», видимой поддержки и т.д.; спекулятивные методы: преувеличения, анекдота, ссылки на авторитет, апелляции, дискредитации, дискредитации, искажения и т.д.). Применяемые риторические выразительные средства (наглядные, впечатляющие, эстетические, коммуникативные и т.д.)
Национальные особенности делового общения. Международная субкультура переговоров – их специфика в странах Запада и Востока. Кросс-культурный анализ и национальные подходы в вопросах: формирования делегаций и механизма принятия решений; особенностях поведения и характерных тактических приемов.

ТЕМА 7. ФОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.

Классификация переговоров (по содержанию и целям, охватываемой области, количеству и статусу участников). Особенности деловых и коммерческих переговоров. Стадии подготовки и проведения переговоров. Организационная подготовка деловых переговоров и составление программы, определение участников, времени и места их проведения. Разработка стратегии и тактики переговоров, анализ информации, определение позиции, согласование условий, составление «сценария» переговоров, распределение «ролей» участников своей делегации, подготовка вспомогательных материалов и проектов намечаемых к обсуждению документов. Проработка условий конечных документов переговоров с функциональными службами своей организации и с субподрядчиками. Использование таких методов подготовки, как «деловая игра», «мозговая атака», анализ балансовых листов и др. Техническое обеспечение переговоров.
Ведение переговоров. Выбор концептуального подхода: конфронтационного (торг) либо партнерского (совместное решение проблемы). Симметричные и асимметричные решения. Способы подачи позиции (открытие ее, закрытие, постепенное приоткрывание – «салями»). Оферта, возможная реакция на предложения, методы торга, акцепт. Возможные тактические приемы со стороны партнера (завышение требований, расстановка по нарастающей, пакетирование и т.д.) Понятие протокола и его виды (деловой, государственный, национальный, международный, светский и др.).
Деловой протокол. Сферы применения и цели освоения норм. История формирования протокола в античном мире, в эпоху абсолютистских монархий в Европе. Венский регламент 1815 г. «Посольский обряд» в России. Венская базовый документ¾конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. дипломатического протокола и ориентир для деловых протокольных контактов.
«Основные положения государственной протокольной практики РФ», закрепленные Указом Президента России в 1992 г. и уточненные в 1994, 1997 и 1999 гг., фактически формулирующие подходы к протокольной работе на разных уровнях и в разных сферах, включая деловую.
Культура речи, основы устного общения, композиция и стиль речи. Соблюдение вежливости. Соблюдение надлежащего внешнего вида, одежды. Умение вести себя. Манера разговаривать, умение слушать собеседника. Воспитанность, умение управлять эмоциями.
Этикет приветствия и представления. Инициатива и форма приветствия, соблюдение старшинства. Служебный этикет. Значение внешнего облика в деловом общении. Требования к современному деловому этикету. Правила знакомства. Порядок представления. Визитная карточка. Профессиональный этикет.
Этикет проведения деловых визитов. Вопросы этикета встречи и рассадки партнеров на переговорах и беседах.
Этикет вручения подарков, сувениров и поздравлений. Поводы для вручения подарков и сувениров. Вкус, такт, этика при подборе подарков и сувениров. Ограничители, существующие в вопросах подарков в странах Востока и Запада. Практика, применяемая в России, с акцентом на национальную культуру и экзотику.
Особенности делового этикета зарубежных стран.

2.6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина «Этика делового общения» является составной частью научно-методической подготовки бакалавров направления 051000 – Профессиональное обучение (по отраслям).

Ее изучение опирается на полученные ранее знания и умения по таким дисциплинам, как «История России», «Общая психология» и др.

В работе со студентами используются разнообразные средства, формы и методы обучения: информационно-развивающие, проблемно-поисковые, творчески-воспроизводящие. Для лучшего усвоения учебной дисциплины используются проблемные лекции, учебные дискуссии, технология мозгового штурма, технология проектной деятельности, технология дидактической игры. Лекции сопровождаются показом таблиц, схем, видео, слайдов, постеров, демонстрацией дидактических материалов.

На семинарских занятиях для активизации студентов используются проблемные ситуации, экспертная оценка, подготовка рефератов, информационных стендов, тестирований, анализ и обсуждение результатов самостоятельной работы, также используются деловые игры, диспуты, анализ ситуаций, решение задач, просмотр видеофильмов.

Контрольные мероприятия проводятся в форме деловых игр, письменных контрольных работ, выполнения тестовых заданий, решения кроссвордов.

2.7 Аттестационные педагогические измерительные материалы для предварительного контроля успеваемости, оценивания сформированности компетенций, промежуточной аттестации по итогам оценивания дисциплины

тематика рефератов:

1. Свобода и ответственность в деятельности педагога.
2. Педагог - профессия творческая?
3. Консерватизм - добро или зло в педагогической профессии?
4. Проблема дистанции в общении педагога и учащегося.
5. Уважение и унижение ребенка - в чем они проявляются?
6. Внутренний и внешний имидж педагога.
7. Эмоциональный мир педагога.
8. Нравственные аспекты оценки педагогического труда.
9. Нравственные коллизии отношений в учительской

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ДОМАШНЕЙ) РАБОТЫ:

1. Проанализируйте литературу по предмету и выделите моральные проблемы, с которыми сталкивается современный Российский бизнес.

2. Как вы считаете, оказывает ли опыт Запада существенное влияние на отечественную деловую культуру?

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ:

1. Роль этики в деловом взаимодействии.
2. Исторические предпосылки становления этики делового общения.
3. «Золотое правило этики» и характер делового общения.
4. Общие этические принципы делового общения.
5. Роль этикета и культуры поведения в бизнесе.
6. Служебный этикет как унифицированная форма общения.
7. Визитная карточка – краткий информатор о деловом партнере.
8. Правила речевого общения в бизнесе.
9. Культура и техника речи в презентации делового партнера.
10. Манера общения и имидж делового человека.
11. Невербальные средства общения и их использование в бизнесе.
12. Культура делового общения по телефону.
13. Виды делового общения и их характеристика.
14. Общие требования к деловой беседе и ее структура.
15. Методика подготовки и проведения деловых бесед.
16. Деловое совещание как один из видов делового общения.
17. Имидж фирмы, ее составляющие.
18. Основные этапы подготовки к деловым переговорам.
19. Структура переговоров и основные требования к руководителю в ходе их проведения.
20. Классификация деловой корреспонденции и общие требования к деловым письмам.
21. Типы конфликтной личности и пути разрешения конфликта с ней.
22. Профессиональные качества ведущего совещание и стили его руководства.
23. Причины возникновения конфликта.
24. Структура конфликта.
25. Стили поведения руководителя в конфликтной ситуации.
26. Речевые тактики и их использование в деловом общении.
27. Организация подготовки переговоров.
28. Правила ведения телефонных переговоров и их записи.
29. Стратегия и тактика проведения переговоров.
30. Требования к культуре деловой речи.
31. Техника аргументации и риторические приемы при деловом общении.
32. Структура и оформление коммерческого письма.
33. Основные требования к записи бесед (переговоров).
34. Порядок проведения деловых визитов и бесед.
35. Различие между позициями и интересами на переговорах. Метод совместного рассмотрения проблемы.
36. Классификация приемов. Виды деловых приемов.
37. Психологические аспекты делового общения.

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА

оценки знаний студентов

Количество баллов Вид деятельности
1,5 Лекция (1 пара)
  Работа на практическом занятии (1 пара)
1,5 Работа на практическом занятии с опозданием (1 пара)
2,5 Домашнее задание, выполненное в срок
1,5 Домашнее задание, выполненное позже
  Неявка на любое из видов занятий
  Активное участие в анализе
От 2 до 3 Промежуточные просмотры аудиторных работ

Критерий оценок:

от 90 до 100% оценка «отлично»;

от 70 до 90% оценка «хорошо»;

от 50 до 70% оценка «удовлетворительно»;

Ниже 50% оценка «неудовлетворительно».

Контроль компетенций предполагается осуществлять следующим образом:

Код компетенции Структурный компонент компетенции, формируемый в рамках изучения дисциплин В рамках какой темы реализуются компоненты Форма проверки
ОК-20 Способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке и осознавать языка необходимость знания второго Основы устного общения. Законы публичной речи. Композиция и стиль речи. На самостоятельных работах, в результате выполнения творческих заданий

2.8. ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Предусматриваются следующие виды организации самостоятельной работы студентов:

‑ подготовка к лекциям, практическим занятиям (работа с книгой – составление аннотаций, обзор научно-методической литературы, тезирование, чтение текстов; подбор Интернет ресурсов);

‑ составление картотеки терминов;

‑ разработка схем.

Основная форма организации самостоятельной работы студентов – домашняя работа по темам курса. Виды самостоятельной работы могут быть реализованы в различных формах самостоятельной работы – конференциях, проблемных группах, участи в Неделе науки

2.9ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.9.1. ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения [Текст]: допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова; ред. Г. В. Бороздина. - Москва: Юрайт, 2012. - 463 с. Экземпляры всего: 6 ЧЗ (1), АБ Д/В (4), АБ (1)

2. Исаева, Т. Е. Речевая коммуникация в туризме [Текст]: учеб. пособие с материалами на англ. яз. / Т. Е. Исаева. - Москва: Наука-Спектр, 2010. - 239 с. Экземпляры всего: 6
ЧЗ (1), АБ Д/В (5)

3. Макаров, Б. В. Деловой этикет [Текст]: учеб. пособие для вузов / Б. В. Макаров, А.В. Непогода. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.-317с. Экземпляры всего: 5 ЧЗ (2), АБ (3)

4. Психология и этика делового общения [Текст]: учеб. для бакалавров: рек. М-вом образования Рос. Федерации в качестве учеб. для вузов / А. В. Брега [и др.]; под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2012. - 591 с. Экземпляры всего: 5 ЧЗ (1), АБ Д/В (4)

5. Сидоров, П. И. Деловое общение [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Бухгалтер. учет, анализ и аудит" и др. эконом. специальностям / П. И. Сидоров, М. Е. Путин, И. А. Коноплева. - 2-е изд., перераб. - Москва: ИНФРА-М, 2010.-383с. Экземпляры всего: 5 ЧЗ(2), АБ(3)

6. Зарайченко, В. Е. Этикет государственного служащего [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов и колледжей / В. Е. Зарайченко. - 3-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 317 с. Экземпляры всего: 5 ЧЗ (2), АБ (3)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Кузнецов, И. Н. Бизнес-риторика [Текст] / И. Н. Кузнецов. - 3-е изд. - Москва: Дашков и К', 2010. - 406 с. Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1)

2. Мартова, Т. В. Этика деловых отношений [Текст]: учеб. пособие студентов вузов / Т. В. Мартова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 253 с. Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1)

3. Новейшая энциклопедия этикета: правила хороших манер, которые помогут вам стать успешными [Текст] / сост. О. И. Максименко; худож. В. И. Сидоренко. - Москва: АСТ, 2009. - 350 с. Экземпляры всего: 2 ЧЗ (2)

4. Сидоров, П. И. Деловое общение [Текст]: учебник: рек. М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для вузов / П. И. Сидоров, М. Е. Путин, И. А. Коноплева. - 2-е изд., перераб. - Москва: Инфра-М, 2012. - 383 с. Экземпляры всего: 3 АБ (3)

5. Семенов, А. К. Этика менеджмента [Текст]: учеб. пособие / А. К. Семенов, Е. Л. Маслова. - 4-е изд. - Москва: Дашков и К°, 2011. - 270с. Экземпляры всего: 5 ЧЗ (1), АБ (4)

2.9.2 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ИНТЕРНЕНТ РЕСУРСЫ

1. https://www.syntone.ru/library/books/content/2367.html - тренинг «психология и этика делового общения»;

2. https://yandex.ru/video/search?filmId=osIwj0W8gE&where=all&text=этика%20делового%20общения – видео уроки этика делового общения.

2.10.МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

- оборудованные аудитории;

- различные технические средства обучения;

- аудио-видеоаппаратура;

- наглядные пособия, а также аудитории, базовые дошкольные образовательные учреждения, общие и специализированные библиотеки и читальные залы, Интернет;

- электронный каталог читального зала Шадринского государственного педагогического института.

III.МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

3.1. ТЕБОВАНИЯ К ПРОВЕРКЕ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

Критерии оценивания сформированности компетенций студентов на зачете (в случае традиционной формы обучения)

Зачтено:

1. Раскрывает содержание курса в объеме обязательного минимума, раскрывает основные понятия курса.

3. Видит возможности применения знаний на практике.

4. Владеет практическими навыками.

Не зачтено:

1. Не раскрывает содержание курса в объеме обязательного минимума.

2. Не владеет основным терминологическим аппаратом.

3. Не видит возможности применения знаний на практике.

4. Не владеет практическими навыками.

3.2. ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ, СЕМИНАРОВ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ

Планы лекционных занятий

Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.

1. Понятия: «этика», «мораль», «общение», «деловое общение», «этика делового общения

2. Теоретические предпосылки становления этики делового общения.

3. Обязательность, ответственность и компетентность – главные составляющие деловой этики.

Литература:

  1. Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения [Текст]: допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова; ред. Г. В. Бороздина. - Москва: Юрайт, 2012. - 463 с. Экземпляры всего: 6 ЧЗ (1), АБ Д/В (4), АБ (1)
  2. Мартова, Т. В. Этика деловых отношений [Текст]: учеб. пособие студентов вузов / Т. В. Мартова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 253 с. Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1)

ТЕМА 2. ЭТИКЕТ. ОСНОВЫ РЕЧЕВОЙ ЭТИКИ.

1. Понятия: «коммуникация», «язык», «речь», «мышление», «речевая деятельность».

2. Деловое общение как речевая коммуникация

3. Речевая норма и культура речи.

Литература:

1. Мартова, Т. В. Этика деловых отношений [Текст]: учеб. пособие студентов вузов / Т. В. Мартова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 253 с. Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1)

2. Макаров, Б. В. Деловой этикет [Текст]: учеб. пособие для вузов / Б. В. Макаров, А.В. Непогода. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.-317с. Экземпляры всего: 5 ЧЗ (2), АБ (3)

3. Психология и этика делового общения [Текст]: учеб. для бакалавров: рек. М-вом образования Рос. Федерации в качестве учеб. для вузов / А. В. Брега [и др.]; под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2012. - 591 с. Экземпляры всего: 5 ЧЗ (1), АБ Д/В (4)

ТЕМА 3. КЛАССИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА.

1. Классические правила ведения диалога.

2. Формулы логического убеждения. Построение аргументации.

3. Тактические приемы использования аргументов и формул логического убеждения.

Литература:

  1. Исаева, Т. Е. Речевая коммуникация в туризме [Текст]: учеб. пособие с материалами на англ. яз. / Т. Е. Исаева. - Москва: Наука-Спектр, 2010. - 239 с. Экземпляры всего: 6
    ЧЗ (1), АБ Д/В (5)
  2. Сидоров, П. И. Деловое общение [Текст]: учебник: рек. М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для вузов / П. И. Сидоров, М. Е. Путин, И. А. Коноплева. - 2-е изд., перераб. - Москва: Инфра-М, 2012. - 383 с. Экземпляры всего: 3 АБ (3)

ТЕМА 4. ОСНОВЫ УСТНОГО ОБЩЕНИЯ. ЗАКОНЫ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ.

1. Основы устного общения;

2. Стратегия ведения речи;

3. Требования к выступающему.

Литература:

  1. Исаева, Т. Е. Речевая коммуникация в туризме [Текст]: учеб. пособие с материалами на англ. яз. / Т. Е. Исаева. - Москва: Наука-Спектр, 2010. - 239 с. Экземпляры всего: 6
    ЧЗ (1), АБ Д/В (5)

2. Сидоров, П. И. Деловое общение [Текст]: учебник: рек. М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для вузов / П. И. Сидоров, М. Е. Путин, И. А. Коноплева.


ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА.

1. Виды деловых бесед: Цели, задачи и структура деловой беседы.

2. Ведение деловых бесед.

Литература:

1. Исаева, Т. Е. Речевая коммуникация в туризме [Текст]: учеб. пособие с материалами на англ. яз. / Т. Е. Исаева. - Москва: Наука-Спектр, 2010. - 239 с. Экземпляры всего: 6
ЧЗ (1), АБ Д/В (5)

2. Сидоров, П. И. Деловое общение [Текст]: учебник: рек. М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для вузов / П. И. Сидоров, М. Е. Путин, И. А. Коноплева.

ТЕМА 6. КОМПОЗИЦИЯ И СТИЛЬ РЕЧИ. РИТОРИКА.

1. Психологические особенности партнеров.

2. Классификация абстрактных типов собеседников.

Литература:

1. Мартова, Т. В. Этика деловых отношений [Текст]: учеб. пособие студентов вузов / Т. В. Мартова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 253 с. Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1)

2. Макаров, Б. В. Деловой этикет [Текст]: учеб. пособие для вузов / Б. В. Макаров, А.В. Непогода. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.-317с. Экземпляры всего: 5 ЧЗ (2), АБ (3)

3. Психология и этика делового общения [Текст]: учеб. для бакалавров: рек. М-вом образования Рос. Федерации в качестве учеб. для вузов / А. В. Брега [и др.]; под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2012. - 591 с. Экземпляры всего: 5 ЧЗ (1), АБ Д/В (4)

ТЕМА 7. ФОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.

1. Классификация переговоров (по содержанию и целям, охватываемой области, количеству и статусу участников).

2. Особенности деловых и коммерческих переговоров.

Литература:

1. Кузнецов, И. Н. Бизнес-риторика [Текст] / И. Н. Кузнецов. - 3-е изд. - Москва: Дашков и К', 2010. - 406 с. Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1)

2. Мартова, Т. В. Этика деловых отношений [Текст]: учеб. пособие студентов вузов / Т. В. Мартова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 253 с. Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1)

Планы семинарских занятий

ТЕМА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия: «этика», «мораль», «общение», «деловое общение», «этика делового общения».

2. Предмет – психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей; психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп.

3. Теоретические предпосылки становления этики делового общения. Этика в учении Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля.

4. Деловая этика и ее специфика (предпринимательство – соревнование интеллектов, допускающее умолчание, хитрости, неожиданные ходы).
Обязательность, ответственность и компетентность – главные составляющие деловой этики.

Практические задания:

- Какие основные элементы входят в понятие «деловая культура общения»;

- Подбор ситуации этичного общения в фольклоре и видео фильмах русского народа;

Литература:

1. Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения [Текст]: допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова; ред. Г. В. Бороздина. - Москва: Юрайт, 2012. - 463 с. Экземпляры всего: 6 ЧЗ (1), АБ Д/В (4), АБ (1)

2. Мартова, Т. В. Этика деловых отношений [Текст]: учеб. пособие студентов вузов / Т. В. Мартова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 253 с. Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1)

ТЕМА 2. ЭТИКЕТ. ОСНОВЫ РЕЧЕВОЙ ЭТИКИ.

1. Понятия: «коммуникация», «язык», «речь», «мышление», «речевая деятельность».

2. Виды речевой деятельности.

3. Деловое общение как речевая коммуникация.

4. Типы речевой коммуникации и их характеристика.

Практические задания:

Соотнести понятия «язык», «речь», «речевая деятельность».

Литература:

1. Мартова, Т. В. Этика деловых отношений [Текст]: учеб. пособие студентов вузов / Т. В. Мартова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 253 с. Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1)

2. Макаров, Б. В. Деловой этикет [Текст]: учеб. пособие для вузов / Б. В. Макаров, А.В. Непогода. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.-317с. Экземпляры всего: 5 ЧЗ (2), АБ (3)

3. Психология и этика делового общения [Текст]: учеб. для бакалавров: рек. М-вом образования Рос. Федерации в качестве учеб. для вузов / А. В. Брега [и др.]; под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2012. - 591 с. Экземпляры всего: 5 ЧЗ (1), АБ Д/В (4)

ТЕМА 3. КЛАССИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА.

1. Классические правила ведения диалога.

2. Формулы логического убеждения.

3. Тактические приемы использования аргументов и формул логического убеждения.

Практические задания:

Придумать ситуации, направленные на достижение целей диалога.

Литература:

1. Мартова, Т. В. Этика деловых отношений [Текст]: учеб. пособие студентов вузов / Т. В. Мартова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 253 с. Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1)

2. Макаров, Б. В. Деловой этикет [Текст]: учеб. пособие для вузов / Б. В. Макаров, А.В. Непогода. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.-317с. Экземпляры всего: 5 ЧЗ (2), АБ (3)

3. Психология и этика делового общения [Текст]: учеб. для бакалавров: рек. М-вом образования Рос. Федерации в качестве учеб. для вузов / А. В. Брега [и др.]; под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2012. - 591 с. Экземпляры всего: 5 ЧЗ (1), АБ Д/В (4)

ТЕМА 4. ОСНОВЫ УСТНОГО ОБЩЕНИЯ. ЗАКОНЫ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ.

1. Основы устного общения.

2. Стратегия ведения речи.

3. Композиция и стиль речи при деловом общении.

4. Требования к выступающему: краткость и содержательность, обоснованность суждений, исключение двусмысленностей и слов с двойным значением, предельная ясность и точность.

5. Независимость ответов от внутреннего эмоционального состояния выступающего, его настроения, предубеждений.

Практические задания:

Подготовка выступления в соответствии с требованиями (написание сценария речи).

Литература:

1. Исаева, Т. Е. Речевая коммуникация в туризме [Текст]: учеб. пособие с материалами на англ. яз. / Т. Е. Исаева. - Москва: Наука-Спектр, 2010. - 239 с. Экземпляры всего: 6
ЧЗ (1), АБ Д/В (5)

2. Сидоров, П. И. Деловое общение [Текст]: учебник: рек. М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для вузов / П. И. Сидоров, М. Е. Путин, И. А. Коноплева.


ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА.

1. Деловые коммуникации в бизнесе и в организациях.

2. Виды деловых бесед.

3. Типы вопросов и их классификация

4. Ведение деловых бесед. Методика проведения деловых совещаний.

Практические задания:

Подготовка проекта деловой беседы.

Литература:

1. Исаева, Т. Е. Речевая коммуникация в туризме [Текст]: учеб. пособие с материалами на англ. яз. / Т. Е. Исаева. - Москва: Наука-Спектр, 2010. - 239 с. Экземпляры всего: 6
ЧЗ (1), АБ Д/В (5)

2. Сидоров, П. И. Деловое общение [Текст]: учебник: рек. М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для вузов / П. И. Сидоров, М. Е. Путин, И. А. Коноплева.

ТЕМА 6. КОМПОЗИЦИЯ И СТИЛЬ РЕЧИ. РИТОРИКА.

1. Психологические особенности партнеров.

2. Методы воздействия на партнера.

3. Техника аргументации.

4. Национальные особенности делового общения.

Практические задания:

Проведение сравнительной характеристики методов воздействия на партнеров.

Литература:

1. Мартова, Т. В. Этика деловых отношений [Текст]: учеб. пособие студентов вузов / Т. В. Мартова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 253 с. Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1)

2. Макаров, Б. В. Деловой этикет [Текст]: учеб. пособие для вузов / Б. В. Макаров, А.В. Непогода. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.-317с. Экземпляры всего: 5 ЧЗ (2), АБ (3)

3. Психология и этика делового общения [Текст]: учеб. для бакалавров: рек. М-вом образования Рос. Федерации в качестве учеб. для вузов / А. В. Брега [и др.]; под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2012. - 591 с. Экземпляры всего: 5 ЧЗ (1), АБ Д/В (4)

ТЕМА 7. ФОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.

1. Классификация переговоров.

2. Особенности деловых и коммерческих переговоров.

3. Разработка стратегии и тактики переговоров, анализ информации, определение позиции, согласование условий, составление «сценария» переговоров, распределение «ролей» участников своей делегации, подготовка вспомогательных материалов и проектов намечаемых к обсуждению документов.

4. Ведение переговоров.

5. Этикет приветствия и представления.

6. Особенности делового этикета зарубежных стран.

Практические задания:

Разработка сценария ведения деловых переговоров.

Литература:

  1. Кузнецов, И. Н. Бизнес-риторика [Текст] / И. Н. Кузнецов. - 3-е изд. - Москва: Дашков и К', 2010. - 406 с. Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1)
  2. Мартова, Т. В. Этика деловых отношений [Текст]: учеб. пособие студентов вузов / Т. В. Мартова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 253 с. Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1)

ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМЫ рефератов:

1. Свобода и ответственность в деятельности педагога.
2. Педагог - профессия творческая?
3. Консерватизм - добро или зло в педагогической профессии?
4. Проблема дистанции в общении педагога и учащегося.
5. Уважение и унижение ребенка - в чем они проявляются?
6. Внутренний и внешний имидж педагога.
7. Эмоциональный мир педагога.
8. Нравственные аспекты оценки педагогического труда.
9. Нравственные коллизии отношений в учительской

ТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ДОМАШНЕЙ) РАБОТЫ:

1. Проанализируйте литературу по предмету и выделите моральные проблемы, с которыми сталкивается современный Российский бизнес.

2. Как вы считаете, оказывает ли опыт Запада существенное влияние на отечественную деловую культуру?

3. Оформление индивидуальных проектов; подготовка их презентаций.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Не предусмотрен.

3.3 ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

Не предусмотрены.

3.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: