Учебный курс «Этика» имеет своей целью приобщение к этической информации для последующего самостоятельного нравственного творчества. Освоение моральных ценностей предполагает их переход в личностные смыслы каждого человека.
В результате изучения курса лекций необходимо знать: ключевые этические учения; основные этапы в развитии нравственности; специфику морали и ее понятийно-категориальный аппарат; содержание высших моральных ценностей; специфику прикладной этики и ее основные проблемы.
В тексте лекций для удобства освоения материала выделяются:
жирным подчёркиванием – подвопросы внутри вопроса лекции;
жирным шрифтом – смысловые подразделения внутри подвопроса лекции;
жирным курсивом – основные понятия темы и персоналии;
подчёркиванием – главные мысли по рассматриваемому вопросу.
Этика – философское учение о морали (нравственности). Философский характер этического знания проявляется в том, что оно опирается на идеи и категориальный аппарат философии. Этику называют «практической философией», «учением о правильной жизни», которое строится на основе общих представлений о сущности мира и месте человека в нем.
Мораль и нравственность – реальные духовно-социальные явления, изучаемые этикой. Моральными в этической литературе называются те стороны данного феномена, которые относятся по преимуществу к сознанию (так говорят: моральное сознание, моральное намерение, моральная оценка, моральные убеждения, моральные принципы). Нравственными обычно называют те аспекты, которые относятся к поведению индивида, к проявлениям морали в социальной реальности (так говорят: нравственные отношения, нравственная деятельность, нравственный поступок). В данном курсе понятия мораль и нравственность будут употребляться как синонимы.
Раздел 1. История этических учений
Основные понятия:
Этика; мораль и нравственность; традиционализм; аскетическая жизнь; неиндивидуалистическая этика; брахман; майя; сансара; карма; нирвана; буддизм; джайнизм; йога; конфуцианство; жэнь; шу; ли; знание; «благородный муж»; дао; легизм; светская этика; рационалистическая этика; мудрец; индивидуалистическая этика; проблема истинного блага; проблема отношения к наслаждениям; проблема приобретения добродетелей; софисты; релятивизм; Сократ; сократические школы; киренаики; киники; Платон; Аристотель; Эпикур; стоики; Иисус Христос; вера; надежда; любовь; Августин Блаженный; Фома Аквинский; теодицея; теоцентризм; Т.Гоббс; Ж.-Ж.Руссо; Р.Декарт; Б.Спиноза; Д.Юм; К.А.Гельвеций; Э.Шефтсбери; «теория разумного эгоизма»; И.Кант; категорический императив; Г.В.Ф. Гегель; К.Маркс; А.Шопенгауэр; Ф. Ницше; А.Камю; Ж.П. Сартр; М.Ганди; М.Л. Кинг; «этика ненасилия».