При такой конфигурации развитие смены идет по нарастающей, параллельно с расширением зоны интереса детей. У каких-то детей зона развития будет опережать периоды - но это только в плюс: задействуя таких детей на общелагерные советы и ответственные поручения и мероприятия, автоматически получаешь помощников в работе, загрузку этих активных детей, и спокойное и предсказуемое развитие отряда в целом.
Таким образом, вожатый, планируя и осуществляя свою деятельность, должен учитывать задачи, которые обозначены в каждом из периодов смен. Это будет способствовать наибольшей свободе выбора сферы деятельности подростком, а следовательно и эффективному социальному становлению его личности.
Также, строя свою работу, можно опираться на алгоритм включения подростков в многообразие форм предлагаемой деятельности для того, чтобы создать условия для проявления социальной активности подростков.
Предлагаемый перечень умений вожатого, необходимых в течение всей смены:
§ Установление и удержание контакта «вожатый— ребенок», «вожатый — коллектив»;
§ Решение проблемы замкнутости отдельных подростков, их недоверия к взрослым;
§ Распределение внимания каждому ребенку;
§ Умение вовремя заметить, что ребенку необходима помощь и поддержка вожатого;
§ Управление конфликтными ситуациями;
§ Умение увлечь детей делом за короткий срок;
§ Бесконфликтное решение проблемы дисциплины;