Нормативное правовое регулирование деятельности предприятия

Практика аудита часто опережала формирование нормативной базы. Большое число аудиторских фирм стремились к быстрому освоению аудиторского рынка, расширяли различные виды услуг, оказывали услуги самым разнообразным субъектам хозяйствования, что очень часто приводило к недостаточной требовательности к качеству проводимых аудиторских проверок, а иногда и к нарушениям правовых норм, выдаче аудиторских заключений за вознаграждение без проведения реального аудита. Это возложило на органы, регулирующие аудиторскую деятельность, очень важную задачу контроля за качеством аудиторских проверок. Возникала настоятельная необходимость в формировании единого нормативного документа. В августе 2001 г. Временные правила аудиторской деятельности были заменены полноценным Федеральным законом от 13.07.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». За восемь лет существования данного Закона в него было внесено множество существенных дополнений и изменений, приведших в конечном итоге к появлению в декабре 2008 г. нового Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который в настоящий момент является основным действующим документом, регулирующим аудиторскую деятельность.

В Законе «Об аудиторской деятельности» утверждены:

1) определение аудита, аудиторской деятельности и перечень сопутствующих аудиту услуг;

2) система органов и нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

3) определение аудитора, аудиторской организации, а также саморегулируемой организации аудиторов;

4) порядок проведения аттестации аудиторской деятельности, а также обоснование необходимости ее проведения;

5) критерии включения в реестр саморегулируемых организаций (СРО), а также членства аудиторских организаций и аудиторов в СРО;

6) порядок ведения государственного реестра СРО, а также реестра аудиторов и аудиторских фирм;

7) случаи проведения обязательного аудита;

8) понятие и классификация аудиторских стандартов;

9) права и обязанности аудиторских организаций и аудируемых лиц при проведении аудита;

10) определение аудиторского заключения и его структура;

11) порядок государственного надзора за деятельностью СРО, а также контроля качества работы аудиторских организаций.

Этот Закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности. Для России это важно, поскольку исторически складывалось так, что государственный контроль был практически единственным видом контроля и необходимо было определить роль и место независимого вида финансового контроля, каким является аудит.

В системе правового регулирования аудита в России можно выделить четыре уровня нормативных актов (табл.)

Система нормативного регулирования в России

Уровень регулирования Документы Органы
1 уровень Федеральные законы, кодексы, указы Федеральное собрание, Правительство РФ, Государственная Дума, Президент РФ
2 уровень Постановления, приказы, федеральные стандарты аудиторской деятельности, стандарты аудиторской деятельности, кодекс профессиональной этики аудиторов Правительство РФ, Минфин России, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности
3 уровень Кодексы профессиональной этики общественных организаций, стандарты общественных организаций, методические руководства и положения общественных организаций в пределах их полномочий Саморегулируемые организации аудиторов
4 уровень Внутрифирменные стандарты, правила осуществления контроля качества Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: