По Овчаровой!
Во-первых, это институциональный финансовый контроль.
Во-вторых, он выведен за рамки финансовой системы в организационном понимании,
проводится высшим организационно и функционально независимым органом фин. контроля.
Правовые основы: основы в Лимской декларации, ФЗ «О счётной палате», ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов РФ и МО».
Правовой статус:
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ЭЛЕМЕНТОВ – определяется задачами:
определение целесообразности и эффективности использования ресурсов казны и имущества государства.
оценка обоснованности статей проектов бюджетов, организация и ведение контроля за надлежащим исполнением, анализ выявленных отклонений от установленных показателей и подготовка предложений по их устранению.
финансовая экспертиза проектов НПА, реализация которых влияет на бюджетные показатели.
контроль за законностью и своевременностью операций с бюджетными средствами.
информирование различных госорганов о ходе исполнения бюджетов и результатах проводимых контрольных мероприятий.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК ЭЛЕМЕНТОВ:
порядок создания – назначение законодательным органом, на паритетных началах по половине состава, на срок, который не может быть менее срока полномочий законодательного органа.
СФ и ГД назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет по представлению Президента (председатель от ГД, а заместитель от СФ).
организационная структура – председатель, зам., аудиторы, которые входят в состав коллегии, аппарат – состоит из департаментов и отделов, в которых работают инспекторы и иные сотрудники. Отчёты по результатам мероприятий утверждаются решением коллегии органа.
КОМПЕТЕНЦИЯ (ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ):
предметная компетенция – обязательства, исполнение которых обеспечивается за счёт денежных средств публичных денежных фондов либо иного публичного имущества.
функциональная – по направлениям деятельности:
- предварительный аудит формирования бюджетов и последующий контроль за исполнением – органы составляют заключения на проекты бюджетов и отчёты об их исполнении, а к-с органы их рассматривают.
- оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения бюджетов – по результатам анализа к-с органы ежеквартально представляют законодательным органам оперативные доклады.
- контрольные и экспертно-аналитические мероприятия: финансовый аудит для проверки законности и достоверности операций, аудит эффективности для проверки фин. обеспечения реализации публичных функций, стратегический аудит.
3) территориальная: Счётная палата на федеральном уровне действует, к-с органы субъектов РФ на региональном и МО на местном.
4) процессуальная – контрольные мероприятия – их проведение и оформление.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
конституционная – СП перед ФС, к-с органы субъектов и МО перед представительными органами.
персонифицированная – уголовная, административная, дисциплинарная и материальная должностных лиц.
Проблема правового статуса – нет полномочий по применению мер гос. принуждения и юрисдикционных полномочий. Меры воздействия: представления (по факту выявления любых нарушений), предписания (при выявлении материальных нарушений), приостановление всех видов фин. операций по счетам (по согласованию с ГД – ни разу не применялось!). Только передают материалы в соответствующие правоохранительные органы.