Герменевтика В. Дильтея. «Науки о духе» и «науки о природе». Объяснение и понимание. Науки о духе» и «науки о природе» В. Дильтея. Их методы

В противовес господствующим в XIX в. попыткам "научно" оформить гуманитарные науки, применив к ним методы естественных дисциплин, Дильтей пытается выявить особый, присущий только гуманитарным наукам, характер научности.Дильтей критикует существующие философские метафизические системы за их оторванный характер от человеческой жизни. Философия прежде всего должна заниматься человеком, во всем многообразии его свойств и качеств, причем этот человек всегда существует в определенной исторической ситуации поэтому философия должна быть направлена на человек и его жизненный опыт.Жизнь конкретного человека не может быть изолирована от исторического прошлого. В конкретном индивидуальном сознании всегда возможен творческий дух исторических эпох, по этому, для того чтобы рассмотреть человека надо это делать с точки зрения эпохи и понять как она влияет на его переживания. Дильтей пишет работу, в которой выделяет науки о природе и духе призванные изучить мир человеческой жизни. Методы познания жизни Дильтей развивает в работе «Описательная психология» он выделял взаимосвязанные формы жизни это переживание, выражение и пониманиеПереживание – не столько познавательная, сколько жизненная структура и она выражает непосредственное отношение к происходящему, однако переживание, само по себе является темным, для того чтобы его осознать необходимо обращение к структуре выражения. Выражение, переживание происходит в жестах, языке, мимике и искусстве. Выражение более объективированное от переживания, однако, через выражение человек может осознать факты своей духовной жизни. Для их осознания необходимо обратится к пониманию, причем это понимание объективированная форма жизни человека, которая выражает себя в стиле и образе жизни в религии, философии, искусстве, в духе творчестве и.т.д. Задача понимания правильно осмыслить эти объективации. И, по мнению Дильтея, нужен новый метод. «Герменевтика» – именно она показывает, каким образом должно происходить понимание письменно зафиксированных жизненных проявлений.Таким образом, жизнь у Дильтея выражает культурно историческое бытие человека и Дильтей пытается найти формы познания этого бытия.Специфику дильтеевской философии определяет то, что это исторически ориентированная философия жизни и нацеленность на понимание жизни.Сформировавшуюся в различных частных гуманитарных науках методику понимания Дильтей впервые попытался применить в более общем плане — к человеческой жизни в целом, что дало исследователям основание называть Дильтея основателем философской герменевтики. Разумеется, философская герменевтика лишена преимущества герменевтики филологической, для которой возможно непрерывное возвращение к постоянному тексту.. Поэтому путь понимания должен вести через так называемые "объективации жизни" – термин, функция которого в философии Дильтея родственна пониманию объективного духа Гегелем: речь идет об образованиях, которые Жизнь произвела из себя и в которых косвенным образом узнает себя самое


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: