Первые рельефы

Имеются в виду туалетные палетки, ножи, вотивные палицы и мемориальные стелы.

Туалетные или масляные палетки представляли собой прямоугольные пластинки из камня (шифера, известняка или алебастра) с круглым углублением в центре, служившим для растирания малахита, которым подводили глаза, или другой косметики. Эти палетки украшались рельефами фигуративных мотивов, покрывавших всю поверхность и представлявших людей и животных.

Важнейшим с этой точки зрения памятником искусства является плитка (палетка) фараона I династии Нармера.

Рельефная построчная композиция, перечисляющая в строгой последовательности один эпизод за другим, совмещает их на одной плоскости, соблюдая тем самым канон единства времени и пространства.

Художник всё видимое изображает не так, как оно воспринимается глазом, а так, как оно ему представляется. Он ещё не знает перспективного сокращения и совмещает в одном изображении разные точки зрения на предмет, сводит всё видимое к чисто планиметрическому решению. Так, обезглавленные фараоном тела врагов лежат на земле, но изображены как если бы на них смотрели сверху; т. е. линия горизонта поднята по вертикали. Этот древний приём совмещения разноплановых частей в пределах одной композиции канонизируется в плите Нармера уже в эпоху Додинастического периода. Победа фараона Верхнего Египта над фараоном Нижнего Египта, повторяется построчно несколько раз, в разных вариациях. На верху палетки единственное изображение в фас – богиня Хатхор (еще не устоялся культ, по этому такое изображение)

Лицо фараона изображено в профиль, глаз же оставлен в фас. Грудь так же повёрнута в профиль, плечи же очерчены в фас. Нижняя часть тела воспроизведена в повороте три четверти, благодаря чему она образует гармоничный переход к профильному изображению ног. Фигура фараона как бы сплющена.

Фигура Нармера на лицевой стороне плиты занимает почти всю её длину. Тем самым идея значительности подчёркивается размером, соотносительностью масштабов. Отныне фараон показывается намного выше ростом остальных племенных вождей.

Плита сделана в ознаменование объединения Верхнего (южного) и Нижнего (северного) Египта в единое государство.

В этом памятнике уже можно проследить основные черты складывающегося древнеегипетского стиля: - Построчное изображение

- Сложение законченной композиции с композиционным центром (принцип доминанты и соподчинения)

- Выразительность силуэтов.

- Последовательность и симметрия в изображении фигур.

- Отдельные фигуры делаются большими, чем остальные, чтобы подчеркнуть их важную роль.

Египетское искусство в период Раннего Царства. Роль погребального культа и заупокойного обряда в сложении основных архитектурных (мастаба) и изобразительных типов древнеегипетского искусства. Канон в древнеегипетском искусстве.

Ранним царством в истории Египта называют период, последовавший за созданием единого государства около 3000 г. до н.э. И охватывающий годы правления I и II династий. К этому времени в долине Нила сложилось примитивное рабовладельческое общество, в котором наряду с эксплуатацией рабов существовала и эксплуатация объединенного в сельские общины свободного населения. Во главе государства стоял фараон.

Столицей государства был Мемфис, В настоящее время от древнеегипетской столицы почти ничего не сохранилось, и судить о ее величии можно лишь на основании письменных источников.

От периода Раннего царства сохранились главным образом культовые сооружения и гробницы. Жилые строения, сделанные из дерева, тростника, глины и кирпича- сырца, почти не дошли до нас, и их облик восстанавливается лишь на основании открытых при раскопках остатков, а также по изображениям на стенах гробниц и по моделям домов, найденным в погребениях.

Жилища фараонов Раннего царства, которые условно могут быть названы дворцами, возводились из бревен. Представление о таком дворце дает найденное в Абидосе изображение на стеле фараона I династии Джета. Основу здания составляют вертикально врытые в землю бревна, к которым прикреплены бревна горизонтальные. Входы во дворец располагались в нишах. Простые по своей архитектуре, дворцы фараонов Раннего царства имели строгий и внушительный вид.

Культовые сооружения, согласно древней традиции, в течение долгого времени делали из тростниковых циновок, укрепленных на тростниковой или деревянной основе. Искусство плетения в Египте во времена Раннего царства достигло высокого мастерства.

В последующие периоды при сооружении культовых построек из камня для декора здания использовали орнамент, воспроизводящий некоторые основные конструктивные приемы построения древнейших тростниковых святилищ и деревянных дворцов.

Заупокойный культ, существовавший в додинастический период, в период Раннего царства в связи с развитием классового общества получил еще большее значение. Так как египтяне верили, что человек и после смерти продолжает существовать, они стремились сохранить тело (вместилище души) и обеспечить покойного всем необходимым для продолжения жизни: едой, питьем, одеждой, утварью, орудиями труда.

Первоначально гробницы Раннего царства напоминали могилы додинастического периода. Умершего погребали в яме, над которой насыпали холм из камней и гальки. В дальнейшем для сохранения насыпи и придания ей правильной формы ее стали обмазывать илом и обкладывать кирпичом. Форма и размеры гробницы зависели не только от времени ее создания, но и от имущественного положения владельца.

Стены гробниц были массивными; называют такую гробницу мастабой, что по-арабски значит «скамья». Произведения искусства этого периода наглядно представляют формирование искусства. Особое внимание уделялось сооружению гробниц царей и знати – мастабы. (Ведущее положение в египетском искусстве уже с самых ранних времен заняла архитектура. Здание из кирпича и камня включало в себя подземные погребальные камеры и прямоугольное сооружение над поверхностью земли. Стены его были наклонены внутрь, а сверху завершалось плоской крышей. В надземной части устраивали культовые помещения для статуй богов и владельца гробницы с жертвенником перед так называемой ложной дверью, то есть перед изображением двери, как бы ведущей в «вечное жилище» умершего.

Наиболее крупной гробницей знатного вельможи Раннего царства, превосходящей по величине даже царские погребения, является мастаба визиря Хемаки, воздвигнутая в Саккаре Ее длина 57,3 м при ширине 26 ж; размеры погребальной камеры - 7,7 м в длину и 4,8 м в ширину. Внутри гробницы размещались две подземные и четыре наземные кладовые, четко и умело распланированные и богато декорированные. Снаружи мастаба Хемаки была окружена стеной с выступами. От мастабы теперь мало что сохранилось, но некогда она, как и многие мастабы Саккарского некрополя, имела внушительный вид: строгие формы гробницы, расчлененные разноцветными выступами и нишами, четко выделялись на фоне светло-коричневых скал, желтых песков пустыни и синего египетского неба.

Желая предохранить умершего от гибели, египтяне ставили в гробницу статую- двойник (КА) покойного, в котором в случае исчезновения тела должна была пребывать душа

Раннее царство определило главные правила, которым нужно было следовать при создании скульптурных форм:

1. Симметрия и фронтальность.

2. Спокойствие поз. Преобладающие позы - сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой - складываются очень рано. Немного позже появляется "поза писца" - сидящего на скрещенных ногах человека. Помещались такие статуи, конечно, в храмы и олицетворяли умерших, то есть их души. Прямоугольные блоки из камня были прекрасным материалом для изготовления таких скульптур. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Рано появляются и семейные группы.

3. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские - желтого, волосы - черного). Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.

4. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета.

Все фигуры неподвижны. Передают вечность и покой, никакого движения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: