Общая характеристика сельскохозяйственного производства РФ, региональные особенности, проблемы (диспаритет цен на с/х продукцию) и перспективы развития при вступлении в ВТО

Сельское хозяйство возникло очень давно и является важной отраслью экономики любой страны. Оно снабжает население продуктами питания, а промышленность – сырьем. Характерная его особенность – повсеместное размещение. Действительно, на земном шаре нет ни одного государства, где бы ни занимались сельским хозяйством и производством продовольствия. А в целом в мире в этой сфере деятельности занято более миллиарда человек. Сельское хозяйство развивается на основе общих для всей экономики законов. Но оно имеет определенные, свойственные только ему особенности. Во-первых, сельскохозяйственное производство ведется на значительных земельных пространствах. Во-вторых, эта отрасль в значительной степени зависит от природных условий, которые существенно влияют на результаты труда в сельском хозяйстве, а также на размещение его отраслей. Различают множество типов сельского хозяйства, но главных два – товарное и потребительское.

Товарное сельское хозяйство удовлетворяет не только собственные потребности в сельскохозяйственной продукции, но и поставляет ее на внешний рынок. Отличительной чертой такого хозяйства является его высокая интенсивность. Она предусматривает применение большого количества техники, химикатов, кормовых биологических добавок, то есть всего того, что способствует повышению урожайности растений и увеличению продуктивности животноводства. Товарное сельское хозяйство преобладает в экономически развитых странах.

В условиях глобализации экономических отношений и развития интеграционных процессов на мировом рынке, важнейшим условием эффективной экономической политики на продовольственном рынке является равноправное участие страны в торгово-экономических отношениях с зарубежными партнерами. Огромная роль в решении этой задачи отводится ВТО, а успех торговой политики во многом зависит от того, насколько эффективно страна может воспользоваться преимуществами этой организации и сгладить негативные последствия вступления в нее экономики страны. Сегодня ВТО играет ключевую роль в регулировании международного внешнеторгового оборота. Ее цель - обеспечение свободного трансграничного перемещения товаров и услуг в условиях прозрачности и предсказуемости норм регулирования. Характер действующих в ВТО многосторонних договоренностей позволяет надеяться, что, став полноправным их участником, Россия может рассчитывать на определенные выгоды. Она получит более широкий доступ на мировой рынок, избежит дискриминации при продажах своих товаров. При этом наша страна не утратила права защищать внутренний рынок и интересы отечественных товаропроизводителей, но обязана осуществлять эту защиту цивилизованными методами, принятыми в международном сообществе. Членство в ВТО, с одной стороны, обеспечивает России такие выгоды, как вхождение в глобальную торговлю и мировое хозяйство, а с другой - чревато определенными осложнениями: усилением конкуренции на внутреннем рынке, ростом неконтролируемости экспорта и импорта. Все чаще представители экспертного сообщества доказывают, что участие России в процессах глобализации дает ей шанс быстрее приобщиться к высшим достижениям мировой науки и техники и перейти к более эффективному использованию трудовых и материальных ресурсов. Еще одна проблема для России, связанная со вступлением в ВТО, - субсидирование сельского хозяйства. Согласно правилам ВТО, оно должно быть отменено, но с учетом тяжелого положения отечественного сельского хозяйства это может привести к драматическим последствиям. Продовольственный рынок страны может, как проиграть, так и выиграть от вступления России в ВТО в зависимости от эффективности государственной политики поддержки развития АПК и готовности страны и регионов к внешнеэкономической либерализации.

Что касается негативных последствий, связанных с вступлением России к ВТО и либерализацией экономических отношений на продовольственном рынке в рамках этой организации, то все они концентрируются вокруг двух проблем. Первая из них связана с уровнем государственной поддержки сельского хозяйства, а вторая - с эффективностью государственного регулирования продовольственного рынка. Фундаментальной основой решения проблемы снижения негативных последствий вступления в ВТО является совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, разработка и реализация государственных программ поддержки развития АПК, и инфраструктуры продовольственного рынка, повышения уровня качества жизни населения, эффективная таможенная и налоговая политика.

80. Роль и значение сфера услуг, отраслевая структура сферы услуг, региональные особенности, тенденции развитие сферы услуг в современной России, влияние ВТО.

В экономически развитых странах сфера услуг занимает ведущие позиции в хозяйстве, а уровень ее развития, динамика, технологические, структурные и другие характеристики оказывают определенное воздействие на экономический и социальный прогресс и позиции стран в глобальном мире.

В России развитию сферы услуг в последние годы способствовало:

- сокращение государственного финансирования;

- усиление конкуренции между организациями;

- появление многих новых видов услуг

Таким образом, сегодня российская экономика находится под воздействием современных глобальных тенденций, которые влияют на условия и факторы устойчивого экономического развития базовых отраслей экономики, среди которых приоритетное значение имеет сфера услуг.

Развитие сферы услуг позволило снизить «домашнюю нагрузку» и теперь большинство женщин находят себе рабочие места именно в сфере услуг. За последние годы в этой сфере занято более половины всех работающих женщин. Так, в Российской Федерации доля женщин занятых:

- в народном хозяйстве составляет примерно 51 %;

- в системе образования - около 70%;

- в здравоохранении и социальном обеспечении – около 80%;

- в торговле и общественном питании – более 40%.

Отраслевая структура:

К сфере услуг (отраслевой подход) принято относить:

торговлю (оптовую и розничную); услуги по обеспечению питания и проживания (гостини­цы, рестораны и т. д.); транспорт; связь и информационное обслуживание; услуги по снабжению, заготовкам и хранению материаль­но-технических ресурсов; кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью и другие услуги по обеспечению функционирования рынка; образование, культуру и искусство; науку и научное обслуживание; здравоохранение, включая физическую культуру и спорт; услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (услуги по поддержанию и ремонту жилищного хозяйства, производ­ственно-бытовые и коммунальные услуги); услуги личного характера (непроизводственные, бытовые ус­луги, парикмахерские, услуги фотоателье, чистка обуви и т. д.); услуги государственного управления.

Такая отраслевая классификация сферы услуг действует во многих странах, в том числе и в России.

Региональные приоритеты: наиболее приоритетных, направлений развития региона, на наш взгляд, следует выделить следующие:

· государственная координация и правовое регулирование в сфере услуг путем участия в разработке Федерального законодательства, принятия и реализации нормативно-правовых актов, разработку и реализацию целевых и ведомственных программ, конкретизирующих стратегию развития региональной сферы услуг;

· создание и поддержание условий для равной, добросовестной конкуренции путем декриминализации сферы услуг, легализации теневого оборота, борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукции в отрасли, создания доступной для населения региона организационной системы защиты прав потребителей, организации консультативной и юридической помощи;

· развитие туристско-рекреационного комплекса в регионе для увеличения занятости и повышения уровня благосостояния населения края путем увеличения его структурных секторов, таких как: санаторно-курортное лечение, гостиничный и ресторанный бизнес, туристско-экскурсионный, медицинско-оздоровительный комплекс, сектор физической культуры и спорта;

· разработка комплекса мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке работников сферы услуг;

Тенденции развитие сферы услуг в современной России:

со сферой услуг в современном экономическом пространстве связаны практически все виды деятельности, причем услуги оказывают не только традиционно сервисные, но и промышленные предприятия, осуществляющие транспортные услуги, информационную поддержку и т.п. В последние десятилетия отмечаются не только сдвиги в отраслевой структуре мирового хозяйства, но и существенное увеличение доли, населения занятого в производстве услуг. Во многих странах мира этот показатель превышает соответствующее значение для промышленного производства. Во многих из тех государств, которые не относятся к группе высокоразвитых, сектор услуг так же играет весьма значимую роль. Примечательно, что в сфере услуг таких стран нередко доминирующими выступают отдельные сервисные отрасли. Это касается в первую очередь государств, обладающих уникальными природными ресурсами, и/или стран, на территории которых находятся памятники всемирного культурного наследия. Основную роль в их экономике играют туристическая сфера, финансово-кредитная система, транспорт и некоторые другие отрасли индустрии услуг.Можно утверждать, что за период с момента начала рыночных реформ до настоящего времени сфера услуг России вышла на качественно новый уровень развития, характеризующийся вполне цивилизованными рыночными отношениями. Весьма значимыми для сервисного сектора являются: законы РФ «Об образовании», «О защите прав потребителей», федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «Об аудиторской деятельности», «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации»; законодательство в отношении ряда профессиональных услуг и т.п.; ограничение или запрет импорта определенных услуг; ограничение деятельности иностранных компаний на внутреннем рынке услуг (например, им может быть разрешено осуществление только определенного вида сервисной деятельности и/или могут быть введены жесткие стандарты, квоты, налоги и другие ограничительные меры);

Одной из современных тенденций, наблюдаемых в сервисном секторе России, как и всего мира, является быстрое распространение новых технологий, в первую очередь информационно-коммуникационных. Информационно-коммуникационные технологии, находя самое широкое применение в сервисной сфере, способствуют ее кардинальным изменениям. В последние годы появляются возможности усовершенствования предоставления традиционных услуг (с использованием компьютерных баз данных, интернет- рекламы, интернет-продаж и т.д.), а также высокотехнологичные способы оказания совершенно новых типов услуг, предполагающих обслуживание в виртуальном пространстве.На наш взгляд, еще одним важным фактором, стимулирующим дальнейшее развитие сферы услуг в России, является распространение системы кредитования граждан.

Влияние ВТО:

В настоящее время продолжается процесс интеграции России в ВТО в области сферы услуг. Интеграция России в ВТО является одним из приоритетных направлений работы правительства США, заинтересованного «в становлении сильной и процветающей России, интегрированной в мировые институты, — такие, как ВТО, — основанные на принципах рыночной экономики и демократических ценностях». ВТО является важным инструментом закрепления экономических достижений России и решения остающихся проблем — «в результате этого шага ее среднесрочный ВВП вырастет на три процента, а долгосрочный прирост будет еще больше». Не менее важен и тот факт, что интеграция России в ВТО означает ее участие в установлении правил торговли, причем основное внимание уделяется вопросам доступа на рынки и развитию сферы услуг. России отводится здесь важная роль, поскольку она обладает самой крупной экономикой в мире, которая еще не интегрирована в систему ВТО.

81. Показатели размещения, формы и типы расселения населения в РФ, региональные особенности, тенденции.

Расселение населения - система населенных пунктов на конкретной территории. Оно включает 2 основных элемента: размещение населения (исторический процесс, связанный с освоением земель.) и миграцию.

Факторами, влияющими на расселение являются естественное (смертность и рождаемость) и механическое движение (миграция). Миграция - перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время.

Первичной единицей размещения населения на любой территории является населенный пункт (поселение) - населённое место в пределах одного застроенного земельного участка (город, посёлок городского типа, село и пр.). Обязательный признак населённого пункта - постоянство использования его как места обитания из года в год (хотя бы сезонно).

Существуют исторически сложившиеся в РФ типы поселений: город, посад, слобода, погост, село, сельцо, деревня, аул, станица и др.

Главным показателем, отражающим размещение населения является плотность (число жителей, приходящихся на 1 кв. км территории). Средняя плотность населения по России составляет 8,4 чел./ км?. Наибольшая плотность в России наблюдается в г. Москве и Северо-Кавказском ФО - около 330 чел./км?. Самая низкая плотность населения в Российской Федерации - в Эвенкийском районе Красноярского края - 0,1 чел./км?.

При заселении территории РФ исторически сформировались 3 зоны расселения:

1. основная зона

Это основная зона расселения - Центральная Россия. Данная зона представляет вид большого «треугольника» с вершинами в С.-Петербурге, Сочи, Абакан. Серерная граница этого треугольника - линия Оренбург-Пермь-Красноярск, а южная граница - Сочи-Астрахань-Оренбург. На Главную полосу приходится примерно треть территории России, но около 94% ее населения. В этой зоне сконцентрированы основные города, в том числе все крупнейшие города и города-миллионеры. Средняя плотность населения достигает 40 чел. на 1 км», а плотность сельского населения - 10 чел. на 1 км2.

2. северная зона

Она занимает 2/3 территории страны, но проживает здесь лишь 5% населения. Это районы тайги, тундры и лесотундры с суровыми природными условиями, расположенные севернее Главной полосы расселения. Средняя плотность населении здесь меньше 1 чел. на 1 км2, а сельского - менее 1 чел. на 10 км2, т.е. большая часть территории фактически не заселена и не освоена. Преобладает городское население, сконцентрированное в отдельных очагах, связанных в основном с добычей минеральных ресурсов (районы Норильска, Воркуты, М. и а да на и др.).

3. южная зона

Она занимает сравнительно небольшую территорию на юге Сибири (республики Алтай, Тыва и некоторые прилегающие территории). К ней же относится и Прикаспийская низменность. В этой зоне проживает около 1% населения России. Средний плотность здесь также низка (около 2,5 чел. на 1 км2), хоти, в отличие от Северной зоны, преобладает сельское население, т.е. это тоже практически неосвоенная территория.

Существует 3 группы особенностей, влияющих на расселение населения:

1) этнонациональные

По принадлежности к языковым группам выделяют:

ь индоевропейская

ь финоугорская

ь северокавказская

ь алтайская

2) полеэтнические

Предполагает распыленность в размещении народов, обусловленная несоответствием размещения многих народов и ограниченными территориями соответствующих субъектов Федерации. Численность коренных народов снижается в следствии ассимиляции русских на территориях этих народов.

3) наличие определенных ландшафтно-этнических групп

· северно-европейская

· урало-поволжская

· северокавказская

· среднесибирская

· северо-сибирская

· южно-сибирская

· дальневосточная

82. Целевые программы как объект государственного управления.

Кризисные этапы развития общества являются проверкой для применяемых элементов общественного управления и самоуправления. Для скорейшего выхода из кризисного положения используют программно-целевое управление.

Программно-целевое управление – комплексный анализ социально-экономического положения, выявление и ранжирование проблем, выработку и соотнесение различных путей решения на основе имеющихся ресурсов, формирование комплекса мероприятий и определение конкретных исполнителей.

В числе основных преимуществ ПЦУ выделяются: ясность, конкретность, понятность и контролируемость государственной политики, как с позиций общества, так и с позиций самого государственного аппарата.

По масштабам разработки и реализации государственных целевых программах делятся на:

· общегосударственные (федеральные) программы, которые охватывают всю территорию государства или значительное количество его регионов

· программы для решения отдельных проблем развития экономики, отдельных отраслей экономики и административно-территориальных единиц

По своей направленности государственные целевые программы есть таких видов:

· экономические (решение комплексных отраслевых и межотраслевых проблем производства, повышения его эффективности и качественных характеристик, обеспечения ресурсосбережения, создание новых производств)

· научно-технические (для решения важнейших научно-технических проблем, создание принципиально новых технологий, средств производства, материалов)

· социальные (повышение уровня и качества жизни, проблемы безработицы, усиление социальной защиты населения, улучшение условий труда, развитие здравоохранения)

· национально-культурные (решение проблем национально-культурного развития, сохранения национально-культурного наследия, удовлетворение интеллектуальных и духовных потребностей человека)

· экологические (осуществление общегосударственных природоохранных мероприятий, предотвращения катастроф экологического характера и ликвидация их последствий)

· правоохранительные (для обеспечения правоохранительной деятельности, борьбы с преступностью и государственной безопасности)

По срокам реализации классифицируются на: долгосрочные (от10 до 20 лет), среднесрочные (от 1 до 10 лет), краткосрочные (до 1 года).

83. Государственная стратегия экономической безопасности (основные положения).
https://base.garant.ru/106503/ -Государственная стратегия

экономической безопасности Российской Федерации

(Основные положения)

(одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 608)

Гос. стратегия – составная часть национальной безопасности РФ, ориентированная на реализацию осуществляемых в РФ экономических преобразований в ближайшие 3-5 лет. Гос. стратегия развивает и конкретизирует соответствующие положения концепции национальной безопасности РФ с учетом национальных интересов в области экономики.

Цель гос. стратегии: обеспечение развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства.

Реализация гос. стратегии должна создать необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности. В частности:

· защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих соц. мир в стране и спокойствие в обществе

· эффективное решение внутренних политических, экономических и соц. задач, исходя из национальных интересов

· активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы РФ.

Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности осуществляется по следующим основным направлениям: 1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности и 2. Разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.

Государственная стратегия включает:

· характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности РФ как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства;

· определение факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную перспективу

· определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности РФ

· формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация гос. стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей (макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и др.)

84. Государственная стратегия регионального развития как фактор стабилизации социально-экономического положения Российской Федерации.

Гос. стратегия регионального развития (ГСРР) – верхний реализационный уровень гос. региональной политики. Она предполагает выработку таких направлений социально-экономического развития страны, которые с одной стороны имеют отчетливую пространственную выраженность, а с другой – требуют гос. вмешательства в связи с необходимостью привлечения такого масштаба ресурсов (финансовых, материально-технических и др.), которые не может обеспечить ни один субъект федерации, ни одна отрасль.

Региональная политика – это политика недопущения и сглаживания резких территориальных диспропорций.

Цели территориального регулирования:

· стимулировать развитие тех территорий, которые по объективным причинам не могут функционировать в режиме саморазвития

· активизировать и поддерживать соц. мобильность населения отдельных регионов (направленная миграция)

· создавать условия для возникновения и функционирования государственно значимых потенциальных «точек роста» (например, свободных экономических зон, технопарков и т.п.)

· обеспечивать выполнение отдельными территориями общегосударственных функций

· формировать и поддерживать организационно-правовые режимы на территориях особого полит. значения (пример - Калининградская область)

· оперативно реагировать на образование зон бедствий (стихийных, техногенных и др.).

Существуют две главные стратегические цели региональной пол-ки:

· сохранение экономического единства страны

· повышение уровня и качества жизни в каждом регионе, создание примерно равных жизненных условий для населения всех регионов.

ГСРР имеет 3 уровня реализации: федеральный (в масштабах всей страны), региональный (в масштабах субъектов РФ) и местный (в масштабах ОМСУ).

Система целей ГСРР сложна по составу, наиболее существенные:

· сохранение целостности государства, единства его правового, экономического, социального пространства

· обеспечение равенства граждан и народов в РФ вне зависимости от их проживания

· ликвидация фактического неравенства субъектов РФ

· эффективное использование в общегос. интересах многообразия региональной модернизации.

85. Стратегическое планирование на региональном и муниципальном уровнях.

Стратегическое планирование – это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей и критериев управления, анализа проблем и среды, определения стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования социально-экономического развития.

Цель разработки стратегии развития региона заключается в поиске источников эффективности и повышения социально-экономического развития региона на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан. Разработка стратегического плана развития региона является сложной научно-практической задачей, которая может быть решена совместными усилиями высшего руководства региона и крупных ученых в области регионального управления. С позиции системного подхода регион как объект стратегического управления можно рассмотреть как совокупность шести взаимосвязанных макроподсистем:

1. Региональное хозяйство, включающее всю инфраструктуру, обеспечивающую жизнедеятельность региона;

2. Производственная сфера, в которую входят все отрасли материального производства (кроме атомно-промышленного комплекса), производящие валовой региональный продукт;

3. Агропромышленный комплекс, включающий сельское и лесное хозяйство, территорию и природные ресурсы как источник регионального богатства;

4. Социальная сфера, в состав которой входят все отрасли воспроизводства и духовного развития населения региона;

5. Финансово-экономическая сфера, обеспечивающая макроэкономические пропорции, финансовые связи отраслей региона в виде бюджета региона;

6. Управленческая сфера, включающая совокупность федеральных, региональных и муниципальных органов власти в регионе.

В состав каждой сферы входят 4-8 подсистем региона. Управление отраслями экономики на разных уровнях (регион, город) составляет прерогативу функционального управления регионом. Представление региона в качестве взаимосвязанных макроподсистем позволяет спроектировать новую систему управления, а также осуществлять системный анализ региона в зависимости от масштаба управления, производственного потенциала, состава населения и рыночной инфраструктуры.

Процесс стратегического планирования – это процесс формирования мыслей и целей, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы системы в будущем. Сущность процесса планирования стратегии сводится к поиску ответов на вопросы: каково настоящее положение региона? как хочется видеть его в будущем? что для этого необходимо?

86. Методы стратегического планирования.

ратегическое планирование — это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей.

Стратегическое планирование может быть представлено как набор функций менеджмента, а именно:

§ распределение ресурсов (в форме реорганизации компаний);

§ адаптация к внешней среде (на примере компании «Форд Моторс»);

§ внутренняя координация;

§ осознание организаторской стратегии (так, руководству необходимо постоянно учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее).

§ Под методом стратегического планирования понимают конкретный способ, прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования. В стратегическом планировании используются следующие методы разработки планов:

§ экспертный метод, основанный на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции;

§ метод социально-экономического анализа, заключающийся во всестороннем изучении социально-экономической действительности, познания внутренних связей и зависимостей явлений с целью определения прогрессивных тенденций развития;

§ метод прямых инженерно-экономических расчетов, предназначенный для определения потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства; балансовый метод, используемый для обеспечения согласованности взаимосвязанных показателей;

§ экономико-математические методы и модели, решающие, к примеру, такие вопросы, как составление оптимальной программы выпуска продукции при заданных трудовых и материальных ресурсах;

§ метод системного анализа и синтеза, заключающийся в разложении явлений на составные части и определении на этой основе ключевых проблем перспективного развития.

§ Методологические подходы стратегического планирования могут быть реализованы только с помощью специальных показателей. Разработка стратегических программ и планов невозможна без использования системы показателей, которая должна быть гибкой, адаптивной, способной отражать все изменения в состоянии объекта планирования.

87. Анализ конкурентных преимуществ территориальных образований.

Под конкурентоспособностью территориальных образований следует понимать способность удовлетворить целевые группы потребителей территории и улучшить их условия жизнедеятельности, а также возможность эффективного размещения внутренних субъектов относительно внешних субъектов маркетинга территории.

1 этап. Обосновывается система показателей, по которым будет производиться оценка процесса или результата функционирования исследуемых объектов. Данные могут быть представлены как в виде моментных показателей, характеризующих состояние объекта на определенную дату, так и в виде показателей, отражающих динамику развития процесса во времени. Принимаются абсолютные и относительные показатели, натуральные и стоимостные, объемные и удельные, физические и плановые. При проведении оценки возможно одновременное использование самых разных показателей. В этом состоит одно из важнейших преимуществ данной методики. Выбор показателей зависит от уровня управления и целей, стоящих пред аналитиком.

Из сформированной системы показателей строится исходная таблица данных (в столбцах приводится перечень объектов, а строках – показатели).

2 этап. В таблице по каждому показателю определяется максимальное значение, которое условно принимается за единицу. Затем все элементы графы делятся на эталонное значение показателя. Если с точки зрения экономической интерпретации лучшим является максимальное значение, то оно и берется за эталон, на это значение делятся и остальное значения графы. В результате создается матрица стандартизированных данных, выраженных в форме коэффициентов.

3 этап. Все элементы матрицы возводятся в квадрат, после чего результаты складываются по строкам (объектам), а из полученной суммы извлекается квадратный корень. Получается рейтинг R по каждому объекту в совокупности. Его можно определить по формуле:

где – стандартизированные значения различных

88. Стратегический анализ развития национальной экономики.

Стратегический анализ развития национальной экономики. Главная задача прогнозно-аналитической стадии состоит в определении допустимого набора вариантов развития национальной экономики на основе анализа хода исследуемых процессов в прошлом и прогнозирования их возможного протекания в будущем. На этом этапе реализуется на практике принцип вариантности планирования, формируются требования к развитию национальной экономики, которые позволят реализовать возможные социально-экономические цели.

Стратегический анализ развития национальной экономики является первым этапом работ по обоснованию и разработке концепции социально-экономического развития страны. Он, в свою очередь, проводится в два этапа.

1. Ретроспективный анализ и оценка текущего состояния экономики страны.

2. Разработка прогнозов развития национальной экономики.

Основная цель первого этапа проведения стратегического анализа – оценить эффективность предыдущей стратегии развития страны, различные аспекты функционирования и развития элементов национальной экономики.

В качестве основных аспектов проведения такого анализа можно назвать:

· комплексный анализ и оценка места и роли страны в мировой экономике и системе международного разделения труда, конкурентоспособности национальной экономики;

· анализ и оценка степени фактического использования основных условий и факторов, которые можно отнести к числу стратегических преимуществ, которыми располагает страна;

· выявление и оценка позитивных и негативных тенденций в развитии как национальной экономики в целом, так и ее отдельных элементов;

· анализ и оценка структурных изменений в национальной экономике и соблюдение принципа пропорциональности ее развития;

· анализ и оценка влияния институциональных и организационных изменений в национальной экономике как на эффективность ее функционирования и развития, так и на важнейшие параметры социального развития;

· анализ и выявление условий и факторов, ограничивающих развитие национальной экономики.

Второй этап проведения стратегического анализа развития национальной экономики носит предварительный характер, поскольку тесно связан с последующим выбором определенного варианта будущего развития национальной экономики.

Национальное прогнозирование. Прогноз развития национальной экономики, или национальный прогноз, представляет собой комплекс аргументированных предположений, выраженных в качественной и количественной формах и дающих представление о будущих параметрах развития национальной экономики.

В основе национального прогнозирования лежит предположение о том, что будущее состояние национальной экономики в значительной мере определяется ее прошлым и настоящим состоянием.

Будущее всегда несет в себе и элементы неопределенности. Это обуславливает использование вероятностного подхода в национальном прогнозировании. Сущность этого подхода заключается в ограничении неопределенности будущего и описании интервала, в пределах которого возможен поиск регулирующих решений.

Другой неотъемлемой чертой национального прогнозирования является опережающее отражение действительности, т.е. приспособление экономической системы к представляемому будущему.

Временной горизонт прогноза зависит от скорости изменения прогнозируемого объекта, от присущих ему циклов развития, от продолжительности действия главных тенденций, определяющих его состояние или функционирование. В национальном прогнозировании принято выделять различные периоды упреждения (горизонты будущего):

• краткосрочное прогнозирование (2-3 года);

• среднесрочное прогнозирование (5-7 лет);

• долгосрочное прогнозирование (до 15-20 лет).

Каждый из этих видов прогнозов базируется на тех устойчивых циклах и процессах в развитии национальной экономики, продолжительность которых укладывается в соответствующий временной горизонт.

Классификация национальных прогнозов может проводиться не только по временному горизонту, но и по подходам, которые применяются при их разработке. Такие подходы могут различаться:

• по способу описания тенденций изменения объекта или процесса;

• по способу формирования параметров, которые дают характеристику объекта или процесса.

В рамках первого из названных выше подходов принято выделять трендовый и факторный подходы.

Трендовый подход в национальном прогнозировании используется, как правило, для прогноза показателей, которые характеризуются либо монотонным возрастанием, либо монотонным убыванием. Опыт национального прогнозирования свидетельствует о том, что трендовые функции показателей, характеризующие темпы и пропорции экономического роста, следует описывать в рамках определенного класса математических зависимостей.

Факторный подход в национальном прогнозировании предполагает определение круга воздействующих на прогнозируемый объект (процесс, показатель) факторов и формы их взаимосвязи. Сущность факторного прогнозирования состоит в том, что перспективные оценки прогнозируемого показателя получаются на основе замены его динамики динамикой значимых и относительно устойчивых тенденций факторов и параметров, позволяющих установить между ними взаимосвязь.

В настоящее время в национальном прогнозировании трендовый подход не имеет самостоятельного значения, а применяется преимущественно либо как подготавливающее условие, либо как один из элементов факторного прогнозирования.

Согласно второму критерию – способу определения параметров, которые характеризуют прогнозируемый объект или процесс – принято выделять генетический (ресурсный) и нормативный (целевой) подходы.

Генетический подход в национальном прогнозировании, который отражает инерционный характер развития экономики, основывается на прогнозировании устойчивых тенденций в развитии национальной экономики и сводится к перенесению зависимостей, характерных для прошлого и настоящего, на будущее.

Нормативный подход, который связывается с регулируемостью экономики, исходит из целей развития, которых, желательно достичь в прогнозируемом периоде. Содержание нормативного подхода состоит в определении параметров воспроизводства, необходимых для достижения заданных целей экономического роста. Вместе с тем при нормативном подходе учитывается взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Применяемые нормативные показатели формируются в терминах прошлого и настоящего. В их основу кладутся выявленные к началу прогнозного периода общественные потребности и реализованные направления технологического прогресса.

89. Определение стратегического планирования, его цели и задачи.

Стратегическое планирование — это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей.

Стратегическое планирование может быть представлено как набор функций менеджмента, а именно:

§ распределение ресурсов (в форме реорганизации компаний);

§ адаптация к внешней среде (на примере компании «Форд Моторс»);

§ внутренняя координация;

§ осознание организаторской стратегии (так, руководству необходимо постоянно учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее).

Стратегия — это всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществлениемиссии организации и достижение ее целей.

Ключевые моменты стратегического планирования:

§ стратегия разрабатывается высшим руководством;

§ стратегический план должен быть подкреплен исследованиями и фактическими данными;

§ стратегические планы должны быть гибкими для возможности их изменения;

§ планирование должно приносить пользу и способствовать успеху компании. При этом затраты на реализацию мероприятий должны быть ниже величины выгод от их реализации.

Основными задачами стратегического планирования являются: 1) определение необходимых политических решений; 2) оценка будущего состояния экономики и потребности в данной продукции; 3) оценка необходимых производственных мощностей в будущем; 4) предварительная оценка размера возможных капитальных вложений. Стратегическое планирование включает в себя долгосрочные, среднесрочные и текущие планы. Долгосрочные планы разрабатываются на период от 5 до 15 и болт лет, среднесрочные - от 2 до 5 лет, и текущие - на 1 год.

Задачи стратегического планирования.

Планирование необходимо для достижения фирмой следующих целей:

повышение контролируемой доли рынка

предвидение требований потребителя

выпуск продукции более высокого качества

обеспечение согласованных сроков поставок

установление уровня цен с учетом условий конкуренции

поддержание репутации фирмы у потребителей.

Задачи планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему:

1. Планирование роста прибыли.

2. Планирование издержек предприятия, и, как следствие, их уменьшение.

3. Увеличение доли рынка, увеличение доли продаж.

4. Улучшение социальной политики фирмы.

Таким образом, основной задачей планирования является получение максимальной прибыли как результата деятельности и осуществления его важнейших функций: планирование маркетинга, производительности, инноваций и другого.

Цель – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем:

· четкая ориентация на определенный интервал времени;

· конкретность и измеримость;

· непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;

· адресность и контролируемость.

В России[править | править вики-текст]

Первый в мире государственный стратегический план разработан в 1920 году в Советской России Государственной комиссии по электрификации России во главе с Г. М. Кржижановским и утвержден VIII Всероссийским съездом Советов в декабре 1920 года[ источник не указан 1156 дней ].

С тех пор Россия наработала колоссальный и уникальный в мировой практике опыт и школу планирования.[ источник не указан 1156 дней ]

В МГУ имени М. В. Ломоносова, в рамках междисциплинарной образовательной программы [4], осуществляется подготовка специалистов, владеющих инструментарием стратегического планирования.

90. Особенности территориального проектирования городских территорий.

Городские поселения включают города и поселки городско- го типа, население которых преимущественно занято несельско- хозяйственной деятельностью и которые имеют соответствую- щий статус, установленный органами государственной власти. Основными типологическими признаками городских посе- лений, позволяющими установить характерные особенности их планировочной организации, являются: • численность населения (малые, средние, большие, крупные, крупнейшие города) • функциональный профиль (по преобладающей занято- сти населения различают промышленные, агропро- мышленные, научные, многофункциональные и дру- гие) • административная роль (столичные города, центры ок- ругов, краев, областей, районов); • время возникновения (старые, новые) • тип планировочной структуры (фокусированные, ли- нейные, со свободной планировкой) • тип территориальной структуры (компактные, расчле- ненные, рассредоточенные) • темпы роста и другие. Важным типологическим признаком городских поселений является численность населения. Общепринято деление городов по численности на следующее группы: • малые города – с населением до 50 тыс. жителей • средние города – от 50 до 100 тыс. человек • большие города – от 100 до 250 тыс. человек • крупные города – от 250 тыс. до 1 миллиона человек • крупнейшие города – свыше 1 миллиона жителей. Чем больше численность населения города, тем больше за- нимаемая им территория, сложнее функционально- 66 планировочная и композиционно-пространственная организация. Малые города компактны, имеют преимущественно пешеходные связи. Крупные и крупнейшие города занимают обширные терри- тории, для них необходим общественный пассажирский транс- порт, развитая инженерно-техническая, производственная, соци- альная инфраструктура. Являясь элементами систем расселения, поселения находят- ся в иерархической зависимости друг от друга и по этому призна- ку подразделяются на центральные поселения (поселения- центры, города-центры), организующие функции которых (эко- номические, социальные, административные) распространяются на прилегающую территорию как минимум с одним поселением, и на рядовые поселения, выполняющие подчиненную роль. В зонах влияния крупных городов могут размещаться горо- да-спутники, которые связаны с городом-центром суточным цик- лом жизнедеятельности людей (трудовые, обслуживающие, рек- реационные и др. связи). Города-спутники могут выполнять са- мостоятельные народно-хозяйственные функции (производст- венные, научные, рекреационные) или быть ориентированными на город-центр и таким образом представлять собой поселения- спальни. Роль поселений-спален могут выполнять и сельские на- селенные места. Два относительно равнозначных и близко распо- ложенных города, имеющих тесные связи по обслуживанию на- селения, трудовые и другие связи, носят название парные города. Урбанизированные районы формируются на базе крупных, больших и активно развивающихся средних городов и характери- зуются высокой концентрацией городского населения, городских функций, активной трудовой, социальной, рекреационной под- вижностью населения. К ним относятся столичный регион и рай- оны влияния опорных центров национальной системы расселения страны. Стратегия развития урбанизированных районов предусмат- ривает: • развитие функционально многообразной структуры • повышение плотности городских функций на террито- рии, активное перераспределение функций в системе «город-пригород» 67 • повышение научно-технического уровня производст- венного комплекса и интенсификация сельского про- изводства, перевод его на индустриальную основу • повышение экологических требований с учетом сум- марного воздействия источников загрязнения на окру- жающую среду • развитие и совершенствование пригородных сообще- ний, особенно железнодорожных, строительство новых узлов взаимоувязки городского и пригородного пасса- жирского транспорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: