Социальные факторы – сведения об обществе и отдельных общественных явлениях, которые необходимо использовать в процессе территориального проектирования:
· демографические факторы;
· социокультурные факторы;
· государственная социальная политика.
Учитывается изменение состава населения и условий жизнедеятельности (миграция, численность, естественный прирост, демографическая структура – возрастная / половая / этническая / семейная, профессиональный состав населения, оценка трудовых ресурсов). Эти показатели дают представление об уровне жизни, степени развития системы здравоохранения и образования и о потребностях в постройке соответствующих учреждений. Данные о миграции позволяют получить сведения о постоянном населении, местах скопления населения, маятниковой миграции – это позволяет оценить эффективные грузопотоки, решается система транспортного обслуживания. Также рассчитывается бюджет времени (сколько тратят в среднем на отдых, уход за собой) – необходимо для застройки рекреационных зон. Далее проводится анализ социокультурных факторов – здесь важен этнический состав населения.
Задачи которые могут быть поставлены: * при необходимости изменения демографической структуры в направлении выравнивания половой системы могут быть созданы соответствующие рабочие места (промышленные предприятия для привлечения мужской рабочей силы); * для повышения рождаемости на определенной территории – строительство учреждений здравоохранения, увеличение жилищной площади, строительство детских садов и учебных заведений и.т.д.
Индикаторы социального развития позволяют следить за социальными процессами и вносить необходимые изменения в государственную социальную политику, в том числе и с помощью изменений материально-пространственной среды. Индикаторы социального развития:
· динамика численности и структуры населения;
· индикаторы урбанизации – доля горожан в населении, доля жителей больших и крупных городов среди горожан;
· индикаторы устойчивого развития общества – средняя продолжительность жизни, размер душевого дохода, уровень грамотности, доля учащихся в различных заведениях;
· условия жизни, труда и отдыха;
· производительность труда;
· индекс потребительских цен на товары и услуги.