Функции массовой коммуникации: уровень общества

В рамках структурно-функционального подхода общество рассма­тривается как система, состоящая из взаимозависимых частей или подсистем. При этом организация социальной жизни предполагает поддержание более или менее адекватной картины жизни общества,

социального окружения людей. Это достигается, среди прочего, и по­средством деятельности средств массовой коммуникации. Механизм реализации «социального сцепления» представляет собой взаимодей­ствие двух основных составляющих. Первой из них являются потреб­ности общества различного уровня — группы, коллектива, личности. Второй — «отклик» на соответствующие требования, реализация по­требностей прямо или опосредованно средствами массовой коммуни­кации.

Структурно-функциональное видение средств массовой коммуни­кации трактует их как самоуправляющуюся и самокорректирующуюся подсистему, действующую в конкретных политических и институцио­нальных условиях. Характерно, что в рамках подхода массовую ком­муникацию изучают прежде всего как одно из средств поддержания функционирования общества в целом, а не как источник, способству­ющий социальным изменениям.

Структурно-функциональный анализ массовой коммуникации предполагает две взаимосвязанные плоскости изучения. Во-первых, это конкретный вид деятельности средств массовой коммуникации; во-вторых, полезность, ценность, которую имеет их деятельность с точки зрения пользователей, потребителей. В большом количестве имеющих­ся на сегодня классификаций функциональных особенностей массовой коммуникации выделяют два уровня — уровень социума и 5'ровень индивида. Ниже приведена классификация, в которой, по нашему мнению, наиболее полно учтены идеи, высказанные ранее1.

Итак, при описании основных функций массовой коммуникации в обществе выделяются следующие:

I. Информационная

— информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;

— информационное обеспечение инновационных процессов.

II. Социальной связи

— комментирование и интерпретация происходящего;

— поддержка существующих норм и властных отношений;

— социализация;

— координация разнонаправленной социальной активности, фор­мирование общественного согласия.

III. Обеспечение преемственности

— выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение «узнавания» субкультур, новых культурных направлений;

— поддержание общности социальных ценностей.

IV Рекреативная

— создание возможностей для отдыха и развлечения;

— снижение социальной напряженности. V. Мобилизации

— организация кампаний в связи с актуальными целями в поли­тике, экономике, социальной сфере.

Приведенная классификация является достаточно условной. Мно­гие из перечисленных функций пересекаются. Одни выражены в струк­туре деятельности массовой коммуникации в большей степени, другие в меньшей. Вряд ли возможно выявить ранговые отношения меж­ду ними. Лишь контурно, как представляется, можно определить те функции, которые связаны или со стабильностью или с изменениями в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: