В рамках структурно-функционального подхода общество рассматривается как система, состоящая из взаимозависимых частей или подсистем. При этом организация социальной жизни предполагает поддержание более или менее адекватной картины жизни общества,
социального окружения людей. Это достигается, среди прочего, и посредством деятельности средств массовой коммуникации. Механизм реализации «социального сцепления» представляет собой взаимодействие двух основных составляющих. Первой из них являются потребности общества различного уровня — группы, коллектива, личности. Второй — «отклик» на соответствующие требования, реализация потребностей прямо или опосредованно средствами массовой коммуникации.
Структурно-функциональное видение средств массовой коммуникации трактует их как самоуправляющуюся и самокорректирующуюся подсистему, действующую в конкретных политических и институциональных условиях. Характерно, что в рамках подхода массовую коммуникацию изучают прежде всего как одно из средств поддержания функционирования общества в целом, а не как источник, способствующий социальным изменениям.
|
|
Структурно-функциональный анализ массовой коммуникации предполагает две взаимосвязанные плоскости изучения. Во-первых, это конкретный вид деятельности средств массовой коммуникации; во-вторых, полезность, ценность, которую имеет их деятельность с точки зрения пользователей, потребителей. В большом количестве имеющихся на сегодня классификаций функциональных особенностей массовой коммуникации выделяют два уровня — уровень социума и 5'ровень индивида. Ниже приведена классификация, в которой, по нашему мнению, наиболее полно учтены идеи, высказанные ранее1.
Итак, при описании основных функций массовой коммуникации в обществе выделяются следующие:
I. Информационная
— информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;
— информационное обеспечение инновационных процессов.
II. Социальной связи
— комментирование и интерпретация происходящего;
— поддержка существующих норм и властных отношений;
— социализация;
— координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия.
III. Обеспечение преемственности
— выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение «узнавания» субкультур, новых культурных направлений;
— поддержание общности социальных ценностей.
IV Рекреативная
— создание возможностей для отдыха и развлечения;
— снижение социальной напряженности. V. Мобилизации
— организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.
Приведенная классификация является достаточно условной. Многие из перечисленных функций пересекаются. Одни выражены в структуре деятельности массовой коммуникации в большей степени, другие в меньшей. Вряд ли возможно выявить ранговые отношения между ними. Лишь контурно, как представляется, можно определить те функции, которые связаны или со стабильностью или с изменениями в обществе.