Простые и сложные дислалии

УРОВНИ НАРУШЕННОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

Многие авторы отмечают, что в ряде случаев дети правильно употребляют звук изолированно, в слогах, а иногда в словах и в отраженной речи, а в самостоятельной речи не употребляют (М. А. Александровская). Аналогичные явления отмечаются в работах М. Е. Хватцева, О. В. Правдиной, К. П. Беккера, М. Совака и др. Эти данные свидетельствуют о том, что про­износительные умения детей соотносятся со степенью слож­ности вида речевой деятельности.

О. В. Правдина выделяет три уровня нарушенного произ­ношения: неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правиль­ном произношении изолированно или в легких словах; недо­статочное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука. Выделенные уровни отражают этапы усвоения звука в процессе развития ребенка, выявленные А. Н. Гвоздевым. Эти данные свидетельствуют о том, что ре­бенок с нарушенным произношением проходит те же этапы овладения звуком, что и нормальный, но на каком-то из эта­пов он может задержаться или остановиться.

К. П. Беккер и М. Совак выделяют звуковую, слоговую и словесную дислалию. Более оправданным является уровне-вое разделение дислалии, а не разделение на разные формы, так как факты свидетельствуют о том, что речь должна идти о степени сформированное™ умений при одном и том же виде. Разная степень сформированности умений может наблюдать­ся в каждой из описанных форм дислалии.

ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ДИСЛАЛИИ

В зависимости от того, какое количество звуков дефектно произносится, дислалии подразделяются на простые и слож­ные. К простым (мономорфным) относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки, к сложным (полиморфным) относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки раз­ных групп (свистящие и соноры).

Наряду с так называемыми «чистыми» формами встреча­ются комбинированные формы акустико-фонематических, артикуляторно-фонематических и артикуляторно-фонемати­ческих-дислалии. М. Е. Хватцев определял такие нарушения как разлитое, или общее, косноязычие и указывал на его связь с недоразвитием речи. Такие комбинации нарушений пред­ставляют собой особую группу, не сводимую к дислалиям как избирательному расстройству звукового оформления речи; они сочетаются с недоразвитием других сторон речи и наблюда­ются на фоне органических поражений центральной нервной системы и психического развития.

Механическая дислалия — нарушенное звукопроизно-шение, обусловленное анатомическими дефектами перифе­рического аппарата речи (органов артикуляции). Ее иног­да называют органической. Наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные: 1) аномалиями зубо-челюстной системы: диастемы между передними зу­бами; 2) отсутствием резцов или их аномалиями; 3) непоп­равимым положением верхних или нижних резцов или со­отношения между верхней или нижней челюстью (дефекты прикуса). Эти аномалии могут быть из-за дефектов разви­тия или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальным строением твердого нёба (вы­сокий свод).

Среди нарушений произношения в таких случаях наибо­лее часто наблюдаются дефекты свистящих и шипящих зву­ков (они приобретают избыточный шум), губно-зубных, пере­днеязычных, взрывных, реже — р и р'.

Довольно часто нарушается проивношение и гласных зву­ков, которые становятся малоразборчивыми из-за избыточной зашумленности согласных и недостаточной акустической про­тивопоставленности гласных.

Однако не всегда зубные аномалии приводят к дефектам произношения: при некоторой деформации зубов оно может оказаться нормальным.

Вторую значительную по распространенности группу со­ставляют звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка: слишком большой или маленький язык, укороченная подъязычная связка.

При таких аномалиях страдает произношение шипящих и вибрантов, наблюдается также боковой сигматизм. В ряде слу­чаев страдает внятность произношения в целом.

Однако не во всех случаях язычных аномалий страдает произношение звуков. Это неоднократно отмечалось лингви­стами (Р. О. Якобсон, М. В. Панов) и специалистами в облас­ти патологии речи (Г. Гутцман, Р. А. Юрова и др.).

Факты нормального звукопроизношения при аномалиях языка и зубов свидетельствуют о компенсаторных возможно­стях, позволяющих сформировать нормальное произношение и при нарушенных условиях реализации звуков; один и тот же акустический эффект можно получить разными путями.

Значительно реже встречаются нарушения звукопроизно­шения, обусловленные губными аномалиями, так как врож­денные дефекты (различные деформации) преодолеваются хирургическим путем в раннем возрасте. Таким образом, логопед встречается преимущественно 6 последствиями де­формаций травматического происхождения, при которых в основном нарушается произношение губных звуков вслед­ствие неполного смыкания губ, а также губно-зубных звуков. Иногда наблюдаются дефекты произношения лабиализован­ных гласных (о, у).

Механическая дислалия может комбинироваться с функ­циональной фонематической.

Во всех случаях механических дислалий необходима кон­сультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: