С.В.Семихатская
Курс лекций
ДИСЛАЛИЯ
Лекция 8. Типовые узлы и схемы управления ЭП с
асинхронными двигателям …………..……………………..60
Лекция 9. Автоматизированный ЭП с синхронными
электродвигателями ……………………………………..…..68
Лекция 10. Технические средства замкнутых схем
управления АЭП …………………………………….……….74
Лекция 11. Замкнутые схемы управления АЭП с ДПТ…………...…86
Лекция 12. Замкнутые схемы управления электроприводов с
двигателями переменного тока ………………………..…...93
Лекция 13. Электромашинные преобразователи частоты ………….….98
Лекция 14. Статические преобразователи частоты ………..…………104
Лекция 15. Энергосбережение в АЭП ………………………………..…112
ТЕМА № 1. Определение дислалии. Исторический аспект развития проблемы.
Под термином дислалия от греческого dis – приставка, означающая частичное расстройство, и lalio –говорю – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Среди различных речевых нарушений наиболее часто встречается косноязычие, т.е. неправильное, нечеткое произношение тех или иных звуков.
|
|
Долгое время все речевые расстройства были объединены под одним названием. Впервые в Европе в научное обращение этот термин был введен профессором Вильнюсского университета врачом И.Франком. В своей монографии вышедшей в 1827 году, он применил его в обобщенном значении как наименование всех видов произносительных дефектов различной этиологии. В 1830 году врач Шультесс (Швейцария) все речевые нарушения разделил на две группы: заикание и косноязычие. Термин «косноязычие» очень древний, народный, долгое время он обозначал всякую неправильную речь. Уточнение понятия косноязычие возникает в медицинской литературе в первой половине 19 века. Шультесс косноязычие обозначил термином «дислалия». Это более узкое значение, нежели у Франка; Шультесс причисляет к дислалии лишь произносительные нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции. В дальнейшем Куссмауль предлагает свою классификацию, в которой принимает точку зрения Шультесса: называет косноязычием все недостатки речи, основанные на расстройствах в буквенном звукообразовании (1879), с таким же пониманием дислалии мы встречаемся в работах Гутцмана. Все недостатки речи, основанные на расстройствах в буквенном звукообразовании, называются косноязычием. А.Куссмауль различает также косноязычие врожденное и приобретенное. Последнее чаще бывает функциональным вследствие неправильного воспитания и недостаточного упражнения, но может быть и органическим. Органическое косноязычие (Disartria literalis или centralis anarthria literalis), как показывает само название, является одной из форм центрального, органически обусловленного нарушения речи. Расстройства речи, возникающее в результате пороков развития периферического речевого аппарата, относятся к механическим дислалиям. Выделение Куссмаулем двух видов дислалии – функциональной и механической – и отграничение этих форм от литеральной дизартрии упорядочили представление о видах нарушений фонетической стороны речи.
|
|
Косноязычие имеет две формы: физиологическую – возрастное косноязычие, присущее детям в возрасте 2 – 5 лет, и патологическую, связанную с тем или иным речевым нарушением.
Физиологическое косноязычие рассматривается у таких авторов, как И.А. Сикорский, Н.И. Красногорский, М.Е. Хватцев, Д.Б. Эльконин, Ф.А.Рау. Оно определяется ими как этап нормального речевого развития ребенка.
В 80-х годах 19 столетия Коэн (Австрия) в своих работах пытался провести классификацию дислалий. Позднее в конце 19 и начале 20 веков появились работы по косноязычию зарубежных авторов: Фрешельса, Либмана, Зеемана и других.
В 1912 году Е.С.Боришпольский (Россия) разделил расстройства речи на две группы: центральные и периферические. К центральным расстройствам он относил афазии органического происхождения и функциональные (заикание и лепетание). К периферической группе он относил дислалии, или алалии. Среди дислалий выделялись глухонемота, связанная с поражением уха, и косноязычие. Е.С.Боришпольский считал, что косноязычие зависит только от несовершенства артикуляционного аппарата.
Среди советских ученых, работающих в области расстройства речи, следует отметить Ф.А.Рау, С.М.Доброгаева, М.Е. Хватцева, Ю.А.Флоренскую, Р.Е.Левину и других. В своих работах они выделяют отдельные формы речевых расстройств, связанные с нарушением слуха, артикуляционного аппарата.
А вот в 30 – 50 –е годы это понятие претерпевает существенные изменения. М.Е.Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия (под этот термин подводил все типы нарушения произношения). Он включал в нее звукопроизносительные дефекты, обусловленные поражением или расстройством периферических органов речи: костно-хряще – мышечных частей, или «периферической их иннервацией», а также нарушения звукопроизношения, обусловленные периферической тугоухостью. По – мнению М.Е.Хватцева дислалии, обусловленные этим дефектом составляют приблизительно 10%. Он выделяет три формы дислалий: механическую, обусловленную грубыми анатомическими дефектами органов речи (расщелинами неба, короткой подъязычной уздечкой); органическую, обусловленную периферической тугоухостью, аномалиями челюстей и зубов, а также аномалиями языка и неба; функциональную, обусловленную мышечной вялостью мягкого неба, недостаточной гибкостью кончика языка, слабостью выдыхаемой струи воздуха и т.д.
В начале 50 – х годов 20-го столетия А.М.Смирнова на основе большого клинического материала публикует классификацию дефектов произношения, которая заметно отличается от классификации, предложенной М.Е.Хватцевым.
В этот же период О.В.Правдина дает иную трактовку дислалии: в частности, были исключены нарушения, обусловленные дефектами слуха. Ею в отличие от М.Е.Хватцева были выделены только две формы: функциональная и механическая в состав механической включена и ринолалия.
В дальнейшем, в 60-е годы в работах С.С.Ляпидевского и О.В.Правдиной прослеживается тенденция к делению произносительных дефектов на дислалию и дизартрию и отказу от обобщающего термина «косноязычие». В эти же годы в работе С.С.Ляпидевского и Б.М.Гриншпуна ринолалия была выделена из механической дислалии в отдельное речевое нарушение. Это определенным образом сузило понятие дислалия и сделало его более четким. Позднее разделение дислалии на функциональную и механическую поддерживается большинством авторов.
|
|
В отечественной и зарубежной литературе принято деление дислалии на две формы в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы, участвующие в осуществлении речевых процессов, нарушены. Выделяют сенсорную и моторную дислалию (К.П.Беккер, М.Совак, М.Е. Хватцев, О.А.Токарева, О.В.Правдина и др.). Такое деление дислалии направляет внимание на механизм, коррекция которого должна быть осуществлена.