Смешанная ринолалия

Некоторые авторы (М. Зееман, А. Митронович-Моджеевс-ка) выделяют смешанную ринолалию — состояние речи, ха­рактеризующееся пониженным носовым резонансом при

произнесении носовых звуков и наличием назального темб­ра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения.

Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесе­ния оральных звуков.

Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, так как возникает нёбно-глоточная недостаточность и проявля­ются признаки открытой ринолалии. В связи с этим логопе­ду следует тщательно обследовать строение и функцию мяг­кого нёба, установить, какая форма ринолалии (открытая или закрытая) сильнее нарушает тембр речи, совместно с врачом обсудить необходимость устранения носовой непроходимости и предупредить родителей о возможности ухудшения тембра голоса. После операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии.

Выводы и проблемы

Устранение патологической назализации голоса при рино­лалии, несмотря на многообразие применяемых приемов, представляют известную трудность. Определяется она в первую очередь тяжестью дефекта и характером хирур­гического вмешательства, которое не всегда достигает хо­рошего анатомического и функционального эффекта. Вос­становление тембра осложняется тем, что при врожденных расщелинах твердого и мягкого нёба страдает механизм голосообразования, так как иннервация мягкого нёба влия­ет на функцию голосовых складок. Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и речеобразо-вания. Патофизиологические исследования, выявляющие особенности дыхания, фонации и артикуляции у данного контингента, расширяют представление о структуре дефекта и позволяют выбирать более обоснованные и целенаправ­ленные методы логопедической работы. Особенно важны­ми являются ранние профилактические и комплексные коррекционные мероприятия, которые могут ослабить раз­витие дефекта и способствовать скорейшей социальной ре­абилитации лиц с врожденными аномалиями нёба.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные формы ринолалии у де-

тей.

2. В чем заключается влияние врожденных расщелин нёба на речевое развитие ребенка?

3. В чем специфика нарушений устной и письменной речи у детей школьного возраста, имеющих ринола-

лию?

4. Опишите приемы коррекции звуковой стороны речи у детей, страдающих ринолалией.

5. При посещении специальных дошкольных и школь­ных учреждений обратите внимание на детей с рино­лалией. Сопоставьте их с детьми, имеющими дизарт­рию и алалию.

Литература

1, Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М., 1984.

2, Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия. — М., 1983.

3. Хрестоматия по логопедии / Под ред. — Л. С. Волковой, В. И. Селивертова. М., 1997. — Ч. I. — С. 120—162.

4. Ч и р к и н а Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного ап­парата. — М., 1969.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: