10. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: 3 — В, Р — В.
11. Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов; но различно расположенных в пространстве: Р — Ь, Г — Т, И — П, П — Н.
При устранении оптической дислексии и дисграфии параллельно с развитием пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза проводится и работа над речевыми обозначениями этих отношений: над пониманием и употреблением предложных конструкций, наречий.
Большое место при устранении оптической дислексии и дисграфии занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв.
Для лучшего усвоения их соотносят с какими-либо сходными предметами изображениями: О с обручем, 3 со змеей, Ж с жуком, П с перекладиной, У с ушами и т. д. Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, конструирование из элементов, реконструирование, срисовывание.
Различение смешиваемых букв проводится в следующей последовательности: дифференциация изолированных букв, букв в слогах, словах, в предложениях, тексте.
|
|
Таким образом, устранение оптической дислексии и дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.
Выводы и проблемы
Нарушения письменной речи у детей являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Логопедическая работа носит дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка. До настоящего времени в логопедии недостаточно разработан психолингвистический аспект коррекции нарушений письменной речи, представляющий собой значимую проблему совершенствования логопедического воздействия.
Контрольные вопросы и задания
1. Какова психофизиологическая характеристика чтения и письма в норме?
2. Дайте краткий исторический обзор развития учения о нарушениях письменной речи.
3. Какие современные точки зрения существуют по вопросам определения, терминологии, симптоматики механизмов и классификации дислексии?
4. Дайте определение, опишите симптоматику, механизмы, классификации дисграфии. Покажите различные формы дисграфии на конкретных примерах.
5. Осветите формирования дифференциации фонем при устранении дислексии и дисграфии.
|
|
6. Раскройте методику формирования языкового анализа и синтеза при устранении дислексии и дисграфии.
7. Опишите систему логопедической работы при устранении разных форм дислексии и дисграфии.
Литература
1. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. — 1950. — Вып. 70.
2. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения.— М., 1958.
3. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у детей — М., 1983.
4. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М., 1961.
5. Лур'ия А. Р. Очерки психофизиологии письма. — М., 1950.
6. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной.— М., 1968.
7. Садовников» И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М., 1983.
8. Соботович Е. Ф., Го л ич ен к о Е. М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых школьников младших классов // Нарушения речи и голоса у детей и взрослых. — M.t 1979.
9. Спирова Л. Ф. Недостатки чтения и пути их преодоления // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. — М., 1965.
10. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1969.
11. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. — М., 1997. — Ч. П. — С. 283—511.