Расчет коэффициента Спримена. для признаков “успешность обучения” и “знание основ программирования”

для признаков “успешность обучения” и “знание основ программирования”

Студент (№ п/п) Успешность обучения Знание программирования
  4,88          
  4,77     19,5 3,5 12,25
  4,71          
  4,53     23,5 -2,5 6,25
  4,41          
  4,24          
  3,77          
  3,76       -4  
  3,65     21,5 -8,5 72,25
  3,59 10,5     -4,5 20,25
  3,59 10,5   5,5    
  3,41       -2  
  3,35 5,5     -4,5 20,25
  3,35 5,5   21,5 -16  
  3,61     23,5 -11,5 132,25
  3,44       -1  
  3,22 1,5   5,5 -4  
  4,11          
  3,38     3,5 3,5 12,25
  3,22 1,5     -0,5 0,25
  3,33     3,5 0,5 0,25
  3,27       -7  
  3,94          
  3,81     19,5 -3,5 12,25
Суммы:           1360,5

Проверка ранжирования: по каждому из признаков реальная сумма рангов, равная 300 (см. табл. 3.5), совпадет с теоретической и, следовательно, ранжирование проведено правильно.

Гипотезы:

- связь между успешностью обучения на МФ и знанием основ программирования отсутствует (формально: );

- существует статистически значимая связь между успешностью обучения на МФ и знанием основ программирования (формально: ).

.

Однако, наличие одинаковых (связанных) рангов в сравниваемых последовательностях наблюдений и означает меньшую дифференциацию свойств ранжированных признаков и приводит к завышению абсолютного значения коэффициента связи [1]. Для более точной оценки тесноты связи в расчет коэффициента Спирмена вводятся поправки:

, ,

где число групп связанных рангов в ранжированных последовательностях признаков и соответственно;

число связанных рангов в ой группе для признаков и .

В нашем случае, в ранжированной последовательности признака имеется групп связанных рангов по ранга в каждой :

1,5; 1,5; 3; 4; 5,5; 5,5; 7; 8; 9; 10,5; 10,5; 12;
13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24.

Следовательно,

.

В ранжированной последовательности признака всего имеется групп связанных рангов (5 групп по ранга и 2 группы по рангов ):

1; 2; 3,5; 3,5; 5,5; 5,5; 7; 10; 10; 10; 10; 10;
15; 15; 15; 15; 15; 18; 19,5; 19,5; 21,5; 21,5; 23,5; 23,5.

Следовательно,

.

Значение коэффициента Спирмена с учетом поправок на связанные ранги будет равно

Критические значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена в зависимости от объема выборки и уровня значимости равны [1, 3]:

Так как , то гипотеза (связи нет) отвергается при , и с доверительной вероятностью может быть принята альтернативная гипотеза : .

Таким образом, с уверенностью 95% можно говорить о существовании прямой (т.к. ) линейной связи между успешностью обучения на МФ и знанием основ программирования. Детерминация данной связи равна , поэтому лишь на 16,6% успешность обучения на МФ зависит от одного из профильных предметов “основы программирования”, и на 83,4% от других учебных предметов, т.е. данную связь можно охарактеризовать как слабую по тесноте [1].

3.б) Для исследования корреляции между порядковым признаком “успешность обучения” и количественным признаком “уровень IQ” также можно воспользоваться коэффициентом ранговой корреляции Спирмена [1].

Проранжируем последовательности наблюдений признаков “успешность обучения” () и “уровень IQ” () (см. табл. 3.6).

Проверка ранжирования: по каждому из признаков реальная сумма рангов, равная 300 (см. табл. 3.6), совпадет с теоретической и, следовательно, ранжирование проведено правильно.

Гипотезы:

- связь между успешностью обучения на МФ и уровнем интеллекта отсутствует (формально: );

- существует статистически значимая связь между успешностью обучения на МФ и уровнем интеллекта (формально: ).

.

Поправка на связанные ранги для признака “успешность обучения” () равна (см.п. 3.а).

В ранжированной последовательности признака “уровень IQ” () всего имеется групп связанных рангов (2 группы по ранга и 4 группы по ранга в каждой ):

1; 2,5; 2,5; 4; 6; 6; 6; 9; 9; 9; 11,5; 11,5;
14; 14; 14; 17; 17; 17; 19; 20; 21; 22; 23; 24.

Следовательно,

.

Значение коэффициента Спирмена с учетом поправок на связанные ранги будет равно

Таблица 3.6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: