для признаков “успешность обучения” и “знание основ программирования”
Студент (№ п/п) | Успешность обучения | Знание программирования | ||||
4,88 | ||||||
4,77 | 19,5 | 3,5 | 12,25 | |||
4,71 | ||||||
4,53 | 23,5 | -2,5 | 6,25 | |||
4,41 | ||||||
4,24 | ||||||
3,77 | ||||||
3,76 | -4 | |||||
3,65 | 21,5 | -8,5 | 72,25 | |||
3,59 | 10,5 | -4,5 | 20,25 | |||
3,59 | 10,5 | 5,5 | ||||
3,41 | -2 | |||||
3,35 | 5,5 | -4,5 | 20,25 | |||
3,35 | 5,5 | 21,5 | -16 | |||
3,61 | 23,5 | -11,5 | 132,25 | |||
3,44 | -1 | |||||
3,22 | 1,5 | 5,5 | -4 | |||
4,11 | ||||||
3,38 | 3,5 | 3,5 | 12,25 | |||
3,22 | 1,5 | -0,5 | 0,25 | |||
3,33 | 3,5 | 0,5 | 0,25 | |||
3,27 | -7 | |||||
3,94 | ||||||
3,81 | 19,5 | -3,5 | 12,25 | |||
Суммы: | 1360,5 |
Проверка ранжирования: по каждому из признаков реальная сумма рангов, равная 300 (см. табл. 3.5), совпадет с теоретической и, следовательно, ранжирование проведено правильно.
|
|
Гипотезы:
- связь между успешностью обучения на МФ и знанием основ программирования отсутствует (формально: );
- существует статистически значимая связь между успешностью обучения на МФ и знанием основ программирования (формально: ).
.
Однако, наличие одинаковых (связанных) рангов в сравниваемых последовательностях наблюдений и означает меньшую дифференциацию свойств ранжированных признаков и приводит к завышению абсолютного значения коэффициента связи [1]. Для более точной оценки тесноты связи в расчет коэффициента Спирмена вводятся поправки:
, ,
где число групп связанных рангов в ранжированных последовательностях признаков и соответственно;
число связанных рангов в ой группе для признаков и .
В нашем случае, в ранжированной последовательности признака имеется групп связанных рангов по ранга в каждой :
1,5; | 1,5; | 3; | 4; | 5,5; | 5,5; | 7; | 8; | 9; | 10,5; | 10,5; | 12; |
13; | 14; | 15; | 16; | 17; | 18; | 19; | 20; | 21; | 22; | 23; | 24. |
Следовательно,
.
В ранжированной последовательности признака всего имеется групп связанных рангов (5 групп по ранга и 2 группы по рангов ):
1; | 2; | 3,5; | 3,5; | 5,5; | 5,5; | 7; | 10; | 10; | 10; | 10; | 10; |
15; | 15; | 15; | 15; | 15; | 18; | 19,5; | 19,5; | 21,5; | 21,5; | 23,5; | 23,5. |
Следовательно,
.
Значение коэффициента Спирмена с учетом поправок на связанные ранги будет равно
Критические значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена в зависимости от объема выборки и уровня значимости равны [1, 3]:
Так как , то гипотеза (связи нет) отвергается при , и с доверительной вероятностью может быть принята альтернативная гипотеза : .
|
|
Таким образом, с уверенностью 95% можно говорить о существовании прямой (т.к. ) линейной связи между успешностью обучения на МФ и знанием основ программирования. Детерминация данной связи равна , поэтому лишь на 16,6% успешность обучения на МФ зависит от одного из профильных предметов “основы программирования”, и на 83,4% от других учебных предметов, т.е. данную связь можно охарактеризовать как слабую по тесноте [1].
3.б) Для исследования корреляции между порядковым признаком “успешность обучения” и количественным признаком “уровень IQ” также можно воспользоваться коэффициентом ранговой корреляции Спирмена [1].
Проранжируем последовательности наблюдений признаков “успешность обучения” () и “уровень IQ” () (см. табл. 3.6).
Проверка ранжирования: по каждому из признаков реальная сумма рангов, равная 300 (см. табл. 3.6), совпадет с теоретической и, следовательно, ранжирование проведено правильно.
Гипотезы:
- связь между успешностью обучения на МФ и уровнем интеллекта отсутствует (формально: );
- существует статистически значимая связь между успешностью обучения на МФ и уровнем интеллекта (формально: ).
.
Поправка на связанные ранги для признака “успешность обучения” () равна (см.п. 3.а).
В ранжированной последовательности признака “уровень IQ” () всего имеется групп связанных рангов (2 группы по ранга и 4 группы по ранга в каждой ):
1; | 2,5; | 2,5; | 4; | 6; | 6; | 6; | 9; | 9; | 9; | 11,5; | 11,5; |
14; | 14; | 14; | 17; | 17; | 17; | 19; | 20; | 21; | 22; | 23; | 24. |
Следовательно,
.
Значение коэффициента Спирмена с учетом поправок на связанные ранги будет равно
Таблица 3.6