Раздел 2. Организационные формы инновационной деятельности

2.1. Классификация инновационных организаций

Основой классификации инновационных организаций (ИО) является профиль их деятельности, уровень специализации и количество стадий жизненного цикла товара (ЖЦТ).

Некоторые основные признаки классификации ИО:

1. Уровень новизны новшества (инновации)

2. Уровень специализации ИО.

3. Стадия ЖЦТ, на которой работает ИО, и пример её названия.

4. Область знаний, в которой работает ИО.

5. Отрасль народного хозяйства, в которой работает ИО.

6. Сфера применения новшества (инновации).

7. Вид эффекта, на который ориентировано ИО.

8. Источник финансирования ИО.

9. Размер ИО.

По 1-ому признаку ИО подразделяются на:

1.1. ИО, разрабатывающие (внедряющие) радикальные новшества (инновации), например, создание и совершенствование ядерного оружия, освоение космоса;

1.2. То же – ординарные новшества (инновации), например, создание нового теплоизоляционного материала (пенополиуретана), используемого для снижения расхода энергии при обогреве различных объектов.

По 2-ому признаку ИО подразделяются на:

2.1. ИО, специализированные на отдельной стадии жизненного цикла товара (ЖЦТ) или новшества, например, фундаментальных исследованиях.

2.2. ИО, специализированные на отдельной проблеме, например, фундаментальные исследования в области ядерной физики.

2.3. Комплексные ИО, объединяющие несколько стадий ЖЦТ, например, прикладные исследования и опытно-конструкторские работы.

По 3-ему признаку ИО подразделяются на:

3.1 Стратегический маркетинг (научно-исследовательская организация по маркетингу – НИОМаркетинг);

3.2. Фундаментальные исследования (НИО с названием прблемы);

3.3. Прикладные исследования (НИО);

3.4. Опытно-конструкторские работы (ОКР) (специальное конструкторское бюро –СКБ с названием направления) например, СКБ электромашиностроения, СКБ станкостроения;

3.5. Технологическая подготовка производства (проектно-технологическая организация – ПТО, направление);

3.6. Освоение, производство, тактический маркетинг (фирма, производственное предприятие и т.п.)

3.7. Сервис инновации (сервисная организация, НИО маркетинг).

По 4-ому признаку ИО подразделяются по следующим областям знаний

4.1. Естественные науки.

4.2. Технические науки.

4.3. Гуманитарные науки.

4.4. Общественные науки.

По 5-му признаку ИО подразделяются по следующим отраслям народного хозяйства:

5.1. Наука и образование.

5.2. Информатика.

5.3. Промышленность.

5.4. Строительство.

5.5. Транспорт.

5.6. Сельское хозяйство.

5.7. Производственная инфраструктура.

5.8. Социальная инфраструктура.

По 6-ому признаку новшества и инновации подразделяются следующим образом:

6.1. Для внутреннего применения.

6.2. На продажу или обмен.

По 7-ому признаку могут быть следующие виды эффекта на который преимущественно ориентирована ИО:

7.1. Коммерческий (экономический).

7.2. Научно-технический (в виде открытия, изобретения и т.п.).

7.3. Экологический.

7.4. Социальный.

7.5. Интегральный.

По 8-ому признаку источники финансирования ИО могут быть следующие:

8.1. Из федерального бюджета

8.2. Из регионального бюджета

8.3. Из местного бюджета

8.4. Смешанное финансирование

8.5. Из частных источников.

По 9-ому признаку могут быть следующие размеры ИО:

9.1. Малые.

9.2. Средние.

9.3. Крупные.

2.2. Специализированные инновационные организации

2.2.1. Маркетинговая организация (МО).

МО занимается сегментацией рынка, разработкой норматив конкурентоспособной продукции, разработкой системы сбыта и распределения товаров, рекламой и т.п.

Отличительными чертами МО являются: ориентация всей деятельности на перспективу, на потребителя; прогрессивная система информационного обеспечения исследований; профессионализм, коммуникабельность, мобильность и сравнительная молодость персонала; высокая культура работы с клиентами.

2.2.2. Научно-исследовательские организации (НИО) и исследовательские центры (ИЦ).

НИО и ИЦ занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями, которые воплощаются в соответствующих документах (изобретения, патенты, методы, ноу-хау и т.д.) Результаты маркетинговых и научных исследований в форме новшеств могут либо внедряться у себя, т.е. превращаться в инновации, либо продаваться с целью получения коммерческого результата. Отличительными чертами НИО и ИЦ являются: реализация концепции маркетинга; очень высокая информационная обеспеченность работы научных сотрудников; свобода творчества; высокая культура; высокая заработная плата научных сотрудников и их защищённость.

2.2.3. Проектно-конструкторские организации (ПКО), специальные конструкторские бюро (СКБ)

ПКО и СКБ занимаются конструкторскими разработками, экспериментированием и испытанием новых образцов товаров в целях обеспечения их конкурентоспособности.

Отличительные черты ПКО и СКБ: очень высокая информационная обеспеченность труда конструкторов; наличие современных методов конструирования и оптимизации; высокий технический уровень экспериментальной и испытательной базы; использование систем автоматизированного проектирования (САПР); высокая заработная плата конструкторов.

2.2.4.Проектно-технологические организации (ПТО)

ПТО занимаются разработкой и изготовлением технологических систем производства товаров с минимальными затратами ресурсов и высокого качества. Разработанные технологии должны быть прогрессивными и ресурсосберегающими. Отличительные черты ПТО: высокая информационная обеспеченность труда технологов; наличие автоматизированной системы технологической подготовки производства (АСУТПП); применение методов типизации технологических процессов, унификации средств оснащения технологических процессов.

2.2.5. Строительно-монтажные организации (СМО)

СМО занимается разработкой проектно-сметной документации на объекты капительного строительства в связи с разработкой новшеств или внедрением инноваций. Отличительные черты СМО: высокая информационная обеспеченность проектных работ; хороший организационно-технический уровень строительной организации и автоматизация проектных и строительных работ, высокая заработная плата.

2.2.6.Финансовые организации (ФО)

ФО занимается регулированием финансово-кредитного механизма, денежных потоков, банковских взаимоотношений ИО с поставщиками потребителями и внешней средой. Отличительные черты ФО: формирование финансовых показателей в стратегии ИО на основе прогнозов прибыли по конкретным товарам на конкретных рынках в конкретные сроки; применения научных подходов для прогнозирования и аудита финансового состояния ИО.

2.2.7. Предприятие (компания, фирма)

Предприятия занимаются освоением выпуска новой продукции, серийным производством, тактическим маркетингом и сбытом. Отличительные черты предприятия: проведение качественных маркетинговых исследований "входа" (поставщики) и "выхода" (потребители) предприятия; функционирование автоматизированной системы управления предприятием (АСУП); наличие современной легко переналаживаемой технологии, обеспечивающей качество продукции и экономию ресурсов; наличие и функционирование системы управления качеством продукции.

2.2.8. Сервисная организация (СО) изготовленной продукции

СО занимается управлением качества сервиса продукции от изготовителя до потребителя, т.е. качеством упаковки, транспортировки, монтажа, гарантийного обслуживания. Отличительные черты СО: наличие системы показателей качества сервиса продукции; действие обратной связи по каналу от потребителей к изготовителю; мобильность и относительная молодость.

2.2.9. Научные парки (НП)

НП представляют собой инновационные организации, формирующиеся вокруг крупных научных центров (университеты, институты). Отличительные черты НП: наличие инновационного центра или университета, вуза с высоким научным потенциалом; высокий уровень новизны НИОКР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: