Решив приступить к преобразованиям, Александр II поначалу попытался действовать методами своего отца. В начале 1857 г. для подготовки реформы был учрежден Секретный комитет. Правительство попыталось добиться от дворянства инициативы в решении крестьянского вопроса. Комитет, составленный из николаевских сановников, работал вяло, никакого энтузиазма не проявляло и дворянство. Однако ряд влиятельных лиц, близких к царю — брат Александра II великий князь Константин, бывший министр государственных имуществ граф П.Д.Киселев — сумели убедить императора, что медлить с реформой нельзя.
В конце 1857 г. не без давления правительства литовское дворянство ходатайствовало о безземельном освобождении своих крестьян. Правительство воспользовалось удобным случаем: Александр II предписал литовским дворянам создавать губернские комитеты для выработки проектов крестьянской реформы. Рескрипт (предписание) царя был опубликован: впервые после долгих лет николаевского царствования правительство ознакомило общество со своими намерениями, правительственный комитет по крестьянскому делу утратил свой тайный характер и из Секретного был переименован в Главный,
|
|
После публикации рескрипта дворянство всех областей империи вынуждено было ходатайствовать об учреждении у себя губернских комитетов. В них сложилось две группировки. Большинство помещиков предлагало освободить крестьян совсем без земли или с маленьким наделом. Эта точка зрения была особенно популярна в черноземных губерниях, где земля имела большую ценность. Либеральное меньшинство предлагало освободить крестьян с землей за выкуп. Такое решение устраивало помещиков нечерноземной полосы, где земля большой ценности не представляла.
Поначалу Александр II разделял точку зрения большинства помещиков, однако затем пришел к выводу о необходимости освободить крестьян с землей. В советской историографии такое решение обычно связывалось с усилением крестьянского движения. Царь и его приближенные действительно боялись повторения пугачевщины, однако не меньшую роль сыграл и иной фактор — наличие в правительстве влиятельной группировки, получившей название либеральной бюрократии.
Покровителем либеральных бюрократов был великий князь Константин Николаевич, крупнейшим их представителем — чиновник министерства внутренних дел Н.А.Милютин. К числу либеральных бюрократов принадлежали также секретарь Константина Николаевича А.В.Головнин (впоследствии — министр народного просвещения), брат Н.А.Милютина Д.А.Милютин, ставший затем военным министром.
Либеральные бюрократы отстаивали интересы не какого-либо из сословий, а государственной власти как самостоятельной, самодовлеющей силы. Для укрепления же позиций государственной власти необходимо было, по мнению сторонников Милютина, освобождение крестьян, создание крепкого крестьянского хозяйства, предоставление определенной свободы общественным силам.
|
|
Позиции либеральных бюрократов особенно усилились, когда на их сторону перешел влиятельный и близкий к царю генерал Я.И.Ростовцев. В начале 1859 г. для обработки проектов дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии во главе с Ростовцевым. Фактически комиссии стали играть главную роль в подготовке проекта крестьянской реформы. Большинство в комиссиях составляли либералы.
Выработанный в комиссиях проект подвергся обсуждению депутатов, присланных дворянскими комитетами, а затем был передан в высшие государственные органы. Опираясь на поддержку царя, либералы смогли отстоять основы своего проекта, и в то же время их противникам удалось внести немало изменений.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест " О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей" и "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". Крестьяне получили личную свободу и большинство общегражданских прав. Учреждалось крестьянское самоуправление, которому передавался сбор податей и ряд судебных полномочий. В то же время крестьяне по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям. Сохранялась община и общинное землевладение.
Авторы крестьянской реформы считали, что устойчивое аграрное развитие России обеспечит сосуществование двух типов хозяйств — крупного помещичьего и мелкого крестьянского. Поэтому крестьянам предоставлялись наделы полевой земли, однако они в среднем на 20% были меньше тех участков, которыми крестьяне пользовались при крепостном праве. Малоземелье крестьян сильно осложнило пореформенное аграрное развитие.
За землю крестьяне должны были выплатить помещикам выкуп, величина которого в 1,5 раза превышала рыночную стоимость земли. 80% выкупной суммы помещикам выплачивало государство, причем долги помещиков государству вычитались из выплачиваемой им суммы. Крестьяне в течение пятидесяти лет должны были выплачивать долг государству с процентами.
С 1858 по 1863 гг. была проведена реформа удельных (принадлежавших императорской фамилии), а в 1866 г. — реформа государственных крестьян. Крестьянская реформа создала значительные возможности для аграрного развития России, однако она сохранила и немало пережитков (сословная обособленность крестьян, община). Большие сложности создавало и крестьянское малоземелье. Поэтому в будущем реформа непременно нуждалась в дальнейшем развитии — застой или поворот назад грозил революцией. Реформа сосредоточила значительные средства в руках государства, однако из-за этого она оказалась весьма тяжела для крестьян; это затормозило развитие крестьянского хозяйства.