Тема 2: Теория потребительского поведения

1. Основные принципы и категории теории потребительского поведения.

2. Определение оптимальной комбинации благ с использованием кардиналистской теории.

3. Ординалистская теория потребительского поведения. Использование концепции кривых безразличия и бюджетных линий.

Потребность - это необходимость в чем - либо. Потребность - это объективно-субъективная категория, так как она отражает объективно достигнутый уровень общества, а также субъективные вкусы и предпочтения отдельного потребителя.

Основная цель потребителя – удовлетворение потребностей. Потребности удовлетворяются с помощью благ (экономических и неэкономических). В процессе удовлетворения потребностей, блага ранжируют (классифицируются) в зависимости от их полезности для конкретного потребителя. Полезность - это качественная категория, однако различают понятия общая и предельная полезность. Общая полезность (TU) - это полезность, которую получает потребитель от потребления определенного количества блага. Функцию общей полезности можно представить таким образом:

TU = f (Q1, Q2, …, Qn).

Предельная полезность (MU) – это дополнительная полезность, которую получает потребитель от потребления каждой единицы блага.

Рассмотрим графическую зависимость между общей полезностью и предельной полезностью.

TU TU max  
   
     
     
    Q
MU    
   
     
     
MU = 0   Q
         

Согласно графику можно установить некоторые зависимости:

1. Если MU растет, то TU растет быстрыми темпами.

2. Если MU снижается, но MU>0, то TU растет, но более медленными темпами.

3. Если MU равно нулю, то TU принимает максимальное значение.

4. Если MU меньше нуля, то TU снижается.

Согласно графику, анализируя поведение предельной полезности можно сформулировать закон убывающей предельной полезности: при прочих неизменных условиях увеличение количества потребляемого блага приводит к постоянному снижению предельной полезности каждой дополнительной единицы блага.

С использованием веденных категорий проанализируем основные принципы потребительского поведения:

1. Определение потребительских предпочтений

2. Определение потребительских ограничений (рыночных и не рыночных)

3. Совмещение первого и второго с целью определения оптимальной комбинации благ, которая обеспечит потребителю при имеющихся ограничениях максимальную общую полезность.

Для достижения этой цели используется два подхода, кардиналистская и ординалистская теории. Кардиналистская теория основана на количественном подходе. Согласно этой теории полезность измеряется в условных количественных единицах (ютилях).

Следуя количественному подходу можно сформулировать условие равновесия потребителя. Это такое состояние, при котором потребителю безразлично куда затратить свою последнюю единицу ресурса - либо на благо А, либо на благо В, либо на благо N. В любом случае он получит одну (дополнительную) предельную полезность. Это можно записать следующим образом:

Согласно этому правилу, можно определить ту комбинацию благ, которая обеспечит потребителю с фиксированным бюджетом максимальную общую полезность, то есть равновесие потребителя.

Например, студент с бюджетом 160 условных единиц, которые он желает использовать на приобретение учебников по микроэкономике и на развлечения. При этом средняя цена учебника – 10 условных единиц, средняя цена развлечений – 40 условных единиц. Определить оптимальную комбинацию учебников и развлечений для студента при условии, что информация о полезности этих благ для студента приведена в таблице:

Q TUучеб. TUразвл. MUучеб. MUразвл. MUучеб./Pучеб. MUразв./Pразв.
            0,75
          0,8 0,625
          0,7 0,5
          0,5 0,425
          0,4 0,375
          0,3 0,325
          0,2 0,25
          0,1 0,2

Ответ. Согласно данным таблицы оптимальная комбинация 4 учебника и 3 развлечения, при этой комбинации выполняется правило равновесия потребителя:

Потребитель полностью использует свой бюджет: 160 = 4*10 + 3*40 = 160 и получает максимальную общую полезность TU максимальное = TU 4 учебников + TU 3 развлечений = 105 ютилей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: