Семинар №3. Тема: «Индивидуальные различия и структура психологических свойств»

1.Дифференциально-психологический подход к изучению способностей и интеллекта. Способности в структуре индивидуальности. Теории способностей и интеллекта. Структура (задатки и операции) и характеристики (качество, уровень) способностей. Источники вариативности интеллекта. Интеллект является одной из центральных категорий науки об индивидуальных различиях Она сосредоточивается на исследовании детерминант интеллектуальных различий между людьми, источников их возникновения, определении уровня интеллекта, разработке тестов и т.п. Хотя долгое время интеллект отождествляли с мышлением и не рассматривали как единую когнитивную систему или общую способность, в современных условиях тесты интеллекта почал и использовать в школьной, клинической практике, во время профессионального доборру.

Понятие \"интеллект\" употребляют для обозначения общей умственной способности комплекса поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задач

Интеллект - общая способность к познания и решения проблем определяет успешность деятельности и є основой Других способностей; система познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения способность к решения проблем

С позиций концепции интеллекта ментального опыта (М Холодная) интеллект рассматривают как форму \"организации индивидуального ментального опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого им мы ментального пространства отражения и ментальных репрезентаций действительности, строящихся в рамках этого пространствастору".

Проанализировав теоретические и экспериментальные основы психологии общих и специальных способностей, интеллекта, обучаемости, креативности, В Дружинин предложил определение, освещающих различные ас испечь и подходы к феноменологии интеллекта:

1) общий интеллект (фактор общей умственной энергии, генеральный фактор, генеральный интеллект) - умственная способность, влияет на выполнение любой деятельности, оказывается в качестве, скорости и и точности решения умственных задач, темпе и успешности обучения, продуктивности профессиональной деятельности и уровне социальной адаптированности Концепцию общего интеллекта предложил Ч Спирменн;

2) биологический интеллект - генетически детерминированный составляющая общего интеллекта Его основой является особенности биохимических и нейрофизиологических процессов переработки информации центральной нервной систе Эммой (Г Айзенк));

3) интеллект текущий, свободный, флюидная - врожденная интеллектуальная способность, детерминирует успешность приспособления к новым ситуациям, овладение новыми знаниями, гибкость и скорость мышления, состав дник общего интеллекта Его уровень снижается в процессе старения;

4) социальный интеллект - способность, определяющая успешность оценки, прогнозирования и понимания поведения людей Срок предложил Дж Гилфорд Г Айзенк рассматривал его как результат развития общего в интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий В научной литературе чаще используют определение Гилфорд ард а;

5) кристаллический (связанный) интеллект - интеллектуальная способность, зависящая от приобретенного опыта, сводится к системе интеллектуальных навыков и входит в состав общего интеллекта (Дж Кеттел);

6) интеллект академический - обучаемость в регламентированных условиях (в школе, университете и т.д.), что проявляется в уровне учебной успеваемости и коррелирует с уровнем развития общего интеллекта;

7) вербальный интеллект - способность к вербальному мыслительного анализа и синтеза, решения вербальных задач на определение понятий, установление словесной сходства и различий, доказательств и т.п. В Выделяют как относительно самостоятельный составляющая структуры интеллекта в иерархических и факторных моделях (Д Векслер, М Спирмен) Похожие по содержанию понятия - \"семантический интеллект\", \"лингвистический фактор\"гвістичний фактор";

8) невербальный интеллект - способность оперировать реальными предметами, образами предметов, изображениями Д Векслер предложил эквивалентный термин - \"интеллект действия\";

9) идеальный интеллект - идеализированное представление об интеллекте, которое автор теста использует при его конструирования;

10) математический (формальный) интеллект - в узком смысле - фактор N в модели интеллекта Л Терстоуна; измеряют тестами на скорость и точность вычислений и успешность решения математических задач; у широком смысле - способность к интеллектуальной деятельности в математике, положительно коррелирует с уровнем общего интеллекта;

11) поведенческий (смысловой) интеллект - способность понимать смысл поведения других людей, оценивать реальные ситуации общения, вести себя адекватно ситуации Предшествующий развитию других форм интеллекта Вия появляется уже у детей 1-2 лет к овладению языкомю;

12) психометрический интеллект - способность индивида, измеряемая тестами интеллекта, проявляется в поведении и деятельности Уровень его детерминируется взаимовлиянием наследственности и среды; в психометрич ночном подходе его отождествляют с общим интеллектом Срок предложил Г Айзененк.

Обобщив подходы к пониманию сущности интеллекта как психической реальности, можно определить его как:

- общую способность к познанию и решению проблем, которая обусловливает успешность любой деятельности и является основой других способностей;

- систему всех познавательных свойств индивида: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления, представления;

- способность к решению проблем без проб и ошибок (\"в уме\") Понятие \"интеллект\" в смысле общей умственной способности применяют как обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной ю адаптацией к новым жизненным условиям нових життєвих умов;

- интегральную функцию психики, которая объединяет когнитивную, сенсомоторную, аффективную и языково-смысловое сферы субъекта в целостную систему

Основным критерием выделения интеллекта как самостоятельной реальности является его функция в регулировании поведения Когда речь идет об интеллекте как определенную способность, прежде опираются на его приспособительное знает ачення для человека и высших животных Интеллект, по мнению В Штерна, является общей способностью приспосабливаться к новым жизненным условиям Приспособительный акт (за Штерном) - это решение жизненной задачи, осуществляется еного посредством действия с мысленным (\"ментальным\") эквивалентом объекта, \"действий в уме\" или (по Я Пономаревым) \"во внутреннем плане действия\" Благодаря этому субъект решает проблему здесь и сейчас без внешних п овединкових попыток, правильно и одноразово: попытки, проверка гипотез происходят во \"внутреннем плане действиябуваються у "внутрішньому плані дії".

Интеллект трактуют и как один из способов получения знаний (Л Представленные) Некоторые исследователи получения знаний (Ж Пиаже) считают лишь побочным составляющей процесса применения знаний при решении жизненно ого задачи Важно, чтобы задача была действительно новым или хотя мало компонент новизны С проблемой интеллектуального поведения тесно связана проблема \"трансфера\"-перенос \"знаний-операций\" с од ной ситуации на другую (новую) Развитый интеллект, за Ж Пиаже, проявляется в универсальной адаптивности, достижении \"равновесия\" индивида с средуівноваги" індивіда з середовищем.

Любой интеллектуальный акт предполагает активность субъекта и саморегуляцию при его выполнении По мнению М Акимовой, основой интеллекта является умственная активность, а саморегуляция лишь обеспечивает необходимый и для решения задач уровень активности ее поддерживает Е Голубева, добавляет к этим факторам еще работоспособность Понимание интеллекта как способности выкристаллизовывается, если рассматривать его как отношение я сознательного и бессознательного в психике человека На разных этапах решения проблемы ведущая роль переходит от одной структуры к другой Если на стадии постановки задачи и анализа доминирует сознание то на стадии \"инкубации идеи\" и порождения гипотез - активность бессознательного В момент \"инсайта\" (неожиданного открытия, озарения) идея прорывается в сознание благодаря связи по принципу \"ключ - с амок \", что сопровождается яркими эмоциональными переживаниями На стадиях отбора и проверки гипотез, оценивания решение вновь доминирует сознание Следовательно, при интеллектуального акта преобладает сознание, а подсознательное является объектом регуляции, то есть находится в субдоминантным (подчиненном) положенийомінантному (підпорядкованому) становищі.

Интеллектуальная поведение сводится к принятию правил, которые диктует среда ее критерием является не преобразование среды, а поиск эффективных адаптивных действий индивида мере, преобразование среды ((творческий акт) лишь сопутствует целесообразную деятельность человека, а его результат (творческий продукт) является \"побочным продуктом деятельности\", который субъект осознает или не осознает Поэтому интеллект можно определить как способность, что приводит общую успешность адаптации человека к новым условиям Механизм интеллекта проявляется в решении задачи во внутреннем плане действия за доминирование сознания над бессознательную мым С этим утверждением соглашаются не все ученые Дж Томпсон считает интеллект лишь абстрактное понятие, которое упрощает и суммирует комплекс поведенческих характеристик Р Стернберг рассматривает интеллект на ре вни описания повседневного поведения Как метод он выбрал факторный анализ суждений экспертов, выделив три формы интеллектуального поведения: вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понять проч Итан), способность решать проблемы, практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и т.тавлених цілей тощо).

По утверждению М Холодной, интеллект имеет такие базовые свойства:

1) свойства уровней, характеризующих достигнутый уровень развития отдельных познавательных функций (вербальных и невербальных), и презентации действительности, есть в основе психических процессов (сенсорная различий ннисть, оперативная и долговременная память, объем и распределение внимания, осведомленность в определенной содержательной сфере и т.д.)

2) комбинаторные свойства, о которых свидетельствует способность к выявлению и формированию различных связей и отношений; в широком смысле - способность комбинировать в различных сочетаниях (пространственно-временных, причин н но-следственных, категориально содержательных) компоненты опыта

3) процессуальные свойства, что касается операционального состава, приемов и отображения интеллектуальной деятельности вплоть до уровня элементарных информационных процессов;

4) регуляторные свойства, характеризующие обеспечиваемые интеллектом эффекты координации, управления и контроля психической активности

13) Согласно измерительного подхода интеллект можно определить через процедуру его измерения как способность решать сконструированы тестовые задания

14) В рамках операционального подхода был разработан факторные модели интеллекта При этом понимание имеет следующие предпосылки:

1) латентность, которая означает, что интеллект узнают только через различные косвенные проявления при решении жизненных задач;

2) линейность (одномерность или многомерность) интеллекта латентной свойства психической структуры (\"функциональной системы\"), которую можно измерить;

3) преобладание количества поведенческих проявлений интеллекта над количеством свойств, есть возможность сконструировать много интеллектуальных задач для выявления лишь одного свойства;

4) различия интеллектуальных заданий по уровню сложности;

5) решения задач может быть правильным или неправильным или может приближаться к правильному;

6) предвидения, что любую задачу можно решить правильно за бесконечно большой промежуток времени

Следствием этих положений является принцип квазивимирнои (лат quasi - будто, почти, словно; в сложных словах - ненастоящий, фальшивый) процедуры: чем тяжелее задача, тем выше уровень развития интеллекта требуется и для ее правильного решенияя.

При формировании измерительного подхода к интеллекту опираются на представления об идеальном интеллект как абстракцию Человек, имеющий идеальный интеллект, может правильно и самостоятельно решать умственные дл дания высокой сложности за бесконечно малое время, несмотря на внутренние и внешние препятствия самом деле люди часто думают медленно, ошибаются, устают, ленятся и пасуют перед сложными дл ннямми.

На практике идеальный интеллект как универсальную точку отсчета не используют Теоретически каждый тест потенциально выполнить со стопроцентной успеваемостью, однако в практической психологии применяют шкалу интервалов, где нет объективной абсолютной точки отсчета на шкале интервалов данные о лицах располагают зависимости от уровня развития индивидуального интеллекта, справа или слева от условного \"среднего интеллектуалактуала".

Деление людей по уровню интеллекта, как и большинство биологических, социальных признаков, описывающих законом нормального распределения Человек со средним интеллектом - индивид, наиболее часто встречающийся в популяции й и решает задачи средней сложности с вероятностью 50% или условно \"средний\" чай" час.

Операционное пониманию интеллекта был сформирован на основе первичного представления об уровне умственного развития, который определяет успешность выполнения любых познавательных, творческих, сенсомоторных и других задач и проявляется в универсальных характеристиках поведения человека Этот взгляд опирается на труды А Бине, посвященные диагностированию умственного развития детей \"Идеальным интеллектуалом\" он представлял человека западноевропейской цивилизации, овладевшей базовыми знаниями и умениями, а признаком нормального развития - показатели темпов интеллектуального развития детей среднего класса К его первой бат ареи тестов вошли следующие задачи: \"найдите рифму к слову\" чашка \"\" (12 лет), \"сосчитайте от 20 до 1\" (8 лет) и др. (табл. 34) Не все подобные задачи можно соотнести с интеллектом, но идея рсальности интеллекта как способности (способности), что влияет на успешность решения любых задач, подтвердилась в моделях интеллект-яких завдань, підтвердилась в моделях інтелекту.

2. Современные методики для исследования способностей и интеллекта. Для изучения способностей человека чаще всего используются разнообразные тесты.

Большинство тестов, названных в 20- х годах тестами интеллекта, позднее стали называться тестами способностей к учению. Такая смена терминологии была следствием осознания того факта, что многие тесты интеллекта измеряют комбинацию способностей, необходимых для учебной деятельности.

Тесты специальных способностей использовались в профориентации, а также при отборе и распределении промышленного и военного персонала. Самыми распространенными из них были тесты способностей к технике, канцелярской работе, музыкальных и художественных способностей.

Тест способностей - тест, измеряющий относительно простые способности.

Тест специальных способностей - измеряет одну какую- либо способность.

Комплексные батареи способностей - измеряют ряд способностей и дают профиль, образуемый показателями каждой способности. Тесты способностей делятся на: - общие (интеллектуальные - применяются тесты интеллекта). - специальные (применяются специальные тесты).

Тесты специальных способностей стали разрабатываться для того, чтобы получить данные об особенностях человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а дополняющих его.

Различают тесты математических, технических, музыкальных художественных и других способностей.

Современные тесты чаще создаются в форме бланковых методик. Например, один из известнейших тестов - тест Беннета -включает серии картинок с изображением несложных технических деталей и устройств, и каждая картинка сопровождается вопросом. Для ответа необходимо понимание общих технических принципов, пространственных взаимоотношений и т. д.

В диагностику группы профессионализированных способностей включают способности, которые необходимы для конкретных видов деятельности или отдельных профессий (художественные, математические др. способности). Как правило, для каждой группы способностей создаются свои особые тесты. Однако существуют и более общие методы изучения способностей - специальные тестовые батареи.

Наиболее известными являются батарея тестов дифференциальных способностей (ДАТ) и батарея тестов общих способностей (ГАТБ). Первая из них создавалась для школы и нашла применение в профессиональной ориентации учащихся. Она включает 8 субтестов, изучающих особенности развития вербального мышления, числовых способностей, абстрактного мышления, технического мышления, скорости и точности восприятия, а также умения грамотно пользоваться правописанием и строить предложения.

Диагностика общих умственных способностей осуществляется с помощью 3субтестов: «запас слов», «математическое мышление» и «пространственное восприятие в трехмерном пространстве»; вербальные способности диагностируются с помощью заданий на определение синонимов и антонимов (словарный запас); числовые способности изучаются с помощью 2 субтестов на вычисления и математическое мышление; пространственное восприятие анализируется с помощью геометрических разверток; восприятие формы представлено 2 субтестами, в которых испытуемый сопоставляет различные инструменты и геометрические формы. На выполнение этой «батареи» уходит 2,5 часа. После проведения испытания вычерчивается так называемый тестовый профиль испытуемого, который демонстрирует индивидуализированную структуру способностей на момент тестирования. Полученный профиль сравнивается с профилем, характерным для профессионала, достигшего успеха.

Тесты на интеллект предназначены для изучения уровня интеллектуального, умственного развития человека. Под интеллектом в данном случае подразумеваются познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание). Тесты интеллекта являются исторически ранними методиками психодиагностики. В качестве основного и достаточно стабильного показателя умственного развития используется понятие «коэффициент интеллектуальности» (IQ). Среди наиболее известных тестов интеллекта, использующихся отечественными психологами, можно назвать тесты Д.Векслера, Р.Амтхауера, Дж.Равена, Стенфорд-Бине.

3. Понятия одаренности и гениальности. Теории гениальности. Предпосылки гениальности в работах В.П. Эфроимсона. Все ранее перечисленные факторные модели интеллекта очень мало затрагивают наиболее насущную проблему дифференциальной когнитологии ‑ науки о генезисе креативности (творческих способностей, одаренности, гениальности человека), проблему одаренности. Одаренность понимают по-разному. Существует по крайней мере пять дефиниций, каждая из которых выделяет различные составляющие одаренности как комплексного феномена, являющегося объектом изучения психофизиологии, дифференциальной и социальной психологии. Одаренность можно понимать как 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности, 2) общие способности (в отличие от специфических), обусловливающие широту возможностей человека, 3) умственный потенциал ‑ интеллект, предполагающий широту обобщения, логичность (а не способности к искусствам), 4) совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой-либо деятельности (наличие врожденных предпосылок), 5) талантливость (условия для успехов самого высокого уровня). Одаренность показывает, благодаря каким начальным, структурным условиям возможно достижения высокого результата (16, 17, 18). Однако этот результат может быть и не достигнут. В отличие от одаренности, гениальность, как мы увидим ниже, подчеркивает не потенциальные и структурные, а актуальные и процессуальные характеристики творческого процесса. Термин «гениальность» употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности, предполагая врожденную предрасположенность к продуктивной деятельности в той или иной области и достижение выдающегося результата. Гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественно новых творений. Четко разграничивает гении и таланты формула: «Гений делает то, что должен, талант ‑ то, что может» (19).
По Бюффону, гениальность заключается в необычайной мере выдержки. Уордсворт определил гениальность как акт обогащения интеллектуального мира каким-то новым элементом. Гете утверждал, что исходной и завершающей особенностью гения является любовь к истине и стремление к ней. Согласно Шопенгауэру, сутью гения является способность видеть общее в частном и беспрестанно "влекущее вперед изучение фактов, чувство подлинно важного. По Карлейлю, гениальность ‑ это прежде всего необычайная способность преодолевать трудности. По Рамон-и-Кахалю ‑ это способность в период созревания идеи к полному игнорированию всего, не относящегося к поднятой проблеме, и доходящая до транса способность концентрации. По В.Оствальду ‑ это самостоятельность мышления, способность наблюдать факты и извлекать из них правильные выводы. По Люкка: «Если оценивать продуктивность объективно, а именно как превращение налично существующего в ценность, как превращение временного в вечное, то гениальность идентична наивысшей продуктивности, а гений ‑ продуктивен непрерывно, потому что именно творчество является его сущностью, именно превращение слова в дело» (по 19). Следовательно, решающую роль в повышенной творческой отдаче играет вовсе не сверхнормальное дарование, а повышенное стремление к реализации, очень сильная установка, ведущая к непрерывным поискам самого себя. Гении нередко долго не находят ту область, в которой они наиболее одарены (19). Согласно определению оксфордского словаря, гений ‑ это природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему воображения, оригинального мышления, изобретения или открытия (по 19). Таким образом, главным в феномене гениальности оказывается повышенный тонус, способность концентрации, мощность жизненных сил (а из начальные способности приобретают не первостепенное значение). Поэтому не удивительно, что в поиске генетических предпосылок гениальности открываются особенности обмена веществ, гормонального баланса, приводящие к повышенной продуктивности. К настоящему времени прослеживается четыре основных подхода, пытающихся объяснить феномен гениальности (2). 1. Патологические теории связывают гениальность с безумием, слабоумием, «расовой дегенерацией», упадком физиологических функций гениев. Традиция эта ведет начало от Аристотеля и Платона, отмечавших особенности бреда великих людей. В дальнейшем было показано, что уровень их психического здоровья действительно часто бывает далеким от нормы. По мнению В.Ланж-Эйхбаума, изучившего 800 биографий известных людей, патологическое состояние повышает эмоциональную сензитивность, ослабляет самоконтроль, приводя людей в состояние подавленности, что, в свою очередь, ставит их перед необходимостью гиперкомпенсации; все это вместе приводит к повышению креативности.
2. Психоаналитические теории заостряют внимание на мотивационных компонентах творчества, рассматривая его в качестве одной из психологических защит (сублимации). Согласно этому подходу, творчество является компенсаторным ответом на психологические или физиологические проблемы (Бетховен, Демосфен). 3. Теории качественного превосходства рассматривают гениального человека как изначально отличающегося от других, обладающего «креативным интеллектом» ‑ способностью порождать не только субъективно, но и объективно новое. 4. Теории количественного превосходства рассматривают гениальность как достижение верхнего предела способностей, которые изначально присущи многим, но обычно не получают мотивационного или образовательного подкрепления. Эмпирических доказательств верности какой-либо одной из перечисленных теорий пока не получено, и гениальность рассматривают как полидетерминированное явление.

Гениальность – онтологична, она пронизывает все уровни и формы движения материи. «Она редка только в больших дозах, а в малых — рассеяна повсюду" (М.А. Блох). Гений персонифицирует универсальные закономерности творческой природной и социо-культурной эволюции, отражает сущность своей Эпохи и выражает в своем творчестве Дух времени. "В гении природа говорит свое последнее слово. Эволюция природы начинается с химических элементов и оканчивается в душе гения" (П.К. Энгельмейер). Проблема раскрытия сущности гениальности состоит неисчерпаемости, потенциальном богатстве как самой личности, так и ее жизненного мира–Универсума, а также ее сущностного способа существования и выражения - творчества. Сущность гениальности отражает и выводится из самых фундаментальных и всеобщих принципов и законов строения и развития Универсума. В то же время любое приближение к раскрытию сущности гениальности, которая является высшим уровнем развития человека, позволяет найти ответы на ряд ключевых вопросов, возникающих в теории личности и творчества. Нахождение истинной сущности гениальности позволяет преодолеть теорию двух, непересекающихся миров, один из которых населяют гении, другой обыкновенные люди. При этом границы между этими мирами перемещаются внутрь личности и состоят в способности человека совершать творческое усилие, самостоятельно, по-новому видеть реальность. Гений, в данном понимании предстает, как - это обретение и плодотворное воплощение индивидуальностью творческого универсного и, в то же время глубоко своеобразного видения мира.
Универсальность и неисчерпаемость гения служит причиной существования многочисленных концепций, претендующих на раскрытие его сущности и уже изначально обреченных на высвечивание только отдельных его сторон и проявлений. В то же время современная интегральная концепция такого универсального феномена как гений требует реализации целостной, наиболее полной системы взаимосвязанных типов гипотетико-теоретических объяснений. Исходя из этого возможно построить следующую комплементарную объяснительную матрицу, свободно включающую все существующие теории, открытую к возникающим, а также предсказывающую возникновение новых теорий гениальности. Данная универсальная объяснительная матрица включает следующие группы теорий: 1. Атрибутивные (от лат. аttributum – признак)– выявляющие специфические свойства и дифференциальные признаки гениальности и устанавливающие особенности их взаимосвязей и проявления.
2. Структурно-функциональные (от лат. structura -строение, порядок, от лат. functio - исполнение, совершение) раскрывающие специфические особенности различных интегральных внутриличностных компонентов и подсистем гения, их своеобразное сочетание, а также их роль и вклад в творческое самоосуществление гения. 3. Процессуально-динамические (от лат. processus – прохождение, продвижение, и от греч. δύναμις - сила) выявляющие закономерности последовательной смены жизненных, формирующих этапов становления гения, раскрывающие условия и факторы его происхождения, существования и развития. 3.1. Генетические (от лат. genesis - рождение, происхождение) выявляющие основные условия, факторы происхождения и причины возникновения гениальности и определяющие основные детерминанты ее формирования и развития; 3. 2. Эволюционные (от лат. evulutio — развертывание) раскрывающие закономерности и механизмы становления гениальности, как результата объективного процесса развития природы и культуры. 3.3. Транснормальности (от лат. trans –пере, за, norma –норма, правило) видящие причины гениальности в разнообразных отклонениях от актуальной, «конвенциональной нормы», в аномалиях физического, душевного и духовного здоровья, в неординарности жизненных обстоятельств существования и развития. 4. Эссенциальные (от лат. essentia - сущность) раскрывающие сущность и основные измерения гениальности, а также глубинные сущностные детерминанты ее проявления. Как правило гениальность определяется не одним, а несколькими факторами, вернее целой системы факторов при обязательном действии центрально-интегрирующей мировоззренческой, культурно-исторической и духовно-смысловой детерминанты, активного творческого ”Я” - центра осознания, переживания и воли, субъекта принятия самостоятельных решений и осуществления выбора на всех этапах существования и развития.

Данная универсальная объяснительная матрица включает следующие группы теорий: і.Атрибутивные теории выявляют специфические свойства и дифференциальные признаки гениальности и устанавливают особенности их взаимосвязи и проявления. Супрематическая (от лат. supremus - наивысший) теория утверждает, что гений характеризуется феноменальностью, предельностью и чрезвычайностью уровня развития способностей.

ІІ.СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ( от лат. structura -строение, порядок, от лат. functio - исполнение, совершение) раскрывающие специфические особенности различных интегральных внутриличностных компонентов и подсистем гения, их своеобразное сочетание, а также их роль и вклад в творческое самоосуществление гения. 1. Перфекционистская теория (от лат. perfectio - завершение, высшее совершенство, идеал) – утверждает, что в основе гениальности лежит страстное стремление к усовершенствованию всего существующего и постоянное следование самым высоким стандартам совершенства 2. Интеллектуалистская теория гениальности утверждает, что гений – это личность, обладающая чрезвычайной интеллектуальной мощью, исключительными и необычными умственными способностями. 3. Пассионарная теория (от лат. passio, страсть), считающая, что в основе гениальности лежит безграничная любовь к миру, к людям, к своему делу, а также страстное желание познать истину. 4. Работоспособности теория (трудолюбия). Данная теория утверждает, что гений – это результат титанического труда, исключительной работоспособности, огромного трудолюбия, безмерной настойчивости и терпения, необыкновенной целеустремленности и феноменальной силы воли.

ІІІ.ПРОЦЕССУАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (от лат. processus – прохождение, продвижение, и от греч. δύναμις - сила) выявляющие закономерности последовательной смены жизненных, формирующих этапов становления гения, раскрывающие условия и факторы его происхождения, существования и развития. 1.ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (от лат. genesis - рождение, происхождение) выявляющие основные условия, факторы происхождения и причины возникновения гениальности и определяющие основные детерминанты ее формирования и развития.

1.1. Наследственная теория основывается на генетической обусловленности и врожденности гениальности, на ее прямой связи с факторами наследственности, а также на предположении, "что гениальность передается наследству, накапливаясь, словно некая таинственная энергия, из поколения в поколение". 1.2. Социогенная теория (от лат. socialitas – общество и от лат. genero - производить, порождать, создавать) утверждает, что гениальную личность порождают специфические потребности и ценности общества, своеобразные семейные отношения и условия воспитания, творческая, пресыщенная идеями профессиональная атмосфера, а также возможность общения с великими талантливыми людьми. а). Влияние семьи. Огромное влияние на становление гениальности оказывают ранние влияние, семья, родители. При этом с самых ранних этапов развития огромное значение приобретают возможности, разнообразие и богатство окружающей стимульной среды, позволяющей впитывать полезную информацию, усваивать новые смыслы и переживать яркие впечатления. б). Теория воспитания. Согласно данной теории гениальность преимущественно определяется содержанием и качеством воспитания и обучения, системой специальных педагогических воздействий, направленных на пробуждение и развитие творческих способностей. в). Влияние Учителя. Наличие образца для подражания – творческой личности учителя, его прямое и косвенное влияние играют ключевую роль в целостном становлении будущего гения. г). Наличие школы и ее лидера. История культуры содержит явные доказательства исключительно благоприятного влияния научных, художественных, спортивных школ на становление гения д). Ближайшее профессиональное окружение. Секрет существования целых созвездий гениев, которые рождались и концентрировались Афинах, Багдаде, Риме, Париже, Санкт-Петербурге, заключался именно в особой, креатогенной, стимулирующей среде, созданной тесным общением гениев, возможностью свободных дискуссий, общими интересами, обменом дарованиями, 1.3. Теория самовоспитания утверждает, что в основе гениальности лежит страсть к самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию. Определяющее влияние на становление гения оказывают самостоятельно приобретенные знания, сформированные духовно-культурные ценности, творческие способности, творческая позиция и метод взаимодействия с миром. 1.4. Теория импрессинга (от. англ. impress –впечатлять, оставлять след) объясняет пробуждение в человеке гения вследствие переживания в детстве или в более позднем возрасте яркого впечатления, глубокого эмоционального потрясения, неожиданной встречи с чудом. 1.5. Культурогенная теория (от лат. сultus культура, образ жизни и от лат. genero - производить, порождать, создавать) утверждает, что гения рождает Дух места (нем. Ortgeist) и Дух времени (нем. Zeitgeist), своеобразие назревших потребностей и запросов определенного исторического этапа развития культуры, особая культурно-творческая атмосфера эпохи. При этом кросс-культурные стратегии опираются на концепцию Ortgeist и подчеркивают, культурные факторы, которые коррелируют с показателями творчества и гениальности.

2.ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ТЕОРИИ (от лат. evolutio — развертывание) раскрывают закономерности и механизмы становления гениальности, как результата объективного процесса развития природы и культуры. Эволюционные теории творчества и гениальности строятся на убеждении, что человеческая роль в создании нового не отличается от роли природы, а проблема творчества - это специфический случай проблемы возникновения нового в процессе эволюции. 2.1. Дарвиновский подход к происхождению гения (Д. Саймонтон). Теория основывается на модели Д. Кембелла, которая, опираясь на классическую концепцию Ч. Дарвина, рассматривает творческий процесс и самоосуществление гения, как единство трех этапов: вариации, выбора и сохранения наиболее удачных комбинаций. 2.2. Культурно - экологическая теория творчества и гениальности утверждает, что там, где концентрировалась информация: Афины, Флоренция, Париж и пересекались различные культуры всегда расцветало творчество и рождались гении (М. Чиксентмихайи). 2. 3. Теория совпадения и случайности. Cогласно теории совпадения, культуру делают не великие люди, а те, чьи характеры и способности совпадают с объективными, назревшими требованиями эпохи. Гениев преимущественно порождает творческий резонанс их произведений с актуальным этапом, развивающейся по своим объективным законам культурной среды, соответствие их творчества вызовам и потребностям эпохи.

3.ТЕОРИИ ТРАНСНОРМАЛЬНОСТИ (от лат. trans–пере, за, norma–норма, правило) видящие причины гениальности в разнообразных отклонениях от актуальной психической, личностной и социальной нормы, в аномалиях физического, душевного и духовного здоровья, в неординарности жизненных обстоятельств, поведения и творчества гениев, а также в необычном характере взаимодействия с миром. 3.1. Патологическая теория гениальностиутверждает, что в основе гениальности лежат всевозможные отклонения от нормы, разнообразные нарушения физического и психического здоровья, которые проявляются в эксцентричности поведения, в неврозах и даже душевных болезнях и безумии. 3.2. Теория сублимации (от лат. sublimo - возвышать, возносить) утверждает, что причиной гениальности является трансформация сверхсильных влечений к славе, власти, богатству в образы творческой фантазии, а также перелив сексуальной энергии в сферу науки и искусства, превращение ее в культурно-значимую и социально-одобряемую продуктивную деятельность. 3.3.Теория сверхкомпенсации видит причины гениальности в самых разнообразных отклонениях от нормы, в действительных или мнимых недостатках личности, преодоление которых и является мощным стимулом и источником продуктивности и роста. 3.4. Конфликтогенная теория гениальности утверждает, что разноплановые внешние и внутриличностные конфликты, при определенных условиях, стимулируют творческую активность и ведут к становлению и развитию творческой личности. 3.5. Мистическая теория (божественного безумия и безумной мудрости) (от греч. misticos— скрытый, тайный) утверждает, что гениальность является результатом действия высших, неведомых сил, порождается контактом с неисчерпаемыми глубинами космоса, путем переживания экстатических и гипнотических состояний, мистических видений и фантастических галлюцинаций. При этом гении рассматривались как счастливые избранники богов, как обладатели магического дара, как пророки, провидцы, медиумы, транслирующие послания высших сил. 3.6. Инфантистическая теория утверждает, что гений - это ребенок, сохранивший такие особенности и достоинства детства, как свежий, чистый, невинный, незамутненный шаблонами и стереотипами взгляд на мир, как способность видеть вещи в их первозданной невинной чистоте и воспринимать их такими, какими они есть на самом деле, как ненасытный интерес к миру и умение удивляться и восторгаться привычным и обыденным, как необузданная фантазия и страсть к игре.

Исследованию гениальности, понимаемой как повышенная умственная активность, посвящены работы выдающегося российского генетика в.п.эфроимсона, использующего метод патографии (изучения болезней) великих людей прошлого (19). Понимая гениальность как результат взаимодействия социальных и биологических факторов, к средовым он относил следующие условия: 1) становление в детско-подростково-юношеском периоде твердых ценностных установок (нечто подобное импринтингу). 2) выбор деятельности в соответствии с индивидуальными дарованиями, которые имеются у каждого человека. 3) оптимальные условия для развития этих дарований, иногда активно созданные даже вопреки социуму. 4) наличие благоприятных социальных условий (социального заказа, «спроса») для самореализации. Значение исключительной одаренности повышают социальные и информационные кризисы, стимулирующие поиск новых ресурсов. Однако решающее значение в развитии и проявлении гениальности в.п.эфроимсон оставляет за наследственностью, устанавливая тесную связь между сверходаренностью и особенностями физиологии человека, приводящими к экзотическим заболеваниям (столь же редким, впрочем, как и сама гениальность). Им выделено пять наиболее устойчивых комплексов «синдром» ‑ гениальность. 1. Один из многих возможных механизмов возникновения и передачи потомству повышенного интеллекта ‑ повышенный уровень мочевой кислоты (подагра и гиперурикемия). Подагрическая стимуляция мозга может повышать его деятельность до уровня талантливости или гениальности. Междисциплинарное исследование, посвященное роли подагриков в мировой культуре, показало, что весьма значительное количество крупнейших деятелей истории и культуры действительно страдали подагрой, в частности, александр македонский, петр первый, шарль де голль. 2. Синдром марфана, особая форма диспропорционального гигантизма, ‑ результат системного дефекта соединительной ткани; наследуется доминантно, т.е. По вертикальной линии, но с очень варьирующими проявлениями. При полном проявлении наблюдаются: высокий рост при относительно коротком туловище, огромные конечности, арахнодактилия (длинные паукообразные пальцы), вывих xpyсталика. Крайняя худоба и деформированная грудная клетка могут сопровождаться пороком сердца и аневризмой аорты. Но при этом тяжелом, редком заболевании (1: 50 000), существенно сокращающем продолжительность жизни, имеет место повышенный выброс адреналина, который поддерживает высокий физический и психический тонус: сюда могут быть отнесены авраам линкольн, г.-х. Андерсен, корней чуковский. 3. Тестикулярная феминизация {синдром морриса) ‑ наследственная нечувствительность периферических тканей к маскулинизирующему действию мужского гормона семенников, в результате чего развитие организма, обладающего мужским набором хромосом (46/xy) и семенниками, парадоксально идет по женскому направлению. Развивается псевдогермафродит ‑ высокая, стройная, статная, физически сильная женщина без матки, с малым влагалищем, семенниками, конечно, не менструирующая и не рожающая, но в остальном способная к сексуальной жизни и сохраняющая нормальное влечение к мужчинам.
В силу бесплодия псевдогермафродитов, носителей мутации, эта аномалия очень редка среди населения (порядка 1: 65 000 среди женщин). Псевдогермафродитизм должен был бы порождать тягчайшие психические травмы, но эмоциональная устойчивость этих больных, их жизнелюбие, многообразная активность, энергия, физическая и умственная, просто поразительны. Например, по физической силе, быстроте, ловкости они настолько превосходят физиологически нормальных девушек и женщин, что девушки и женщины с синдромом морриса (легко определяемые по отсутствию полового хроматина в мазках слизистой рта) подлежат исключению из женских спортивных состязаний. Среди наиболее известных женщин, страдающих этой редкой аномалией, скорее всего, ‑ жанна д'арк, елизавета тюдор, аврора дюдеван (жорж санд), елена блаватская. 4. Гипоманиакально-депрессивный психоз как стимулятор умственной деятельности. У большинства рассматриваемых в.п.эфроимсоном лиц имели место четкие клинические проявления психического расстройства в фазах депрессии, отказ от пищи, мутизм, многонедельное молчание, уничтожение готовых произведений, самоубийство, а настоящие мании с бессмысленной гиперактивностью почти отсутствовали. Рассматривая психопатологическую стимуляцию умственной деятельности, необходимо относить сюда лишь те случаи, когда больные на высоте вспышки в направлении маниакальности проявляют не бессмысленную суетливость, а, наоборот, повышенную работоспособность, с резким, многосезонным, а чаще и многолетним периодом уныния и бездеятельности между творческими подъемами. Необходимо подчеркнуть ошибочность стремления видеть в психозе и психопатии стимул творчества в тех случаях, когда в действительности болезнь творчеству препятствовала. Примерами гениальных циклоидов могут быть байрон, роберт берне, сюда же относят и а.с.пушкина. 5. Гигантолобие и высоколобие. Создавший человечество естественный отбор направлялся на увеличение головы и особенно лобных долей, что позволяет предполагать наличие некоторой корреляции между размером высоты лба с интеллектом. Согласно некоторым данным, в большинстве тканей транскрибируется только 3 – 6% уникальной днк, тогда как в тканях мозга мыши транскрибируется 10 – 13% этой днк, а в мозге человека ‑ 20%. Иными словами, в мозге, как в никакой другой ткани, максимально мобилизуется и используется генотип человека. При том что часть мозга человека, которая управляет физиологической функцией центральной и периферической нервных систем, составляет около трети или четверти его объема, тогда как 2/3 – 3/4 (что, конечно, очень неточно) выполняет функцию мышления. Именно благодаря этим данным вопрос о значении объема мозга теряет свою примитивность. Согласно древнему канону, высота головы равна одной седьмой длины тела, высота лба составляет треть высоты лица. Антропологическая и психометрическая положительная корреляция между размерами лба и уровнем мышления подтверждена при изучении серий портретов истинно крупных деятелей в любой области. При спорности классификации почти для любой выдающейся личности общая картина оказывается достаточно четкой: средняя характеристика приходится где-то посередине между графами «высоколобые» и «очень высоколобые», тогда как гигантолобые примерно так же часты, как среднелобые. Если подагра, гиперурикемия, гипоманиакальность, синдром марфана раскрывали механизм гениальности около 25-70% гениев, то огромнолобые и просто высоколобые повышают раскрываемость до 100% и выше, так как многие люди обладали двумя факторами (при этом гигантолобие не исключает пустоголовие, отмечает в.п.эфроимсон). К высоколобым гениям относили династию толстых, п.а. Чаадаева. Итак, гениальность в значительной мере обусловлена генетическими механизмами, проявляется в сверхконцентрации на значимой деятельности и нередко сопровождается нарушениями физического и психического здоровья. Для диагностики креативности ‑ наиболее близкого гениальности явления ‑ создано намного меньше методик, чем для изучения репродуктивного мышления. Общий принцип составления тестов креативности заключается в том, что одна задача может обрести много решений; таким образом, единственно правильного результата не существует, т.е. Исследуется не конвергентное (сходящееся к одному решению), а расходящееся мышление. Количество (беглость) и оригинальность этих решений служат показателями творческих способностей (2). Наиболее известными являются калифорнийский тест креативности, не адаптированный к нашей культуре, и тест торранса, которым можно пользоваться и в нашей стране. Ориентированные на диагностику вербальной и образной креативности тесты включают как графические задания (дорисовать кружок до осмысленного образа), так и вербальные (например, придумать как можно больше заголовков к истории о том, что в универмаг привезли перчатки, и все на левую руку). Проблема теории гениальности и психодиагностики креативности, однако, не может быть к настоящему времени признана решенной.

4. Темперамент как свойство индивидуальности. Характер в структуре индивидуальности. Соотношение характера и темперамента. Типология характера Г. Хейманса—Р. ЛеСенна. Характер как ответ личности на фрустрацию. Темперамент представляет собой одну из наиболее изученных индивидных характеристик. Существует множество определений этого качества; каждое из них обычно подчеркивает комплексную структуру темперамента, само название которого происходит от латинского tempero, что означает «смешиваю» (1, 2, 6, 8, 18, 20). Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности. Темперамент стал предметом внимания медиков и философов раньше других психологических характеристик, но изучение его было в основном эмпирическим или типологическим, основанным скорее на наблюдении, чем на достоверном анализе научных данных. Поэтому и большинство классификаций темперамента, будучи весьма выразительными и полезными для житейской психодиагностики, составлены совершенно без учета правил строгой научной классификации. Среди попыток объяснения природы темперамента выделяют гуморальные, конституциональные и психологические теории. Исторически одной из первых гуморальных типологий можно считать учение Гиппократа о четырех жидкостях и четырех темпераментах человека, возникшее в IV веке до н.э. В зависимости от преобладания той или иной жидкости в организме, утверждал Гиппократ, человек имеет соответствующий темперамент: оптимистический, жизнерадостный (сангвинический) нрав имеют те, у кого больше крови; печальны и угнетены (меланхолики) люди, у которых преобладает черная желчь; раздражительны и возбудимы (холерики) те, у которых слишком много светлой желчи, и, наконец, апатичны, равнодушны (флегматики) люди, имеющие больше других в организме мокроты. Древнеримский врач Гален, живший во II веке до н.э., полагал, что четыре первоначала темперамента олицетворяют четыре субстанции – твердое, жидкое, горячее и холодное. К настоящему времени физиологические основания этих классификаций много раз опровергались, но названия типов темперамента сохранились (2, 8, 10, 18).
И.П.Павлов понимал темперамент как наиболее общую характеристику высшей нервной деятельности, выражающую основные природные свойства высшей нервной системы (в основном силу и быстроту). Предпринималась и попытка связать эти свойства с четырьмя темпераментами, но сам ученый предостерегал от неправомерного распространения этих выводов на поведение человека в целом и подчеркивал, что в своих опытах он ограничивался Классификацией типов нервной деятельности собак (см. главу 3) (13). И.Кант полагал, что каждый из видов темперамента (а чаще всего их выделяли четыре) связан с возбуждением или ослаблением жизненной силы и отнесенностью к области чувств или деятельности (3). Так, темпераментами чувства являются сангвинический (когда на ощущение оказывается сильное воздействие, но проникает оно неглубоко) и меланхолический (при котором ощущение может быть не очень ярким, но зато пускать глубокие корни). Для людей с этими типами темперамента все самые главные жизненные события скорее переживаются эмоционально, чем осознаются, и описываются также в категориях чувств. Что же касается темпераментов деятельности, то к ним И.Кант относил холерический, присущий людям активно-вспыльчивым, и флегматический, характеризующий хладнокровных людей. Для представителей двух последних типов все основные явления предстают поведенчески, через события объективного, а не внутреннего мира. Флегматиков И.Кант считал наиболее адаптированными и продуктивными людьми. Примечательно, что со времен И.Канта чувства ни разу не рассматривались как составляющая темперамента, равноправная по сравнению с деятельностью. А.В.Вундт считал, что каждый из четырех темпераментов может быть описан по двум основаниям – силе эмоциональных реакций и уровню их стабильности, подводя основы под возможность количественного, естественнонаучного изучения темперамента.

Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах (1, 6, 8, 9, 10) Характером называют обычно своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности, и в первую очередь – в отношениях к профессии, людям, самому себе. Пионером в исследованиях характера считается Теофраст. В XVIII веке в Европе также проводились многочисленные исследования типологии характера, а Дж.Ст.Милль даже предложил выделить в качестве особой науки этологию (потому что со времен Теофраста характер называли этос). Если иметь в виду, что этика – это наука о добре и зле, то мы уже получаем указание на тот смысл, который с самого начала вкладывался в обсуждаемое понятие – характер раскрывает и ограничивает меру личной ответственности человека, он определяет те поступки, которыми человек может управлять (в отличие от темпераментальных проявлений, изменить которые человек практически не может) (8, 11). К настоящему времени понятие «характер» признано дискуссионным. Некоторые психологические течения вообще отказывают этому понятию в праве на существование, а из большинства зарубежных справочных изданий и исследований оно просто исключено. Почему это произошло? Во-первых, наблюдается тенденция отождествлять характер с личностью в целом, по мнению многих психологов, более изученной и включающей в себя проявления характера. Во-вторых, характер по феноменологии многие относят к области этики, и тем самым включение его в систему психологии признается незаконным. В-третьих, выражаются сомнения в возможности изучения характера как самостоятельного явления вообще. Напомним, что английское character означает «личность», «персонаж» (8, 11). Г.Оллпорт, один из создателей эго-психологии, несколько тавтологично, но выразительно писал: характер – это личность оцениваемая, а личность – характер неоцениваемый. То есть при самом безоценочном отношении к человеку его характер концентрирует в себе то, что он может контролировать, изменять и развивать. Действительно, характер формируется на протяжении жизни человеками, в общих чертах складываясь к подростковому возрасту, он меняется под влиянием воспитания и самовоспитания. Таким об разом, характер, в отличие от темперамента, может подлежать этической оценке. В отечественной психологии всегда подчеркивалось, что «хребет характера» составляет воля – устойчивость в действиях, принципиальность, взаимоотношение интеллекта и личности, наличие жизненных целей. За рубежом, также отмечая элемент характера, связанный с самоконтролем и саморегуляцией, в качестве синонима иногда употребляют понятия «Сила Я», «Сила Сверх-Я». (Современный психиатр П.Волков для разведения понятий "личность" и "характер" использует следующую аналогию. "Река – это характер, а личность – пловец в ней. У него имеются три возможности. Он может плыть против течения, и тогда остается на месте, расходуя массу усилий. Пловец может слепо отдаться течению реки и разбиться о камни, попасть в водоворот. И, наконец, он может, плывя по течению, с помощью хорошей техники плавания управлять траекторией своего движения. Это сравнение поясняет те отношения, в которые личность может поставить себя к характеру. Очевидно, что третий вариант – самый лучший, но он требует знаний и работы над собой" (4, с. 14).) Если не всегда возможно определить водораздел между проявлениями характера и личности, то еще сложнее разделить характер и темперамент (8). В.Кречмер, сын известного психиатра Э.Кречмера, пользовался следующими дефинициями. Темперамент – это врожденная особенность протекания психофизиологических процессов (их темп, инертность, накал, способность к переключению и т.п.). Характер же – это устойчивая особенность отношения человека к миру, окружающим людям и себе (4). А.Г.Ковалев и В.Н.Мясищев подходы к исследованиям индивидуальности разделили на четыре группы (8): 1. Характер и темперамент отождествляются. 2. Между ними устанавливаются антагонистические отношения. 3. Темперамент является элементом характера. 4. Темперамент признается основной природой характера.
Последняя позиция наиболее близка исследованиям, осуществляемым в рамках отечественной науки (в том числе и специальной теории идивидуалъности). Здесь утверждается, что темперамент и характер взаимообусловливают друг друга. Темперамент не односторонне определяет характер; жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основе темперамента – свойствах нервной системы и генетических программах – ткут свои узоры. Но, в отличие от темперамента, который обладает устойчивостью, тотальностью и описывает формальные (не зависящие от содержания деятельности) особенности поведения, характер проявляется не во всем и не всегда. Можно выделить два способа позиционирования характера среди других психологических категорий. Первый путь, который оказался предпочитаемым в отечественной психологии, не обрывая его связен с темпераментом, приближает характер к содержательным и духовно-мировоззренческим качествам индивидуальности. Второй путь очерчивает риск психического нездоровья и даже указывает направление наиболее вероятного развития патологии. Таким образом, характер может содержать в себе указание как на «вершины», так и на «глубины» развития индивидуальности. Если темперамент может не определять содержательной стороны отношения личности (хотя в последнее время и это тоже подвергается сомнению), то характер именно их и отражает – предпочтения, значимые отношения и даже тенденции психического нездоровья. Так, Б.Г.Ананьев считал, что каждая черта характера представляет собой определенное существенное отношение личности к окружающему миру, среди которых могут быть названы такие объекты, как 1) природа, общество и общественные идеи (идеология), 2) труд как способ существования человека, 3) другие люди, общественная связь с которыми присуща данному индивиду, 4) собственная деятельность и личность человека (1). Слово "характер" происходит от греческого character (печать, знак, чеканка). Смысл этого слова хорошо виден в словосочетании "характерные особенности" (яркие и информативные особенности) и глаголе "характеризовать" (давать краткое и информативное описание какого-то объекта, в том числе с помощью каких-то ярких эпитетов) Слово "темперамент" латинского происхождения (temperamentum — надлежащее соотношение частей, упорядоченность, соразмерность). Изначально это слово употреблялось для обозначения типов людей, так оно употребляется и сейчас.

Характер и темперамент в обиходе. Говоря о характере, обычно подразумевают те свойства личности, которые накладывают определенный яркий отпечаток на все ее проявления. Характер выражают специфическое для личности отношение к миру, другим людям, животным, объектам и явлениям. Именно в этом смысле обычно говорят, что у человека плохой характер или хороший, благородный или низкий, и т. п. Если говорят, что такой-то человек бесхарактерный, то желают этим сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы поведение, нет четко выработанной системы отношений к окружающему. Бесхарактерный человек - это человек, лишенный внутренней определенности, детерминированности. Каждый поступок бесхарактерного человека зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого. Человек с характером, напротив, выделяется прежде всего определенностью своего отношения к окружающему., выражающейся в определенности его действий и поступков. Поведение человека с характером в очень значительной степени можно спрогнозировать. В обиходе нельзя услышать слово "бестемпераментный" или "человек с темпераментом", то есть подразумевается что темперамент есть всегда. Однако часто можно услышать про какого-то человека, что он "темпераментный" (активный и бурно реагирующий, возможно неуравновешенный).

От отождествления до противопоставления

А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев (1957) отмечают, что вопрос о соотношении темперамента и характера ставился многими психологами. Авторы выделили четыре группы мнений: - отождествление темперамента и характера- противопоставление темпераменту характера, установление между ними антагонистических отношений - признание темперамента элементом характера - признание темперамента основной природой характера

Точка зрения 1. Темперамент = Характер

Кречмер, выводя темперамент из особенностей телесной конституции, отождествляет его с характером личности. Такое отождествление распространено в западной психологии, где темперамент не выделяется как самостоятельное понятие, а выступает в качестве синонима понятий "характер" и даже "личность". Такую точку зрения можно найти у авторов: R. Cattell, H. Eber, M. TatsuoKa, Н. Eysenk, А. Ф. Лазурский. Последний отождествлял темперамент и характер, относя их к эндопсихике, характеризующей врожденный запас физических и духовных сил. Лазурский считал, что эндопроявления выражают внутренние, субъективные соотношения между психофизиологическими элементами данной личности, и в то же время они всегда связаны с индивидуальными особенностями центральной нервной системы.

Точка зрения 2. Темперамент противоположен характеру

Темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности. Характер же - это проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции. Между первичной реакцией, образующей "первичную индивидуальность", и вторичной реакцией, или "вторичной индивидуальностью", возникает антагонизм. Вторая тормозит первую. Темперамент не входит в характер, последний находится в антагонистических отношениях с первым. Развитие личности свершается как преодоление темперамента характером, преобразование первого под влиянием второго. Личность как бы раздваивается, отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом характер может вступать в конфликт с темпераментом. Темперамент связывается с сочетанием его свойств, обеспечивающих гармоничность в развитии индивидуальности, характер же связывается с акцентуацией его черт. Такую точку зрения можно найти у авторов: П. Викторов, Н. Д. Левитов, Д. В. Ермолович.

Точка зрения 3. Темперамент входит в характер

Эта точка зрения обозначена И. П. Павловым и его последователями. Тип темперамента есть прирожденный конституциональный вид нервной деятельности человека. Под влияниям окружающей обстановки, на которую человек вынужден реагировать, формируется окончательная наличная нервная деятельность, которая есть сплав из черт типа темперамента и результатом научения.

Точка зрения 4. Темперамент определяет природу характера

Темперамент рассматривается как врожденная основа характера, динамичная сторона характера и личности в целом. Темперамент есть наличная предпосылка, а характер — конечный результат воспитательного процесса. Темперамент считается ядром характера, его неизменной частью, в отличие от самого характера, изменяющегося в течение жизни. Такую точку зрения можно найти у авторов: Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. М. Русалов.

Черты характера и черты темперамента

Хотя существует довольно много различных моделей темперамента, каждая из них оперирует лишь несколькими чертами (свойствами) темперамента. Примеры: сила нервной деятельности, уравновешенность, экстраверсия, сила процессов возбуждения. Черты же характера значительно более многообразны. Примеры: правдивость, общительность, ответственность, доброжелательность, тактичность, патриотичность. Черты характера определяют устойчивые индивидуальные особенности личности, складывающиеся и проявляющиеся в деятельности и общении, что обусловливает многообразие этих черт. Среди множества черт характера одни признаются ведущими, другие второстепенными, третьи эпизодическими. Черты характера могут гармонировать между собой, определяя цельность личности, могут противоречить друг другу, создавая предпосылки внутриличностных конфликтов. В. М. Русалов предлагает ряд критериев для отнесения того или иного психического свойства к темпераменту, а не характеру: - свойство не зависит от содержания деятельности и поведения - свойство характеризует меру энергетического (динамического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности - свойство универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности - свойство рано проявляется в детстве - свойство устойчиво в течение длительного периода жизни человека - свойство значимо коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических систем (гуморальной, телесной) - свойство является наследуемым Важно, что много (если не большинство) черт характера могут быть иметь место при любом типе темперамента. Например: честность, доброта, вежливость, лживость, жадность, грубость. Однако в зависимости от темперамента эти черты могут проявляться по-разному.

Темперамент - в большей степени биологическое понятие, отражающее динамические особенности поведения

В. М. Русалов считает необходимым различать темперамент и характер, так как их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение с содержательными свойствами психики. Если имеет место общность всех структурных и функциональных биологических свойств (гуморальные, соматические и нервные подсистемы организма), то речь идет о темпераменте. Если имеет место общность динамических и содержательных характеристик побуждений, мотивов, то такое психическое образование следует отнести к характеру. Темперамент таким образом большинством современных ученых признается индивидуальной особенностью человека, определяющей динамику протекания психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов (в том числе эмоциональных процессов), подвижность, активность, быстрота или замедленность реакций. Характер в значительно меньшей степен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: