Основные вопросы темы. 1. Конституционно-правовой статус Президента РФ

1. Конституционно-правовой статус Президента РФ.

2. Порядок избрания, срок и порядок прекращения полномочий Президента РФ.

3. Полномочия Президента РФ.

4. Контроль за деятельностью Президента РФ.

1. Институт президентства был учрежден в РСФСР в составе СССР
в 1991 г. Первоначально статус Президента РСФСР определялся специальным законом о Президенте РСФСР, основные положения которого затем были включены в действовавшую в тот период Конституцию РСФСР 1978 г. В настоящее время правовой статус, порядок избрания, полномочия и порядок прекращения полномочий Президента РФ регулируются
гл. 4 Конституции РФ. Принятие специального закона о Президенте РФ Конституцией не предусматривается. Основы правового статуса Президента РФ отражены в ряде конституционных положений.

В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент РФ:

· является главой государства;

· гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

· в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры
по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

· в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами
определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент РФ в соответствии с ч. 4 ст. 78 Конституции РФ обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти
на всей территории Российской Федерации.

Президент РФ обладает неприкосновенностью. Для Президента РФ не предусмотрена политическая ответственность, т.е. ответственность за проводимую им политику, подобная той, которая существует в отношении Правительства. Однако Президент может нести государственно-правовую ответственность в форме отрешения его от должности. Основанием для ее наступления являются совершение Президентом государственной измены или иного тяжкого преступления.

2. Порядок избрания Президента РФ регулируется ст. 81 Конституции РФ и Федеральным законом «О выборах Президента РФ». Президент РФ избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Безальтернативные выборы Президента в Российской Федерации
недопустимы. Российским Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Ограничение по максимально возможному возрасту для Президента не установлено. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Выборы Президента РФ назначает верхняя палата парламента - Совет Федерации Федерального Собрания России (п. "д" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ). Если Совет Федерации Федерального Собрания РФ не назначит выборы Президента России, эту задачу выполняет Центральная избирательная комиссия РФ (далее - Центризбирком РФ).

Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. В соответствии со статьей 5 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», днём голосования на выборах Президента является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ.

После принятия постановления Совета Федерации о назначении президентских выборов обновление избирательного законодательства автоматически откладывается до завершения электорального цикла.

Кандидаты на должность президента могут быть выдвинуты двумя способами:

1. политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата в президенты

Правом выдвижения кандидата в Президенты РФ обладают партии:

а) зарегистрированные не менее чем за год до назначения выборов;

б) имеющие фракции в Государственной Думе;

в) с шестого созыва Государственной Думы таким правом обладают и малые партии, допущенные к распределению депутатских мандатов в федеральном парламенте и не менее чем в 1/3 субъектов Федерации. Список таких партий составляется Центризбиркомом РФ и размещается на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет и обновляется по результатам выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти.

Каждая партия может выдвинуть лишь одного кандидата в Президенты РФ. Выдвинутый партией кандидат может быть членами данной партии либо беспартийными.

2. в порядке самовыдвижения, в этом случае его кандидатура должна быть поддержана инициативной группой не менее 500 избирателей, зарегистрированной в Центральной избирательной комиссии (в ближайшем будущем эта возможность исчезнет из нашей политической практики).

Политические партии, допущенные к распределению депутатских мандатов по итогам ближайших предыдущих выборов в Государственную думу, могут выдвинуть своего кандидата без сбора подписей.

В остальных случаях для регистрации кандидат должен представить в Центризбирком РФ минимум 2 миллиона подписей граждан РФ в свою поддержку (до 2003 года был 1 млн.). При этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей. Закон позволяет приносить их с запасом в 5 %, то есть до 2 миллионов 100 тысяч подписей. Центризбирком РФ должен проверить не меньше 20 % из 2 млн. подписей. Если количество брака превышает 5 %, то дополнительно проверяется еще 10 % подписных листов. Кандидатов, которые представили подписные листы без достаточного запаса, можно не допустить к регистрации и при меньшем проценте брака, поскольку одно из оснований для отказа в регистрации — если число подписей за вычетом бракованных оказывается меньше 2 миллионов.

Вновь избранный Президент РФ вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления результатов выборов. До этого момента действующий Президент исполняет свои полномочия.

Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Во всех случаях, когда он не в состоянии выполнять свои обязанности, их временное исполнение возлагается на Председателя Правительства РФ.

3. Полномочия Президента РФ можно классифицировать по следующим группам:

· как главы государства: В дополнение к полномочиям, перечисленным выше, Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях; назначает референдумы; решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами Российской Федерации; осуществляет помилование; назначает полномочных представителей Президента РФ;

· в отношениях с исполнительной властью: Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ, в случае отсутствия Председателя Правительства может временно возглавить его, как это было в марте 1998 г., когда Б.Н. Ельцин возглавил Правительство после отставки В.С. Черномырдина и до назначения С.В. Кириенко; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя Правительства РФ, федеральных министров; утверждает по представлению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти; вправе отменять акты федерального Правительства, а также приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам (в последнем случае – до решения
этого вопроса соответствующим судом);

· в отношениях с законодательной властью: Президент РФ назначает выборы Государственной Думы; распускает Государственную
Думу; вносит законопроекты в Государственную Думу; обращается
к Федеральному собранию с посланиями о положении в стране,
об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; подписывает и обнародует федеральные конституционные и другие законы; имеет право на отклонение федеральных законов;

· в отношениях с судебной властью: Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность
судей высших федеральных судов; назначает судей других федеральных судов; обращается в Конституционный суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти Федерации и субъектов Федерации;

· в сфере обороны, безопасности, сохранения суверенитета и целостности государства: Президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ; утверждает военную доктрину Российской Федерации; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ; формирует и возглавляет
Совет безопасности РФ; вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение, а также чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (режимы военного
и чрезвычайного положения должны определяться конституционными законами, которые пока не приняты);

· в сфере внешней политики и международных отношений: Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты; назначает и отзывает после консультаций с комитетами палат Федерального собрания и по согласованию с государством или организацией аккредитации дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей.

По вопросам, входящим в его компетенцию, Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они не должны противоречить Конституции РФ, федеральным и конституционным законам. В связи с установленными
таким образом Конституцией РФ нормотворческими полномочиями Президента особо стоит вопрос об издании им указов «законозаменяющего» характера. Этот вопрос был урегулирован решением Конституционного суда РФ следующим образом: «Президент РФ является гарантом Конституции РФ и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В силу этого не противоречит Конституции РФ издание им «законозаменяющих» указов при условии, что они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам, а их действие ограничивается во времени периодом до принятия соответствующих федеральных законов».

Необходимо отметить наличие весьма спорных прецедентов расширения конституционных полномочий Президента актами текущего законодательства. Так, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлен целый ряд полномочий Президента в отношении высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в случае издания ими нормативных правовых
актов, противоречащих Конституции и федеральным законам, и неисполнения решения суда, установившего такие противоречия. В этом случае Президент РФ уполномочен законом выносить этому должностному лицу предупреждение, отстранять его от должности, назначать временно исполняющего обязанности этого высшего должностного лица.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены сходные полномочия Президента в отношении глав муниципальных образований.

4. Роль Президента РФ как главы государства и координатора всех ветвей и органов государственной власти не снимает вопроса о контроле за его деятельностью, являющемся обязательным элементом системы сдержек и противовесов властных структур.

Помимо контроля со стороны гражданского общества существуют две основные формы контроля со стороны государственных органов – судебный и парламентский.

Основным инструментом судебного контроля является Конституционный суд РФ, имеющий возможность рассматривать нормативные акты Президента РФ с точки зрения их соответствия Конституции, а также
споры о разграничении компетенции между Президентом РФ и иными
органами государственной власти.

Парламентский контроль выражается в согласовании или утверждении палатами Федерального собрания представляемых Президентом кандидатур для назначения на высшие государственные должности. Кроме того, важной формой контроля является обязательное ознакомление Парламента с указами Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения, а также решение Парламентом вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории страны.

Формой парламентского контроля является и возможность отрешения Президента РФ от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или
совершении иного тяжкого преступления. Соответствующая процедура
регулируется ст. 93 Конституции РФ и является достаточно сложной.
Для предотвращения возможных нарушений конституционной процедуры и ошибок в принимаемых решениях в конституционной процедуре отрешения Президента от должности важное место отводится Верховному
и Конституционному судам РФ.

В Конституции РФ не оговаривается порядок наступления соответствующей уголовной ответственности за эти правонарушения. Однако можно полагать, что в случае отрешения Президента от должности и, как следствие, прекращения статуса его неприкосновенности, такая ответственность может наступать в общем порядке, установленном уголовным законодательством.

Анализ полномочий Президента РФ в соотношении с полномочиями органов законодательной и исполнительной власти Российской Феде-
рации показывает, что Конституцией РФ установлена президентско-парламентская форма правления. Учитывая дополнительное усиление
федеральными законами президентских полномочий в отношении органов и должностных лиц субъектов Российской Федерации, можно констатировать, что подобная конструкция российской государственной власти является уникальной и в значительной степени дискуссионной с точки зрения мирового опыта организации власти в федеративных государствах с республиканской формой правления.

Подробнее см.: 2, 4, 6.

Тема 10
Федеральное собрание – парламент
Российской Федерации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: