Развитие рыночной экономики, укрепление демократических правовых институтов в повседневной жизни подавляющего большинства государств СНГ, реализация задач формирования в них гражданского общества, объективно породили новые механизмы государства, видоизменили некоторые элементы их государственного аппарата. Одним из таких новых государственных институтов является институт президентства.
Конституционное законодательство Российской Федерации, в том числе, основной закон России – Конституция, определяют, что президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации, среди прочих равных условий, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.
Конституция Республики Армения предусматривает, что президентом страны может быть лицо, постоянно проживающее в Армении последние 10 лет.
Конституция Республики Узбекистан указывает, что ее президентом может быть гражданин Узбекистана, постоянно проживающий на территории этой страны не менее 10 лет непосредственно перед выборами.
|
|
Основной закон Литовской Республики провозглашает, что президентом Литвы может избираться ее гражданин, проживающий в течение не менее 3 последних лет в Литве.
Такая же точность в определении обязательного ценза оседлости главы государства отмечается в конституционном праве Грузии, Кыргызстана и других странах Содружества.
В Федеральном законе Российской Федерации «О выборах Президента Российской Федерации» 2003 г. закреплена норма, в соответствии с которой, гражданин Российской Федерации, находящийся за пределами России, имеет равное с гражданином России, проживающим на территории страны, право на выдвижение своей кандидатуры на должность главы государства.
Тем самым, возникают объективные трудности в понимании содержания конституционной нормы и нормы федерального закона России, определяющих обязательный ценз оседлости кандидатов в Президенты России и самого Главы государства. Формально эти нормы противоречат друг другу.
Как, на Ваш взгляд, должен поступить законодатель, чтобы разрешить указанную коллизию конституционно-правовых норм?
Какое заключение вынес бы Конституционный суд Российской Федерации по результатам официального толкования нормативных положений основного и федерального законов России, в части, касающейся анализируемой проблематики?
Приведите пример конкретной нормы Конституции страны СНГ или Балтии (на ваш выбор), оптимально определяющей и закрепляющей обязательный ценз оседлости Главы государства. Дайте мотивировку своей точки зрения.