Задание 1. Укажите основные характеристики конституционного права РФ № Вопрос Ответ Предмет конституционного права РФ Предмет КП – базовые

Укажите основные характеристики конституционного права РФ

Вопрос Ответ
  Предмет конституционного права РФ Предмет КП – базовые общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права: Основы конституционного строя РФ, Основы правового статуса человека и гражданина, Федеративное устройство РФ, Организация и функционирование систем органов государственной власти. Особенность предмета КП по сравнению с другими отраслями права в том, что он включает отношения, складывающиеся во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Но к предмету данной отрасли права относятся только те общественные отношения в этих сферах, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни.
  Конституционно-правовые нормы и институты К-п нормам свойственны и общие признаки, присущие всем правовым нормам, и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть системы права. Понятие "к-п нормы" охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, которые регулируют общественные отношения, относящихся к предмету отрасли КП. Специфические черты:от норм других отраслей права к-п нормы отличаются: 1) своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены; 2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие содержатся в Конституции РФ; 3) своеобразием видов: здесь больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм: нормы-принципы(основополагающий стержень, на который базируются оставшиеся), нормы-дефиниции(норма, закрепляющая правовое состояние, статус к-л субъекта), нормы-задачи; 4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок. Нормы КП определяют и саму систему государственных органов; 5) особым механизмом реализации, которая для многих к-п норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации); 6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены: народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;7) особенностями структуры: для к-п норм характерна не традиционная трехчленная структура (гипотеза, диспозиция и санкция), а двучленная (гипотеза и диспозиция), и лишь в отдельных случаях - санкция. К-п нормы очень многообразны, классификация: 1) по содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений и по принадлежности нормы к тому или иному к-п институту). Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие - с основами правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвертые - с органами государства, органами местного самоуправления. 2) по юридической силе. Это зависит, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма, от места нормативных правовых актов данного вида в общей системе нормативных актов, а также от разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Конституция РФ - федеральные конституционные и федеральные законы - иные нормативные правовые акты. В субъектах РФ:Конституции республик и уставы других субъектов, которые должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам. 3) по территории действия (нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования). 4) по характеру предписания: Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. (пр, ст. 71, 72, 73, 83 - 90, 102, 103 К). Пр, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных (формулы: "запрещается", "не допускается", "обязаны", "не вправе»). Пр, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям. 5) по степени определенности предписаний. Императивные нормы - в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.6) по назначению в механизме правового регулирования: материальные (предусматривает содержание действий по правовому регулированию общественных отношений) и процессуальные (процедурные) нормы(определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована) - устанавливают порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т.д. Специальный свод процедурных норм могут - Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, законодательные акты о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, о проведении референдумов. Совокупность родственных правовых норм является к-п институтом.В к-п институте объединяются нормы самых различных видов. Пр.: институт гражданства образуют нормы, содержащиеся в Конституции РФ, в конституциях республик, в федеральных законах; в нем имеются нормы диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные. Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, ибо не каждая отдельно взятая норма проявляет все свойства, присущие институту в целом, а их следует учитывать, чтобы правильно уяснить механизм ее реализации.
  Конституционно-правовые отношения и их субъекты Назначением к-п норм является регулирование общественных отношений, составляющих предмет КПР. В результате действия к-п норм возникают к-п отношения. Они обладают общими чертами: всякое правоотношение есть результат урегулированности правовой нормой общественного отношения. Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем: 1) к-п отношения имеют свое собственное содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права; 2) к-п отношениям свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений; 3) к-п отношения характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через цепь взаимосвязанных между собой правоотношений. Т.о. к-п отношение - это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. Многообразие видов его норм порождает и различные виды к-п отношений: 1) Правоотношения классические возникают в результате реализации норм - правил поведения. На их основе складываются конкретные к-п отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности. 2) Реализацией норм-принципов, норм-целей, норм-деклараций порождаются правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности. Это все нормы-принципы, закрепляющие, например, основы конституционного строя Российской Федерации (принцип разделения властей конкретно реализуется через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти). 3) Особый вид к-п отношений - так называемые правовые состояния. Их специфическая черта - четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей субъектов конкретно не определено, оно вытекает из установлений большого массива действующих конституционно-правовых норм. Пр.: состояние в гражданстве, состояние субъектов Российской Федерации в ее составе. 4) Постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянных правоотношений не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения по гражданству). Временные правоотношения возникают в результате реализации конкретных норм - правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается. Пр: между избирателем и участковой избирательной комиссией отношения заканчиваются выдачей бюллетеня и обеспечением ему голосования. 5) Материальные и процессуальные правоотношения. В первых реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения (правоустановительные отношения), во вторых реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов (правоохранительные отношения). Например, на основе нормы, содержащейся в ч. 1 ст. 35 Конституции - право частной собственности охраняется законом, возникают правоохранительные конституционно-правовые отношения, а на основе нормы о том, что в Российской Федерации признается и защищается частная собственность (ч. 2 ст. 8), - правоустановительные отношения. Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт - это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк (народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей, края, области и т.д.) и персонифицирован (гр-н, президент, пол. партия). Объекты – честь, совесть, материальные блага, действия органов государственной власти и т.д. Субъективная сторона – наличие прав и обязанностей. Объект сторона – те реальные условия, в которых возникают правоот-ия. Если сказать обобщенно, то субъектами конституционно-правовых отношений могут быть те субъекты, на которых правовые нормы данной отрасли права возлагают определенные обязанности и которым предоставляют права. В некоторых случаях субъектами конституционно-правовых отношений выступают иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче ходатайства о приобретении российского гражданства). Пр.: През-т РФ назначил выборы в ГД – Указ. Субъекты – президент, ЦИК, Граждане. Объект – власть.
  Источники конституционного права 5. Источниками КПявляются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу к-п нормы. К ним относятся только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты. Существует особый порядок не только принятия нормативных правовых актов, но и их отмены, изменения, признания утратившими силу. После отмены акта он перестает являться источником действующего права. Виды источников: По территории действия: 1) действующие: на всей территории Российской Федерации; 2) только на территории конкретного субъекта Федерации; на территории муниципального образования, 3) часть актов, имеющих хар-р федерально-регионального значения. Источники федер. значения: 1. Конституция РФ - основной источник отрасли КП. Это обусловлено следующим. 1. В Конституции устанавливаются к-п нормы общего характера, являющиеся основополагающими для к-п регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения. 2. Конституция характеризуется широтой содержания своих норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. 3. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции (ст. 15). 4. В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования. Таким образом, Конституция РФ как основной источник отрасли конституционного права, устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет. 2. Федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы. В них регулируются наиб важные сферы общественных отношений. Законы должны соответствовать Конституции, все др ист-ки КП являются подзаконными и не могут противоречить закону. Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются: 1) по юридической силе; 2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; 3) по порядку принятия; 4) по возможности применения Президентом РФ в отношении них отлагательного вето. К источникам конституционного права относятся Федеральные конституционные законы: "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1997 г.), "О Конституционном Суде Российской Федерации" (1994 г.) и др.; Федеральные законы: "Об общественных объединениях" (1995 г.); "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" (1998 г.); "О выборах Президента Российской Федерации" (1999 г.) и др. 3. Акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ - подзаконные акты 4. Общепризнанные принципы и нормы м/унар права и м/унар договоры РФ. В соот. С ч.4 ст 15 Конст РФ они явл-ся составной частью правовой системы РФ. Главенство м/унар норм по конст РФ. 5. Предусмотренные Конституцией Федеративные и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. Источники, дей-ие на территории субъектов РФ:конституции республик, уставы субъектов РФ, Законы и постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые органами законодательной и исполнительной власти субъекта. Равовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти. К источникам относят также: декларации, решения Конституционного суда РФ. Конст суд не принимает нормативные акты, а дает официальное толкование Конституции. Это дает возм-ть говорить о включенности конст суда в правотворческий процесс.
  Отличие конституционного права от других отраслей права КП отличается от других отраслей права тем, что является ведущей отраслью в системе права РФ. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений. Во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами конституционного права незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовой принцип: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между органами Федерации и ее субъектов. Все отрасли основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений. Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы. Нормы Конституции - основного источника конституционного права - являются исходными для всех отраслей права. Этим отличается КП от других отраслей права.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: