Первая свобода

Участники IASTA (и некоторые их колонии)

Первая свобода предоставляет право пересекать воздушное пространство иностранного государства без посадки. Она даёт свободу пересекать воздушное пространство страны-участницы соглашения без посадки. Страны-участницы Соглашения о транзите по международным воздушным линиям предоставляют эту и вторую свободы другим странам-участницам, при условии использования транзитным воздушным судном выделенных воздушных коридоров.

К 2007 году к соглашению присоединились 129 стран, включая такие большие государства как США, Индия и Австралия. Однако Бразилия, Индонезия, Китай и Россия не присоединились к соглашению, а Канада вышла из него в 1988 году[6]. Эти крупные и стратегически расположенные страны осуществляют более строгий контроль своего воздушного пространства и предоставляют другим странам право на пролёт на основании двухсторонних соглашений.

IASTA позволяет каждой стране-участнице взимать с иностранных авиакомпаний «разумную плату» за использование своих аэропортов (в случае использования второй свободы) и «инфраструктуры»[5]. По правилам IATA, такая плата не должна превышать взимаемой со своих авиакомпаний, осуществляющих международные перевозки[5]. Такая плата взимается за право пересечения территории страны без посадки[8]. Например, Федеральное управление гражданской авиации США, участник IASTA, в 2009 году взимало так называемую «плату за маршрут» в размере 33,72 долл. США за каждые 100 морских миль (ок. 190 км) пути по кратчайшему маршруту от точки входа воздушного судна в воздушное пространство, контролируемое США, до точки выхода из него[9]. Кроме того, меньшая плата (так называемый океанский тариф) в размере 15,94 долл. США за 100 морских миль взимается за пролёт над международными водами, воздушное пространство над которыми контролируется США. Сюда входят некоторые участки Тихого, Атлантического и Северного ледовитого океанов[9]. Страны, не являющиеся участницами IASTA, также взимают плату за пролёт над своей территорией. Так, Россия взимает высокую плату за пролёт, особенно на трансполярных маршрутах между Северной Америкой и Азией через Сибирь[8].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: