Методы и приёмы преподавания морфологии

Методами, обеспечивающими достижение поставленных целей, могут быть слово учителя, беседа, самостоятельная работа, наблюдение.

Слово учителя включает: сообщение цели предстоящей работы; задание и инструкцию о выполнении какого-либо задания; разъяснение по мере необходимости трудных или непонятных грамматических фактов и явлений; сообщение дополнительных сведений; исторические справки.

Нет смысла подробно останавливаться на названных составляющих метода. Можно привести пример исторической справки, так как именно при изучении морфологии они могут быть особенно актуальны. Например, при изучении понятия о наречии ученикам можно сказать, что в др.- русск. языке глагол назывался речью. Наречие – часть речи, которая поясняет глагол, отсюда и название на – реч – и – е.

Беседа также служит методом получения знаний. Беседу можно использовать, когда следует выяснить разницу, н-р, между прилагательным и причастием. Для этого следует использовать такие вопросы, которые требуют от учеников сопоставления, противопоставления, сравнения известного с неизвестным, обобщения фактов и выводов.

Самостоятельная работа как метод выражается в том, что учащиеся собственными усилиями усваивают теорию, осмысливают её и закрепляют в процессе творческого применения при выполнении упражнений учебника, особенно при морфологическом разборе.

На первом этапе следует руководить самостоятельной работой учеников. Например, следует учить выделять в теоретической части учебника главное о каждой из частей речи и после этого только заучивать определение.

Метод наблюдения и анализа может начинаться с работы над текстом, чтобы найти неизвестную ранее часть речи.

К приёмам преподавания морфологии относится морфологический разбор, приём замены, группировки и обобщения, алгоритмизации.

Общими ошибками при изучении частей речи является:

1)смешение понятий «часть речи» и «член предложения»;

2)неразличение частей речи в случаях перехода слов из одной части речи в другую (типа столовая, боком, возле)

3)неразличение внешне сходных форм (дат. и предл. пад. жен. р. с окончаниями –е и –и: стране, воде, линнии, тетради, соли; сравнительной степени прилагательного и наречия: был красивее, делал красивее и др.

При изучении имён существительных следует иметь в виду три ряда вопросов, которые являются ключевыми при работе над существительным: 1) о значении имён сущ-х; 2) об их изменении; 3) о способах образования имён существительных.

Для того чтобы ученики поняли, что существительное обозначает не только предмет, но и опредмеченные представления, в учебнике 6 класса вводится таблица на странице 133 (упр.319). Следует только каким-либо образом перейти к этой таблице. Например, дать упр.: Все ли из приведённых слов являются сущ., если нет, то почему: 1)стол, перо, парта, книга, резинка; 2) город, завод; 3) ум, сон, дерзость; 4)изобретатель, учитель; 5) изобретать, учить.

При изучении одушевлённости и неодушевлённости у имён существительных в упр. 321, 322 вводится грамматическое понимание этих терминов. На этом следует заострить внимание (у одушевлённых совпадают формы вин. и род. падежей, у неодушевлённых – формы вин. и имен. падежей).

При введении категории рода следует остановиться на соотношении её с полом обозначаемых людей, на определении рода у несклоняемых имён существительных.

Традиционно трудной является тема «Склонение имён существительных, а именно различение падежей:

1)именительного и винительного (от существительных неодушевлённых мужского рода и слов жен. рода на –ь);

2)родительного и винительного (от сущ. одушевлённых муж. рода);

3)дательного и предложного (от слов жен. рода единств. числа);

4)предложного, дательного и родительного с окончанием –у.

Для разграничения следует использовать вопросы (вижу – кого?, а не кто?; вин. падеж); введение слова в иной контекст, употребление его с другим предлогом (по дороге, к дороге в сравнении с о дороге). употребление слова в том же падеже множественного числа (в лесу – в лесах – предложный падеж, по лесу – по лесам – дательный падеж), замена существительного мужского рода существительным женского рода 1

склонения (для различения родительного-винительного: видел братанет брата, видел сестру – нет сестры).

Кроме того, существуют такие имена существительные (тетрадь), определение падежа которых вне контекста невозможно ( повторяется 5 раз при склонении). В таких случаях постановка вопроса не поможет вне контекста, вне пары связанных между собой слов. Т.е. различение падежей не должно опираться только на внешние их признаки. Известно, что каждым падежом можно передать несколько значений и, наоборот, некоторые значения передаются несколькими падежами (н-р, направление действия – винительным, дательным; родительным – значение принадлежности, части, места, положения в пространстве и т.д.).

В учебнике 6 класса введены и трудные моменты склонения существительных (элементы культуры речи). Например, образование родительного падежа множественного числа у существительных сапог (сапог), носок (носков), грамм (граммов и грамм), колено (коленей), валенок (валенок) и т.д. (с.187). Трудность заключается в том, чтобы зафиксировать внимание учеников на этих формах и заставить их запомнить эти формы.

При работе над именами прилагательными следует внимательно отнестись к темам о разрядах имён прилагательных. Например, сложность может вызвать упр. 598, требующее определить к чему относится существительное через сочетание относительное прилагательное и существительное (к материалу, к числу, к лицу, к месту, ко времени, к действию – финальный свисток, семенная пшеница, отопительный сезон).

В школьной грамматике к числительным традиционно относят порядковые числительные, хотя их морфологические признаки совадают с признаками прилагательных. В разделе об именах числительных обращается внимание на то, что число могут выражать не только числительные, но и существительные (пятёрка) и прилагательные (трёхлетний). Есть также ряд слов приближающихся по значению к числительным, но не выражающих точное число (море, множество, много, мало). Следовало бы обратить также внимание детей на тот факт, что слово один, например, может выступать в качестве различных частей речи (Одна женщина сообщила мне об этом. Один в поле не воин. Неопред. мест-е, сущ-е). Об омонимии частей речи мы поговорим позже.

Следует учитывать также два обстоятельства:

1)большую устойчивость ошибок в именах числительных (семьнадцать, семдесят, восем, одинадцать);

2)широко распространённое в речи неправильное употребление падежных форм числительных.

Это связано с тем, что числительные редко встречаются в художественной литературе и очень частым являетсяо их ошибочное употребление в речи окружающих людей.

Поэтому числительные следует включать в диктанты, словарные диктанты, включать в упражнения в последующих классах. Следует давать упражнения на письменную запись склонения числительных и на устное их склонение, следует составлять упражнения с числительным в определённой форме.

Глагол – один из основных, наиболее важных, трудных и больших по объёму разделов программы по русскому языку.

Сразу следует отметить, что в учебнике 7 класса есть расхождения с учебником 6 класса в графическом обозначении частей слова: так в частности по-другому обозначается постфикс (суффикс наоборот).

При изучении неопределённой формы глагола (§ 11, 7 класс6) отсутствует рассмотрение синтаксической роли инфинитива в предложении (является сказуемым, но может быть подлежащим (с.68)).. Нет этого и в учебнике по синтаксису в 98 классе, в то время как задания подобного рода предлагаются при поступлении. Инфинитив может выступать в качестве сказуемого и подлежащего в двусоставном предложении, может выступать в качестве целевого обстоятельства (приехал учиться), определения (желание учиться), может выступать в качестве зависимого компонента сказуемого (начал учиться) и быть самостоятельным сказуемым в инфинитивном предложении (пусть приведут пример).

Традиционно сложной является тема «Спряжение». Дети знакомы с этой темой ещё с начальной школы. Однако следует дать им определение спряжения через неопределённую форму. Правило формулируется следующим образом. Если глагольная форма имеет ударное окончание, то ничего не следует проверять (спать – спит – 2 спр.). Если глагольная форма имеет безударное окончание, следует образовать от неё начальную форму – инфинитив. Ко 2 спр. относятся все глаголы на – ить, кроме брить, стелить, зиждиться и зыблиться, 7 глаголов на – еть и 4 на – ать. В личных формах эти глаголы имеют в окончании и. Остальные глаголы и брить, стелить, зиждиться и зыблиться относятся к 1 спряжению и имеют в окончаниях е.

Конечно, непростым является и тема о разграничении совершенного и несовершенного вида. При определении вида не всегда достаточно задать вопрос что делать?, что сделать? Важно обращать внимание на состав словосочетаний с главным словом глаголом. Для этого можно ввести таблицу следующего содержания:

Виды глагола Видовые признаки
Вопросы Сочетаемость
  Совершенный вид: Вскочить, встать, понять, увидеть, крикнуть, заметить, замёрзнуть, перешагнуть, склеить, обезвредить, раскрасить и др.   Что сделать?   :С глаголами совершенного вида сочетаются: - наречия со значением действия в один приём, во всей его полноте (от начала до конца): вдруг, мгновенно, моментально, полностью, совсем, сразу, целиком и др.; -слова, обозначающие промежуток времени, когда действие осуществилось или осуществится: за год, за ночь и др.
  Несовершенный вид: Вскакивать, вставать, понимать, замирать, замерзать, перешагивать, склеивать, обезвреживать, раскрашивать и др.   Что делать?   С глаголами несовершенного вида сочетаются: -слова со значением неограниченной повторяемости действия: вечерами, по утрам, каждый день, регулярно, периодически и т.д.; -слова, указывающие на привычку, постоянное умение: привыкнуть, уметь и др.; -глаголы со значением начала, продолжения, конца повторяющихся действий: начать, продолжать, закончить и т.д.

Используя таблицу, следует приводить примеры словосочетаний, чтобы ученики лучше осмыслили значение предельных и непредельных глаголов.

Почему так важно усвоение данной темы? Это связано с тем, что от этого зависит в дальнейшем формообразование причастий и деепричастий, будущего времени, функционирование форм других времён и инфинитива. Так глаголы протяженные, непредельные имеют три формы времени, а предельные - только две (будущего и прошедшего).

Для раскрытия категории непереходности нужно привлечь глаголы движения, перемещения, пребывания, которые сочетаются с существительными предметно-пространственной семантики: вскочить из-за стола, пробираться между кустов, отъехать от площади, приблизиться к подъезду, добежать до озера, жить в Гомеле и т.д. в предложении зависимые предложно-падежные формы займут синтаксическую позицию обстоятельства места.

В действующих на территории республики Беларусь учебниках по русскому языку причастия и деепричастия рассматриваются как формы глагола, занимающие особое место в его расширенной парадигме, которая включает предикативные и атрибутивные формы, различающиеся набором морфологических признаков и синтаксических свойств.

Темы, связанные с образованием причастий и деепричастий являются традиционно трудными. К ним следует относиться с особым вниманием.

При объяснении темы об образовании деепричастий следует обратить внимание на тот факт, что не от всех глаголов возможно образование деепричастий. Это необходимо в связи с тестированием, введённым в последнее время. Не образуются деепричастия несовершенного вида от глаголов:

1)на –чь (везде, где есть чередование в инфинитиве и 3 л. мн. ч.: беречь – берегут (ч//г);

2)с основой инфинитива на свистящий, чередующейся с основой наст. вр. на шипящий: писать//пишут, резать//режут;

3)с полногласием: молоть//мелют;

4)с –ну-: крикнуть – крикнут;

5)с односложной основой в инфинитиве и основой настоящего времени, не имеющей гласного: лить – льют.

И, конечно, ключевым является вопрос о разграничении прилагательных и причастий.

Причастие Прилагательное
1)признак по действию и времени улыбающийся / улыбавшийся 2)имеют при себе зависимые слова (где?, кем?, когда?, на чём?) жаренный на масле мамой 3)прямое значение открытое окно, рассеянные зёрна 4)нельзя заменить синонимом открытое окно 1)постоянный признак весёлый 2)не имеют при себе зависимых слов жареная картошка 3)переносное значение открытое лицо, рассеянное лицо 4)можно заменить синонимом открытое лицо – искреннее

Такое разграничение очень важно и для правильного написания кратких форм прилагательных / причастий. Об омонимии на практических.

В школьной практике для наименования слов категории состояния используется термин предикативные наречия При ознакомлении с наречием в (§ 11, 8 класс)37. вводится понятие предикативного наречия. Это является очень важным, т.к. без такого определения невозможно определение безличных предложений в дальнейшем. На стр.52193 в упр. 380 даётся разграничение частей речи, выражающих психическое состояние человека и состояние окружающей средыомонимичных грамматических форм кратких прилагательных, наречий, скс (предикативных наречий). Момент для школьников сложный:

1.От кратких прилагательных скс отличается тем, что они не обозначают признака предмета и не имеют форм согласования, т.к. не изменяются по родам и числам: Комната светла. Комнаты светлы. В комнате светло.

Краткие прилагательные всегда обозначают временный признак подлежащего, а скс употребляется только в безличном предложении.

2.От наречий тем, что: а) не обозначают признака действия, а выражают состояние лица, среды, предмета; б) наречие примыкает к глаголу, а скс управляет им (н.ф.): Уже поздно выезжать. Поздно выезжать в лес опасно; в) скс управляет дательным субъекта, наречие нет: Мне ещё рано вставать. Рано вставать не привык.

3.Реже скс следует отличать от существительных, которые при этом теряют все признаки существительных и значение предмета: Лень портит человека. Мне лень вставать (управляет дательным субъекта и инфинитивом).

В сравнительной степени наречие примыкает к глаголу и является обстоятельством. Предикативное наречие в сравнительной степени – сказуемое в безличном предложении. Прилагательное в сравнительной степени – сказуемое в предложении с двумя главными членами (иногда определение): Ответ Светы – ещё лучше. Таня отвечала хорошо, а Света ещё лучше. Больному к вечеру стало лучше. Дай мне яблоко побольше.

В теме союзы ключевым моментом является их классификация и отличие от союзных слов. При разграничении союзов и союзных слов следует учитывать следующие моменты:

I.Союзные слова – относительные местоимения и наречия, для которых нет соотносительных омонимов союзов: где, зачем, какой, который, кто, куда, насколько, отчего почему, сколько, откуда, чей. Эти связующие средства всегда союзные слова.

П.Союзы и союзные слова, омонимичные друг другу: что, чтобы (чтоб)/ что бы (что б), чем, как, когда, поскольку. Это грамматические омонимы и выступают в предложении то как союз, то как союзное слово. Их немного, но именно они вызывают затруднения при грамматическом разборе. Для разграничения их могут помочь следующие приёмы:

1.Если перед омонимичным словом стоит предлог, то это – союзное слово. Перед союзом предлог стоять не может: Он вежливо поклонился Чичикову, на что последний ответил тем же. По-французски она говорила очень плохо, за что и страдала впоследствии в большом свете.

2.Заменить синонимом: если заменяется явным союзом, то это союз; союзным словом – союзное слово: Борис ещё поморщился немного, что пьяница за чаркою вина (что – союз, словно, будто). Не бывает чудес на заемле, кроме тех, что создаются разумом и волей человека (что = какие – союзное слово). Кот неподвижно сидел на матрасике и делал вид, что (будто) спит. Сладко ёкнуло сердце, когда (как только) услышал звон вокзального колокола. Теперь уже не тот первый послерассветный час, когда (в который) пустынность города кажется естественной.

3.Союз можно опустить, союзное слово – нет: Слышно было, как бьются на пароме усталые лошади (можно опустить). Как они добывали деньги, не могу наверное сказать (нельзя опустить).

4.Придаточную часть, присоединяющуюся при помощи союза нельзя трансформировать, а с союзным словом – можно в простое вопросительное предложение: Трудно было определить, что чувствовал этот человек – Можно вычленить. Трудно было поверить, что всё это правда. Я знаю, чем вы занимаетесь. Каждый из офицеров знал, как и что он должен делать.

5.К слову можно присоединить усилительную частицу же, именно и др., а к союзу – нельзя. Это связано с тем, что слово является членом предложения.

4. Система упражнений по морфологии.

Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения:

-опознание частей речи, того или иного разряда этой части речи;

-подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;

-постановка слова к указанной форме;

-составление парадигмы слова;

-разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;

-группировка слов по частям речи, их разрядам;

-составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами;

-полный или частичный морфологический разбор слова.

Морфологический разбор необходимо проводить по единой, принятой в школе и приводимой в учебнике схеме, охватывающей все основные признаки каждой части речи.

Например, разбор глагола:

1.Часть речи. Общее значение.

2.Начальная форма (н.ф. глагола).

3.Постоянные морфологические признаки: 1) вид, 2) переходность; 3) возвратность; 4) спряжение.

4.Непостоянные морфологические признаки: 1) наклонение; 2) время; 3) лицо; 4) число; 5) род.

5.Синтаксическая роль (роль в предложении).

Ученики должны знать наизусть схему разбора каждой части речи. По ходу разбора при необходимости можно задавать дополнительные вопросы о способе образования части речи, о переходе одной части речи в другую и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: