Трудные вопросы изучения синтаксиса в школе

При работе над словосочетанием необходимо, чтобы учащиеся усвоили, что словосочетание в отличие от предложения:

1)не является законченной и оформленной единицей высказывания;

2)является единицей номинативной и по значению может быть равна слову (храбрый человек – храбрец);

3)состоит из слов, одно из которых является главным, другое зависимым от него.

Изучение словосочетания логично было бы начать с изучения того, что не является словосочетанием, вернее какие сочетания слов не являются словосочетаниями. На стр. 34 (учебник 8 класса) называется только подлежащее и сказуемое (см. стр. 202 – полупредикативные сочетания – обособленные члены, однородные члены предложения).

Традиционно выделяют именные, глагольные и наречные словосочетания в зависимости от главного слова. В учебнике выделены только именные и глагольные. Причём словосочетание с главным словом причастием относят к глагольным и приводят пример потемневший от загара (стр. 33). Наречные словосочетания не выделяются вовсе (очень близко). Следует обязательно дать детям этот тип, т.к. могут столкнуться с подобными сочетаниями.

На стр. 34-35 дана таблица грамматических значений словосочетания. На самом деле в ней приводятся смысловые отношения между компонентами. Может быть, рассматривая данную таблицу, стоит ввести термины для обозначения грамматического значения. В таблице отсутствуют примеры субъектных (шум дождя) и комплетивных (восполняющих) пример? отношений. Говоря об обстоятельственных отношениях, м.б., целесообразно называть их разновидности. В данном случае не было бы ошибки в упр. 35 (2) на стр. 35, где к словосочетаниям с уступительными отношениями отнесено действовать несмотря на препятствия, которое не является словосочетанием (нет обособления).

На стр. 35-36 упр. 37, 38 явное смешение фразеологических и синтаксических несвободных сочетаний (небольшого роста = невысокий и не покладая рук). Для чего? Все эти вопросы следует продумать.

При работе над словосочетанием очень сложным является уяснение видов подчинительной связи. В учебнике 8 класса не рассматривается такая связь как неполное согласование, связь в сочетаниях типа два дня (сильное управление, главное слово два) и двух дней (согласование, главное слово дней), его книга (примыкание), хотя словосочетания типичные и могут вызвать вопросы.

При работе над словосочетанием можно использовать следующие методические приёмы:

а) наблюдение над языковым материалом (имеется в виду речь окружающих, язык художественных произведений, научной и учебной литературы, сравнение и сопоставление различных звуковых конструкций по их содержанию, составу компонентов, грамматических связей внутри предложения и словосочетания;

б) синтаксический разбор, проводимый с разными целями на разных этапах обучения и в разной форме;

в) работа над усвоением определений, терминов, правил классификациями изучаемых явлений и т.п.

Для определения вида подчинительной связи в словосочетании можно использовать следующий алгоритм:

1.Найдите главное и зависимое слово в словосочетании. Установите, чем они выражены.

2.Зависимое слово неизменяемое?

Нет Да

(примыкание)

3.Зависимое слово изменяется при изменении главного?

Нет Да

(управление) (согласование)

Должно чётко прозвучать, что в основе подчинительной связи лежит морфологическая природа зависимого компонента!

Работа над простым предложением начинается с типов простого предложения по цели высказывания. Обратите, пожалуйста, внимание на формулировку вопросительного предложения:«..содержит в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ» (с.94), как же быть с риторическим вопросом, который не требует ответа.

При работе над членами предложения наиболее сложным является изучение вопроса о сказуемом. Так, очень часто форму будущего времени глагола ученики принимают за составное глагольное сказуемое (буду читать – прочитаю). Нужно обязательно провести соответствующее упражнение и обратить их внимание на этот факт.

Конечно, самым сложным является вопрос о составном сказуемом. Так, при изучении составного глагольного сказуемого лучше говорить о вспомогательном компоненте и инфинитиве, а не о вспомогательном глаголе, тем более что в виде примечания говорится о том, что вспомогательный компонент может быть выражен не только глаголом с модальным и фазисным значением, но и прилагательными типа рад, горазд, намерен и др.

Нигде в учебнике не фиксируется внимание на инфинитиве. Поэтому при разборе простого глагольного сказуемого и способов его выражения нужно сказать, что один из способов выражения является выражение инфинитивом (Охранять природу – значит охранять Родину).

В теме «Составное глагольное сказуемое» нужно подчеркнуть, что инфинитив не всегда входит в состав сказуемого, нельзя путать со случаями объектных и целевых инфинитивов, определений (в упр. 190 на стр. 125, где речь идёт о способах выражения дополнения, говорится о способе выражения инфинитивом (Я велел ямщику ехать домой). Но когда речь идёт о способах выражения обстоятельства цели, то инфинитив не упоминается (Поехал учиться). При глаголах движения инфинитив обычно является обстоятельством цели.

Если глагол в неопределённой форме относится к существительному (вопрос какой?), то как член предложения он является определением (Я давал себе обещание помочь этим людям).

Как я уже говорила ранее, такое внимание к инфинитиву обязательно, т.к. задания на разграничение функции инфинитива есть в тестах:

Инфинитив является частью сказуемого в предложениях:

1)Приказ выступать назавтра обрадовал моих спутников.

2)На первый план выходит стремление выразить поэтическую индивидуальность автора.

3)Читатель начинает сравнивать. +

4)Поэт стремился указать на иное, истинное и глубокое мироощущение. +

5)Человек может сознательно радоваться произведениям искусства. +

В разговоре о сказуемом обязательно нужно подчеркнуть, что лексическое значение, выражаемое инфинитивом в составном глагольном сказуемом и именной частью в составном именном сказуемом, является основным.

При работе над второстепенными членами предложения (определениями, дополнениями, обстоятельствами, приложениями) обязательно следует упомянуть о синкретичных членах предложения. Ведь это основная трудность при работе над второстепенными членами. Неясность имеет место в тех случаях, когда к одному и тому же слову можно поставить разные вопросы, что и даёт повод относить такой член предложения сразу в два разряда (был у товарища – где? или у кого?; бросился в воду – куда? или во что?):

а)обстоятельства и дополнения: Вода течёт из трубы. Мяч закатился под кровать. В саду мы сидели на траве.

б)определения и дополнения: Мастер дал в нашем клубе сеанс одновременной игры. Кошелёк с пятью рублями (тв. с предлогом с) был найден нашей ученицей на дороге. Книга Васи пролежала у меня целый месяц (род. без предлога при имени).

В качестве вспомогательных приёмов, облегчающих в подобных случаях определение члена предложения, иногда можно использовать такие:

1) сопоставление сочетания существительного с существительным в родительном падеже и сочетания существительного с соответствующим прилагательным: берега реки – речные берега, книга Васи – Васина книга;

2)когда существительное в родительном падеже относится к отглагольному существительному (открытие Америки, добывание огня), предпочтение следует отдавать вопросу дополнения, а существительное в род. падеже – дополнением;

3)когда к существительному можно поставить и вопрос обстоятельства, и вопрос дополнения, но последний оказывается менее подходящим, более искусственным, преимущество следует отдать первому, и такой член предложения следует считать обстоятельством. Например, в предложении Я ехал по дороге выделенные слова скорее указывают на место, по которому ехал говорящий, чем на то, по чему он ехал.

Надо обратить внимание также на то, что при дополнении, выраженном существительным, вопросы падежные и вопросы к нему как к члену предложения всегда совпадают, чего нельзя сказать об обстоятельствах. Больше того: при обстоятельстве, выраженном существительным, вопрос падежа к нему обычно не совпадает с вопросом к нему как к члену предложения. Так, например:

1. Я ехал (куда?) в лес (падежный вопрос во что?). 2. Я охотился (где?) в лесу (падежный вопрос в чём?).

Мы видим, что к выделенным словам вопросы дополнения можно поставить только с большой натяжкой. Вопросы же обстоятельства являются естественными, а, значит, и определяют член предложения.

Односоставные предложения с главным членом сказуемым. Эта тема является наиболее сложной. Даже лучшие ученики не владеют типологией односоставных предложений.

В школьном учебнике 8 класса выделяют только определённо-личные, неопределённо-личные и безличные предложения. Тип обобщённо-личных не выделяется. Главная трудность, чтобы ученики запомнили, чем выражен главный член в каждом из типов односоставных предложений. При объяснении материала о безличных предложениях следует проводить сопоставление односоставного предложения и двусоставного, анализ структуры и значения этих предложений: Сильный ветер снёс крышу и Сильным ветром снесло крышу.

К сожалению, большой пробел наблюдается в работе с полными и неполными предложениями. Отсутствуют сведения о данном типе предложений, когда речь идёт о типологии простых предложений. Определение полных и неполных предложений дано в разделе «Диалогическое единство», который предшествует разделу «Предложение». Речь о неполных предложениях идёт также на странице 163-164, но уже без определения. Обязательно следует подчеркнуть, что односоставное предложение не значит неполное, отметить отличия неполных и односоставных предложений.

Вообще различение полных и неполных предложений является для школьников делом непростым. Это связано с разнообразием случаев опущения в предложении различных членов предложения: ведь в одних случаях опускается подлежащее, в других – сказуемое, в третьих – второстепенные члены предложения, в четвёртых – ряд членов предложения. В последнем случае опущенными могут оказаться подлежащее и сказуемое или сказуемое и второстепенные члены и т.д.

Все типичные, наиболее часто встречающиеся в нашей речи варианты неполных предложений в сопоставлении с их полными представлены в следующей таблице.

Полные и неполные предложения
Полные Где вы разместили тракторы? Прибыли новые запасные части? Всё ли у вас готово к севу? Сколько сеялок отремонтировано? Агроном отправился в поле, На дворе уже совсем стемнело? Неполные - Вдоль лесной опушки. - Прибыли. - Все. - Двенадцать механик – в РТС. -Совсем. Дороги не видно.

В теме «Обособленные члены предложения» нужно, чтобы учащиеся умели чётко определять синтаксическую функцию обособленных членов предложения. Наблюдаются ошибки вплоть до смешения причастных и деепричастных оборотов.

Следует сказать, что во вступительных тестах очень много случаев, когда наблюдается необособление, например, деепричастия или оборота при переходе в деепричастие или при особой слитности с глаголом-сказуемым.

В 9 классе изучают сложное предложение. В учебнике при рассмотрении сложносочиненных предложений называются только соединительные, разделительные и противительные союзы (хотя уже в 8 классе при характеристике однородных членов предложения называются градационные союзы (как…так и, не только…но и, если не… то, хотя и …но, не столько …сколько, не то что…а, не то чтобы …а.

Чтобы предупредить ошибки учеников при характеристике сочинительных союзов по значению, следует указать на то, что среди сочинительных союзов есть союзы-омонимы (союз да – соединительный, в значении и, и союз да - противительный, употребляющийся в значении но) и союзы-синонимы (противительные союзы да, но и зато).

Имея в виду эти значения, полезно провести упражнения, состоящие в замене одних союзов другими; указать при этом, возможна ли замена одного союза другим, например, в таких случаях:

1.Вдали поле горит огнём да река блестит и сверкает на солнце (да=и).

2.С горшками шёл обоз, и надобно с крутой горы спускаться (и=да).

3.Все про очки мне лишь налгали, а проку на волос в них нет (а=но).

При рассмотрении сложноподчинённых предложений очень важным является вопрос о разграничении союзов и союзных слов. Примеры для сопоставления предложений с союзными словами и подчинительными союзами:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: