Который Холм, на котором я находился, опускался
вдруг отвесным обрывом.
Кто Кто в беде покинул друга, сам узнает горечь бед.
Что Было хорошо известно, что должен делать каждый.
Где Уж проходят караваны через те скалы, где носились
лишь туманы да цари-орлы.
Подчинительные союзы
Чтобы, так что, если, когда, хотя
Надо стремиться к тому, чтобы каждый день узнавать что-то новое. Ярко светило солнце, так что всё разнообразие горных тонов исчезло. Если завтра будет такая же погода, то я с утренним поездом поеду в город. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. Хотя услуга нам при нужде дорога, но за неё не всяк умеет взяться.
Как известно, одни и те же слова могут выступать как союзы и как союзные слова. С целью сопоставления можно использовать таблицу:
Подчинительные союзы Союзные слова
Я знал, что ты справишься Я знаю, что было сказано тебе
с этим делом. начальником.
Я оттуда, где струится Перед нами стелется равнина, где
Тихий Дон, краса степей. ели изредка взошли.
При работе над сложными синтаксическими конструкциями в первую очередь ученики узнают, что в одном сложном предложении могут встречаться и сочинительная, и подчинительная, и бессоюзная связь, что такими конструкциями выражаются более сложные мысли, что в сложных синтаксических конструкциях имеет место такое употребление знаков препинания и их сочетаний, с каким учащиеся еще не встречались ранее. Это, например, некоторые случаи употребления точки с запятой, сочетания тире и запятой и т.д.