Система работы по развитию речи

На обучение связной речи программой отводится пятая часть времени, отпущенного на курс русского языка.

Содержание работы по развитию связной устной и письменной речи складывается из системы речеведческих понятий и системы коммуникативных умений и навыков. Из речеведческих понятий учащиеся должны усвоить: в 5 классе – текст, его структура, средства связи; тема (широкая и узкая) и основная мысль текста; стили речи (разговорный, научный, художественный); типы речи (повествование, описание, рассуждение); в 6 классе – виды связи в тексте, официально-деловой стиль; в 7 классе – публицистический стиль речи. Восьмиклассники получают представления о внутренней и внешней форме текста. В курсе 9 класса все сведения по теории текстообразования повторяются на более высоком уровне, а в курсе 10 класса – обобщаются и систематизируются. См. Литвинко Ф.М. Текст: содержание обучения в школе // РЯиЛ, №1, 2002 год (виды связи в тексте – тестирование!).

Данные речеведческие сведения дают создают основу для формирования коммуникативных умений и навыков.

Основные коммуникативные умения, которыми должны овладеть учащиеся: в 5 классе раскрывать тему и основную мысль текста, составлять простой план текста; определять разговорный, художественный и научный стили текста; подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (предметов, животных и человека) и рассуждения; создавать в устной и письменной форме связные высказывания (повествование, описание, рассуждение); использовать в сочинениях языковые средства, характерные для разговорного, художественного и научного стилей речи; совершенствовать содержание и языковое оформление текста; уметь писать сочинения-описания, сочинения-рассуждения, сочинения по картине и т.д. Учащиеся должны уметь собирать и систематизировать материал для любого из перечисленных типов высказываний.

В последующих классах работа по развитию устной и письменной связной речи усложняется за счёт изменения тематики, жанров и стилей сочинений, введения при написании изложений дополнительных грамматических заданий (изложение от 1-го и 3-го лица, изложение с сохранением изучаемых морфологических средств и т.д.). Требуются и новые умения: создавать различные по типу композиции тексты художественного, научного и публицистического стилей; подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения, природы, внешности человека, процессов труда и др.

Некоторые из перечисленных умений используются при создании текста любого типа речи и стиля. Это умения отбирать и систематизировать материал, аргументированно раскрывать тему высказывания, подчинять высказывание основной мысли, организовывать материал в композиционно законченный текст, правильно, точно, уместно, использовать языковые средства.

Формирование умений, с помощью которых создаются повествования, описания, рассуждения, происходит на основе усвоения речеведческих понятий при выполнении коммуникативных упражнений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: