Связь МПРЯ с другими науками

Самостоятельно

1. Из методического наследия (Баринова Е.А., Мурина Л.А.) – конспект.

2. Виды разбора на уроках русского языка по книге Бабайцевой «Виды разбора на уроках русского языка» или по учебникам 5 – 8 класса – контрольная работа.

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ (2 ч.)

1.Методика преподавания русского языка как наука, её предмет и задачи.

2.Связь МПРЯ с другими науками.

3.Принципы методики преподавания русского языка.

4.Методы исследования в методике русского языка.

5.Из методического наследия.

Методика преподавания русского языка как наука, её предмет и задачи.

Методика преподавания русского языка – это педагогическая наука, которая: 1) определяет цели и структуру учебного предмета;

2) изучает и описывает наиболее эффективные и рациональные методы и приёмы по русскому языку;

3)исследует условия и пути усвоения определённого круга знаний.

МПРЯ одновременно является прикладной, практической отраслью педагогики и в то же время имеет теоретическую часть; практические решения опираются на познанные закономерности формирования грамматических понятий, овладения речью, усвоения письма и орфографии, навыков чтения, интонации, на изученные трудности и ошибки учащихся.

Методика имеет свой объект, предмет изучения – обучение русскому языку, которое включает: а) содержание обучения, языковой материал, который изучается и должен быть усвоен, языковые умения. Которые должны быть усвоены; б) деятельность учителя по подаче и отбору языкового материала, по выявлению знаний и умений; в) деятельность учащихся по усвоению знаний, выработка умений и навыков.

МПРЯ включает четыре задачи:

- зачем изучать: определение целей и задач обучения русскому языку;

- чему учить: определение содержания обучения; обоснование и составление программы и учебников, различных пособий;

- как учить: разработка методов и приёмов обучения; конструирование уроков;

- как контролировать усвоенное: определение критериев оценки, методов контроля.

Связь МПРЯ с другими науками.

Особенностью МПРЯ как науки является опора на результаты ряда наук: языкознания, психологии, философии, логики, педагогики.

Философия обеспечивает методологические основы методики, понимание целей и задач обучения языку. Так, вам хорошо известно о связи языка и сознания, языка и мышления. Мысль человека материализуется в языковых формах, в речи; строя свою речь школьник формирует свою мысль через языковые конструкции. Овладевая десятками тысяч слов, он развивает мышление.

Обучение языку формирует мировоззрение школьников, включает их в сознательную жизнь, даёт им самое совершенное средство познавательной деятельности. Изучение языка развивает интеллект и должно быть опережающим по отношению к другим учебным предметам.

Методика тесно связана с психологией, опирается на неё в изучении процессов восприятия учебного материала по русск. языку, его запоминания, воспроизведения, в развитии мышления школьников и их речи. В методике разрабатываются проблемы, в основе которых лежит психологический феномен: - формирование умений и навыков правописания;

- усвоение языковых понятий;

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- развитие их познавательных интересов.

Понятия знания, умения, навыки и развитие, широко используемые в методике взяты из психологии.

С т. зр. Психологии овладение языком – это одна из граней формирования личности.

В методике используются данные о возрастных возможностях усвоения знаний и умений, а также данные о допустимых усвоенных нагрузках.

Многие психологи-исследователи занимаются непосредственным изучением процессов усвоения школьниками родного языка: орфографией и пунктуацией – Д.Н. Богоявленский, Г.Г. Граник; развитием речи учащихся – Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев.

В последние десятилетия в методике р. яз. стали использоваться психологические материалы по управлению умственной деятельности учащихся; всё более актуальной становится проблема психологии общения школьника с компьютером.

Связь методики с педагогикой проходит по нескольким линиям.

Первая – это применение общедидактических принципов в методике русского языка. Так, в методике безусловно реализуется воспитывающий принцип (общедидактический): через развитие логического мышления, через воспитание любви к русскому языку, через формирование самосознания (самовыражение в сочинении).

Вторая линия – методы обучения. Например, репродуктивные, поисковые, проблемные методы в методике русского языка получают своеобразные черты.

В третьих, многие педагогические понятия и термины используются в методике: цели обучения, воспитывающее обучение, межпредметные связи, урок, учебник и др.

И конечно же важнейшая роль в связях методики принадлежит языкознанию.

В методике русского языка учитывается природа русского языка: социальная функция, связь с сознанием, уровни (фонетический, лекс., морфемный, словообр., морфологич., синтаксич., уровень текста), а также специфика его разделов.

Язык – система, и изучение его в школе должно носить системный характер, т.е. все уровни и разделы должны изучаться во взаимосвязи и взаимодействии: работа над грамматическим значением требует его фонетического и словообразовательного анализа, точного понимания л. з., сочетаемости с другими словами. Такой подход обеспечивает усвоение языка как единой функционирующей системы.

Связь методики с языкознанием носит, в первую очередь, интегративный характер, когда исходным моментом является модель «языковой личности», а в конце мы имеем выпускника СШ с его теоретическими познаниями о языке, с его речевыми умениями и навыками. И методика как наука несёт ответственность за недостатки в реализации этой модели.

Во-вторых, связь методики и языкознания носит дифференцированный характер. Т.е. методика связана не только с такими разделами языкознания как фонетика, фонология, орфоэпия, лексикология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, но и с теорией речевой деятельности. Это направление обеспечивает методические основы речевого развития школьников: их речи – устной и письменной, восприятия чужой речи. Совр. методика сочинения в значительной степени строится на теории типов текста и синтаксисе текста, новом, молодом научно-лингвистическом направлении.

Для успешного развития методики р. яз. необходимы связи и с теорией дикции, стилистикой, риторикой. Теорией литературных жанров, поэтикой, логикой, теорией сценич. речи.

Методика не может обойтись без опоры на историю рус. яз. (историческую грамматику и фонетику), а также на диалектологию. Н-р, диалектология нужна в той части методики, где рассм. методы и приёмы работы над культурой речи, над усвоением норм русского литературного языка.

Что касается Белоруссии, то в условиях близкородственного рус.-бел. Билингвизма каждый раздел методики должен чётко определить те моменты, когда родной язык может помочь в усвоении близкородственного русского языка, когда может проявиться отрицательное влияние интерференции. Необходимо также учитывать, что эти моменты сильнее проявляются в сельских школах, где гораздо большее влияние имеет бел. яз., чем в городе.

За последние десятилетия в методике рус. языка стали использоваться новые развивающиеся лингвистические теории: фонемная теория орфографии, синтаксис целого текста, теория типов текста, теория словообразования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: