Самостоятельно
1. Из методического наследия (Баринова Е.А., Мурина Л.А.) – конспект.
2. Виды разбора на уроках русского языка по книге Бабайцевой «Виды разбора на уроках русского языка» или по учебникам 5 – 8 класса – контрольная работа.
ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ (2 ч.)
1.Методика преподавания русского языка как наука, её предмет и задачи.
2.Связь МПРЯ с другими науками.
3.Принципы методики преподавания русского языка.
4.Методы исследования в методике русского языка.
5.Из методического наследия.
Методика преподавания русского языка как наука, её предмет и задачи.
Методика преподавания русского языка – это педагогическая наука, которая: 1) определяет цели и структуру учебного предмета;
2) изучает и описывает наиболее эффективные и рациональные методы и приёмы по русскому языку;
3)исследует условия и пути усвоения определённого круга знаний.
МПРЯ одновременно является прикладной, практической отраслью педагогики и в то же время имеет теоретическую часть; практические решения опираются на познанные закономерности формирования грамматических понятий, овладения речью, усвоения письма и орфографии, навыков чтения, интонации, на изученные трудности и ошибки учащихся.
Методика имеет свой объект, предмет изучения – обучение русскому языку, которое включает: а) содержание обучения, языковой материал, который изучается и должен быть усвоен, языковые умения. Которые должны быть усвоены; б) деятельность учителя по подаче и отбору языкового материала, по выявлению знаний и умений; в) деятельность учащихся по усвоению знаний, выработка умений и навыков.
МПРЯ включает четыре задачи:
- зачем изучать: определение целей и задач обучения русскому языку;
- чему учить: определение содержания обучения; обоснование и составление программы и учебников, различных пособий;
- как учить: разработка методов и приёмов обучения; конструирование уроков;
- как контролировать усвоенное: определение критериев оценки, методов контроля.
Связь МПРЯ с другими науками.
Особенностью МПРЯ как науки является опора на результаты ряда наук: языкознания, психологии, философии, логики, педагогики.
Философия обеспечивает методологические основы методики, понимание целей и задач обучения языку. Так, вам хорошо известно о связи языка и сознания, языка и мышления. Мысль человека материализуется в языковых формах, в речи; строя свою речь школьник формирует свою мысль через языковые конструкции. Овладевая десятками тысяч слов, он развивает мышление.
Обучение языку формирует мировоззрение школьников, включает их в сознательную жизнь, даёт им самое совершенное средство познавательной деятельности. Изучение языка развивает интеллект и должно быть опережающим по отношению к другим учебным предметам.
Методика тесно связана с психологией, опирается на неё в изучении процессов восприятия учебного материала по русск. языку, его запоминания, воспроизведения, в развитии мышления школьников и их речи. В методике разрабатываются проблемы, в основе которых лежит психологический феномен: - формирование умений и навыков правописания;
- усвоение языковых понятий;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- развитие их познавательных интересов.
Понятия знания, умения, навыки и развитие, широко используемые в методике взяты из психологии.
С т. зр. Психологии овладение языком – это одна из граней формирования личности.
В методике используются данные о возрастных возможностях усвоения знаний и умений, а также данные о допустимых усвоенных нагрузках.
Многие психологи-исследователи занимаются непосредственным изучением процессов усвоения школьниками родного языка: орфографией и пунктуацией – Д.Н. Богоявленский, Г.Г. Граник; развитием речи учащихся – Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев.
В последние десятилетия в методике р. яз. стали использоваться психологические материалы по управлению умственной деятельности учащихся; всё более актуальной становится проблема психологии общения школьника с компьютером.
Связь методики с педагогикой проходит по нескольким линиям.
Первая – это применение общедидактических принципов в методике русского языка. Так, в методике безусловно реализуется воспитывающий принцип (общедидактический): через развитие логического мышления, через воспитание любви к русскому языку, через формирование самосознания (самовыражение в сочинении).
Вторая линия – методы обучения. Например, репродуктивные, поисковые, проблемные методы в методике русского языка получают своеобразные черты.
В третьих, многие педагогические понятия и термины используются в методике: цели обучения, воспитывающее обучение, межпредметные связи, урок, учебник и др.
И конечно же важнейшая роль в связях методики принадлежит языкознанию.
В методике русского языка учитывается природа русского языка: социальная функция, связь с сознанием, уровни (фонетический, лекс., морфемный, словообр., морфологич., синтаксич., уровень текста), а также специфика его разделов.
Язык – система, и изучение его в школе должно носить системный характер, т.е. все уровни и разделы должны изучаться во взаимосвязи и взаимодействии: работа над грамматическим значением требует его фонетического и словообразовательного анализа, точного понимания л. з., сочетаемости с другими словами. Такой подход обеспечивает усвоение языка как единой функционирующей системы.
Связь методики с языкознанием носит, в первую очередь, интегративный характер, когда исходным моментом является модель «языковой личности», а в конце мы имеем выпускника СШ с его теоретическими познаниями о языке, с его речевыми умениями и навыками. И методика как наука несёт ответственность за недостатки в реализации этой модели.
Во-вторых, связь методики и языкознания носит дифференцированный характер. Т.е. методика связана не только с такими разделами языкознания как фонетика, фонология, орфоэпия, лексикология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, но и с теорией речевой деятельности. Это направление обеспечивает методические основы речевого развития школьников: их речи – устной и письменной, восприятия чужой речи. Совр. методика сочинения в значительной степени строится на теории типов текста и синтаксисе текста, новом, молодом научно-лингвистическом направлении.
Для успешного развития методики р. яз. необходимы связи и с теорией дикции, стилистикой, риторикой. Теорией литературных жанров, поэтикой, логикой, теорией сценич. речи.
Методика не может обойтись без опоры на историю рус. яз. (историческую грамматику и фонетику), а также на диалектологию. Н-р, диалектология нужна в той части методики, где рассм. методы и приёмы работы над культурой речи, над усвоением норм русского литературного языка.
Что касается Белоруссии, то в условиях близкородственного рус.-бел. Билингвизма каждый раздел методики должен чётко определить те моменты, когда родной язык может помочь в усвоении близкородственного русского языка, когда может проявиться отрицательное влияние интерференции. Необходимо также учитывать, что эти моменты сильнее проявляются в сельских школах, где гораздо большее влияние имеет бел. яз., чем в городе.
За последние десятилетия в методике рус. языка стали использоваться новые развивающиеся лингвистические теории: фонемная теория орфографии, синтаксис целого текста, теория типов текста, теория словообразования.