Принципы методики преподавания русского языка

1)В МПРЯ выделяются общедидактические принципы:

- принцип единства воспитания и обучения;

- связи теории с практикой;

- наглядности, сознательности;

- активности;

- доступности и последовательности;

- коллективного характера обучения4

- учёта индивидуальных особенностей учащихся;

- прочности знаний.

2) Основные принципы МПРЯ тесно связаны с определением закономерностей процесса обучения рус. яз.:

- необходимость тренировать органы слуха и речи для совершенствования произносительных навыков формирует принцип внимания к материи языка, к физическому развитию органов речи;

- синхронное развитие лексич. И грамматич. навыков с параллельным развитием мыслительных навыков формирует принцип понимания языковых значений и синхронного развития лексич. и грамматич. навыков (срабатывает при подборе дидактического материала);

- эстетическое восприятие языка как искусства, его воспитательное воздействие на человека, на его чувства – принцип оценки выразительности речи, различение сообщающей и эстетической функций языковых знаков;

- в процессе обучения должно присутствовать языковое чутьё (неосознанное умение следовать нормам языка, речи) – принцип развития языкового чутья, чувствования языка;

- опережающее овладение устной речью по сравнению с письменной – принцип опережающего развития устной речи;

- опережающее обучение белорусскому языку – принцип опережающего обучения белорусскому языку.

4. Методы исследования в методике.

В методике достоверность выводов и надёжность рекомендаций обеспечивается методами исследования. К ним относятся:

1. Метод наблюдения: предполагает целенаправленное наблюдение над работой учащихся по рус. яз. на уроках, на внеклассных занятиях в школе

2. Изучение, анализ и обобщение опыта: предполагает анализ деятельности учителя, дидактического, в том числе и языкового материала, используемого на уроке, и т.д.

3. Метод индивидуальных бесед:… индивидуальную беседу с учащимися.

4. Анкетирование: позволяет произвести опрос большого количества уч-ся и учителей и сравнить отношение разных лиц к одному и тому же предмету.

5. Эксперимент по проверке доступности и эффективности новых программ, учебников, пособий, методов и приёмов обучения, типов уроков и т.д. Результаты эксперимента тщательно анализируются, делаются выводы.

Выделяют поисковый эксперимент, цель которого выявление проблем, поиск исходных позиций; формирующий – продолжительный, тщательно подготовленный, проводится в эксперимент. классах и школах. В результате происходит накопление обширного материала. Контрольный проводится с целью получения материала для оценки новой методики в виде контрольного среза. Срезы дают материал для анализа и статистической обработки.

6. Диагностика и прогнозирование. Методы, которые довольно часто используются учителями. На протяжении нескольких лет могут фиксироваться сведения о типичных орфографических ошибках учащихся в диктантах, сочинениях и изложениях. Затем производится сопоставление статистических материалов по годам, что позволяет получить представление о тенденциях роста (или снижения) грамотности учеников в целом или по отдельным типам орфограмм и пунктограмм. При снижении грамотности делаются соответствующие выводы и усиливается работа над правописанием определённого типа слов.

Проживая на территории Беларуси, мы можем прогнозировать те или иные ошибки, связанные с влиянием белорусского языка, и в связи с этим усилить работу по этим правилам.

7. Изучение методического наследия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: