Человек как индивид в системе биогенеза

Индивид – человек как носитель опреде­ленных биологических свойств,развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза.

Основная форма развития индивида – биогенез (онтогенез), результатом чего становится биологическая зрелость.

В понятии индивид зафиксирована п ринадлежность конкретного человека к человеческому роду.

Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т. е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Всеми этими чер­тами младенец человека отличается от детеныша животного.

Человека как индивида и его развитие в онтогенезе изучают – общая, дифференциальная, возрастная психологии, психофизиология, онтопсихофизиология.

Характеризуя индивида, Б. Г. Ананьев выделяет в его структуре два класса свойств, которыесоставляют самую непосредственную, феноменальную картину человеческого поведения в реальной жизни:

Возрастно-половы е – это все свойства индивида, в которых отражаются возрастные и половые особенности его развития. Выделение возрастно-половых свойств в качестве отдельного класса означает необходимость изучения конституциональных, неиродинамических и психодинамических свойств с учетом возраста и пола.

Индивидуально-типические – общесоматические или конституциональные свойства, нейродинамические свойства и билатеральные особенности.

К общесоматическим или конституциональным свойствам относят эндокринно-биохимические характеристики, общий тип метаболизма (обмена веществ в организме), морфологические структуры организма в целом (конституцию человека).

Нейродинамические свойства характеризуют особенности нервной системы, а билатеральные – функциональную геометрию тела в виде симметрии или асимметрии структурно-динамических характеристик организма и отдельных двигательных и сенсорных систем.

Возрастно-половые и индивидуально-типические свойства являются первичными, а их взаимодействие определяет динамику вторичных свойств.

Группа вторичных свойств представлена психофизиологическими функциями – сенсорные, мнемические, вербально-логические и т.п. и органическими потребностями.

В свою очередь высшая интеграция этих свойств представлена, с одной стороны, в темпераменте, а с другой – в задатках.

Следует подчеркнуть, что все свойства индивида входят в структуру личности. Поэтому невозможно составить психологический портрет личности, игнорируя ее индивидные характеристики.

Психофизиологические свойства индивида составляют основу ощущений и восприятия, представлений и воображения, памяти и внимания, мышления, эмоциональных переживаний, т. е. всего того, что составляет чувственную ткань психической деятельности человека, содержание его сознания.

Задатки и темперамент определяют диапазон темпа освоения и выполнения операций и способов действий. В свою очередь эмоциональные свойства темперамента, обусловливают диапазон энергетики мотивов, а вместе с этим и яркость, и изменчивость связанных с ними эмоциональных переживаний.

Иными словами задатки и темперамент определяют форму проявления личностных характеристик.

Индивидные свойства по отношению к личности и субъекту деятельности могут быть:

1. одним из условий их развития (например, задатки по отношению к способностям);

2. их частным содержан ием (например, ощущения, восприятие, представления, воображение, память, эмоции составляют чувственную сторону сознания);

3. механизмом функционирования (например, психофизиологические функции по отношению к действиям и операциям субъекта деятельности);

4. одним из факторов развития (например, темперамент по отношению к способностям и мотивам личности).

Функции индивидных свойств:

q Функция сохранения – индивидные свойства определяют диапазон динамических и энергетических показателей, ресурсные возможности человека.

q Функция изменения – индивидные свойства определяют темпы перехода от одного состояния к другому, от одной эмоции к другой, от одних операций, умений и навыков к другим, обеспечивая тем самым пластичность поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: