в медицинском образовательном учреждении
Методическое пособие
Кызыл 2012
ПРЕДИСЛОВИЕ
В современной системе высшего и среднего профессионального образования выполнение выпускной квалификационной работы является обязательной частью учебного плана подготовки специалистов по программам среднего профессионального образования повышенного уровня.
Выполнение выпускной квалификационной работы способствует систематизации, закреплению и совершенстованию полученных студентом знаний, профессиональных, учебно-исследовательских умений.
Предлагаемое пособие подготовлено в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников среднего медицинского образовательного учреждения, и предназначено для студентов выпускных групп, а также преподавателей Республиканского медицинского колледжа.
Пособие содержит информацию по организации, выполнению и защите выпускных квалификационных работ, что позволит студенту эффективно выполнить и защитить выпускную квалификационную работу.
|
|
I. Общие положения
1.1. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Госкомвуза России от 27.12.95 № 10, выполнение и защита выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) является формой Государственной итоговой аттестации выпускников, завершающих обучение профессиональной образовательной
подготовки среднего медицинского и фармацевтического работника.
1.2. При выполнении ВКР решаются следующие задачи:
- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний, применение их к конкретной задаче творческого характера;
- развитие и закрепление навыков самостоятельной работы, овладение методологией исследования;
- достижение единства мировоззренческой, методологической и профессиональной подготовки выпускника.
1.3. Тематика ВКР должна быть актуальной, проблемной, значимой для практического здравоохранения и соответствовать требованиям к образованности лиц, претендующих на получение диплома по специальностям 060501 «Сестринское дело», 060102 «Акушерское дело», 060301 «Фармация», 060101 «Лечебное дело».
1.4. Основными оценками качества и эффективности ВКР являются:
- актуальность темы исследования;
- соответствие содержания работы теме работы;
- разработанность методологических характеристик работы;
- глубина теоретического анализа проблемы;
- обоснованность практической части исследования;
|
|
- творческий и самостоятельный подход студента к решению задач,
поставленных в ВКР;
- эффект использования результатов в практическом здравоохранении;
- значимость и новизна результатов, полученных в ВКР.
1.5. Темы ВКР разрабатываются преподавателями колледжа по возможности совместно со специалистами других образовательных учреждений, организаций и рассматриваются соответствующими цикловыми комиссиями.
Руководитель ВКР назначается приказом директора колледжа.
Руководителями ВКР назначаются преподаватели отделений «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Фармация», имеющие достаточный опыт научной и педагогической работы. При необходимости наряду с руководителем может быть назначен консультант.
1.6. В течение октября студенты самоопределяются в темах исследований и научном руководстве. Закрепление за студентом темы, назначение научного руководителя оформляется приказом по колледжу, не позднее 1 ноября последнего года обучения.
Студентам предоставляется право выбора темы ВКР из числа рекомендуемых (приложение 10). Студент может предложить свою тему с необходимым обоснованием ее разработки. Тема и содержание ВКР могут быть развитием и продолжением ранее выполненных студентом курсовых работ.
Компоненты, определяющие выбор темы:
- актуальность (острота, назревшая потребность в решении);
- значимость для теории и практики (применимость для решения);
- перспективность (актуальность и значимость на обозримый период);
- проблемность (неочевидность решений, необходимость поиска в теории,
преодоление трудностей на практике).
1.8. После утверждения темы вместе с руководителем студент составляет задание на выполнение ВКР (приложение 2). Оно подписывается студентом, руководителем ВКР и утверждается заместителем директора по учебной работе. Задание составляется в двух экземплярах: первый выдается студенту, второй остается в учебной части и вместе с ВКР представляется к защите.
1.9. Изменение темы ВКР возможно директором колледжа не позднее середины семестра.
1.10. По выбранному направлению исследования руководитель ВКР разрабатывает ссовместно со студентом индивидуальный план подготовки и выполнения ВКО. В процессе работы по выбранному направлению исследования происходит окончательная формулировка темы ВКР.
1.11. Общее руководство и контроль за ходом выполнения ВКР осуществляют заместители директора по учебной работе, по научно-инновационной работе. Промежуточный контроль осуществляют заведующие отделениями, председатели ЦМК.
1.12. Основными функциями руководителей ВКР являются:
- руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения ВКР;
- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения ВКР (назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей ВКР);
- оказание помощи студенту в определении основных методологических характеристик работы, круга вопросов по изучению избранной темы, методов исследования, в составлении плана подготовки и плана выполнения работы, в подборе необходимой литературы);
- задания на ВКР выдаются студенту не позднее, чем за две недели до начала преддипломной практики;
- контроль за ходом выполнения ВКР;
- подготовка письменного отзыва на ВКР.1.13. Основной формой руководства ВКР служат систематические консультации руководителей. Консультации проводятся по расписанию,
утвержденному на заседании ЦМК. Количество консультаций и затрачиваемое на них время зависит от темы исследования, условий ее выполнения, индивидуальных возможностей студентов, проходить они должны не реже одного раза в две недели.
|
|
Руководители должны обеспечивать порядок выполнения ВКР согласно
приложению № 10.
1.14. ВКР в сброшюрованном виде и на электронном носителе должна быть сдана с письменным отзывом руководителя работы за 14 дней до защиты председателю ЦМК. Председатель ЦМК, по рекомендации руководителя работы, утверждает рецензента и сроки рецензирования.
Рецензентами могут быть высококвалифицированные специалисты как по проблеме ВКР, так и в соответствующей отрасли, работающие в учреждениях здравоохранения, в органах управления здравоохранением, в медицинских образовательных учреждениях. При этом предпочтение отдается специалистам тех учреждений и организаций, где студент проходит преддипломную практику.
В рецензии дается критическая оценка результатов исследования, обращается внимание на его актуальность и целесообразность, объем выполненного исследования, достоверность полученных результатов, правильность статистической обработки, оформление, язык и стиль изложения материала, выводов и предложений (Приложение 9).
Автор работы имеет право заблаговременно, до дня защиты, ознакомиться с отзывом рецензента для подготовки к защите.
Процедурой отправления ВКР на рецензирование занимается научный руководитель.
Внесение изменений в работу после получения рецензии не допускается.
1.15. По результатам предзащиты принимается решение ЦМК о возможности допуска выпускника к защите ВКР, на основании которого начальник отдела подготовки кадров готовит проект приказа по колледжу о допуске выпускника к защите ВКР на заседании государственной аттестационной комиссии.
1.16. Заместитель директора по научно-инновационной работе после ознакомления с рецензией, отзывом научного руководителя и решения ЦМК передает ВКР в Государственную аттестационную комиссию не позднее, чем за 5 дней до начала итоговой государственной аттестации.