Введение. Местное самоуправление, являясь самостоятельным уровнем публичной власти, стало неотъемлемым элементом механизма управления в Российской Федерации

Местное самоуправление, являясь самостоятельным уровнем публичной власти, стало неотъемлемым элементом механизма управления в Российской Федерации. Демократическое правовое государство немыслимо без местного самоуправления как особой формы осуществления народом своей власти. Большинство вопросов обеспечения жизнедеятельности населения наиболее эффективно решаются на местном уровне.

С начала 90-х годов XX века в России начался процесс реформирования управления на местах, продолжающийся и в настоящее время. Принятие Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» стало важнейшим шагом на пути формирования системы местного самоуправления.

По состоянию на 1 января 2010 года в Российской Федерации насчитывалось всего 23907 муниципальных образования, из них: 1829 муниципальных районов, 512 городских округов, 236 внутригородских территорий городов федерального значения, 1739 городских поселений, 19591 сельских поселений.

Муниципальное право является составной частью программы высшего юридического образования в вузах России. Данная дисциплина дает юристу знания о сущности местного самоуправления, его территориальных, организационных и экономических основах, о правовом статусе депутатов представительного органа муниципального образования, выборных должностных лиц и муниципальных служащих и др.

Наряду с теоретическим материалом, в пособии содержатся контрольные вопросы по каждой теме, вопросы к экзамену, обширный библиографический список, который ориентирует студента на более обстоятельное изучение заинтересовавших его тем.

Тема 1. Понятие муниципального права как отрасли права и науки

Понятие муниципального права и его особенности как комплексной отрасли права. В Российской Федерации власть осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Причем, если два первых уровня – это уровни осуществления государственной власти, то на местном уровне осуществляется публичная власть, по своей природе не являющаяся государственной. Муниципальное право, будучи самостоятельной отраслью права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления власти на местном уровне.

Предметом муниципального права являются общественные отношения, связанные с территориальной организацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования местной власти как специфического уровня власти.

Муниципальное право регулирует общественные отношения, возникающие:

- в процессе решения вопросов местного значения путем непосредственного выражения гражданами своей воли, в процессе деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, формированием и исполнением местного бюджета и иной деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, включая вопросы организации муниципальной службы;

- в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и в процессе организации и исполнения органами местного самоуправления правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации.

Эти общественные отношения имеют определенную специфику:

1) они имеют локально-территориальный характер (ст. 131 Конституции РФ); осуществляются в пределах города, поселка, станицы, района, округа;

2) в этих отношениях участвуют особые субъекты: муниципальное образование, население, сход граждан, органы местного самоуправления, граждане, депутаты представительных органов местного самоуправления в соответствии со своим статусом, органы территориального общественного самоуправления, объединения муниципальных образований, государственные органы и др.;

3) это комплексные отношения: местное самоуправление реализует функции во всех сферах жизни местного сообщества: экономической, бюджетной, социально-культурной и др. Но все эти отношения – это отношения местного уровня. Круг этих вопросов определяется федеральными законами и закрепляется в уставах муниципальных образований. Именно комплексный характер этих отношений и определяет комплексный характер муниципального права.

Поскольку муниципальное право регулирует отношения, складывающиеся и в публичной и в частной сфере, постольку оноиспользует синтез методов правового регулирования. Так как местное самоуправление является формой реализации власти, следовательно, в процессе осуществления власти складываются отношения субординации, то используется императивный метод правового регулирования. Но одновременно при реализации местного самоуправления складываются частноправовые отношения, поэтому используется диспозитивный метод.

Место муниципального права в системе права России. Местное самоуправление – это многоплановая сфера общественных отношений, регулируемая многими отраслями права: конституционным правом, административным правом, гражданским правом, финансовым правом и др. Однако среди этих отношений можно выделить отношения, регулируемые нормами именно муниципального права: территориальные и организационные основы местного самоуправления, порядок деятельности органов местного самоуправления, муниципальная служба, территориальное общественное самоуправление и др.

Большинство норм и институтов муниципального права являются нормами и институтами других отраслей права. Нормы гражданского, административного, налогового, бюджетного и других отраслей права, не меняя своей первичной отраслевой принадлежности, являются одновременно нормами и институтами муниципального права. Однако, муниципальные нормы, не меняя режима других отраслей, требуют учета особенностей субъектов муниципально-правовых отношений, например, особенностей правового положения муниципального образования как субъекта гражданско-правовых отношений. В то же время, муниципальное право включает в себя специфические правовые институты, не свойственные другим отраслям права, например, институт муниципальной службы, институт главы муниципального образования, институт территориального общественного самоуправления.

Поэтому муниципальное право выступает одновременно и как комплексное межотраслевое образование, включающее в себя нормы и институты других отраслей права и как обособленная по предмету правового регулирования часть российского права.

Как межкомплексное образование, муниципальное право – это совокупность норм, закрепляющих ценности, цели, исходные категории местного самоуправления, ориентирующих иные отрасли права на учет особенностей муниципальных образований и других субъектов местного самоуправления, обеспечивающих согласованное, непротиворечивое воздействие норм разных отраслей на отношения местного самоуправления.

Как обособленная часть российского права, муниципальное право – это совокупность норм, закрепляющих с помощью разнообразных методов правовое регулирование территориальной и организационной основы местного самоуправления, порядок деятельности органов местного самоуправления, органов территориального общественного самоуправления, положение депутатов представительного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Источники муниципального права. На природу и содержание источников муниципального права оказывает влияние:

1) комплексный характер муниципального права (совпадение источников муниципального права с источниками отраслей частного и публичного права);

2) высокий уровень юридической децентрализации (без активного развития нормотворческой деятельности на местном уровне невозможно было бы существование этой отрасли права).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: