Местное самоуправление в Российской Федерации

Местное самоуправление можно определить как особый способ, систему организации и деятельности населения, обеспечивающее само­стоятельное и под свою ответственность решение им непосредственно либо через выборные и другие органы местного самоуправления вопро­сов местного значения, исходя из интересов жителей данной территории с учетом исторических и иных местных традиций.

Территориальной основой организации местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ выступает территория городских, сель­ских поселений и других муниципальных образований, где с учетом исто­рических и иных местных традиций осуществляется местное самоуправ­ление.

К вопросам местного значения относится такой круг вопросов, кото­рые согласно Конституции РФ, федеральному законодательству и законода­тельству субъектов РФ, Уставам муниципальных образований относятся к проблемам непосредственного обеспечения жизнедеятельности местного сообщества, например, управление муниципальной собственностью; фор­мирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; охрана общественного порядка и т.д.

Субъектом местного самоуправления, согласно Конституцией РФ (ст. 130) являются только граждане России, постоянно проживающие на соответствующей территории, объединившиеся в самоуправляющиеся тер­риториальные единицы (муниципальные образования) в целях самостоятельного заведования, в пределах закрепленных и гарантированных Зако­ном дли них полномочий, под свою ответственность местными делами.

Конституционное право граждан РФ на местное самоуправление обеспечивается и гарантируется государством через осуществление следующих правомочий:

1) участия в выдвижении местных народных инициатив, подготовке и проведении местных референдумов, сходов (собраний), конференций и иных форм прямого волеизъявления по местожительству;

2) реализации права избирать и быть избранным в органы местно­го самоуправления;

3) возможности индивидуально и коллективно обращаться в орга­ны местного самоуправления и их должностным лицам с предложениями, заявлениями, жалобами.

Наконец, граждане РФ имеют право поступать и быть принятыми ни муниципальную службу; образовывать и участвовать в деятельности Органов территориального общественного самоуправления.

Формами организации местного самоуправления в РФ, посредством которых происходит осуществление полномочий, являются:

1) проведение местных референдумов, собраний (сходов), конфе­ренций и других форм непосредственной прямой демократии;

2) избрание выборных органов местного самоуправления;

3) формирование других органов местного самоуправления, наделенных полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящих в систему органов государственной власти.

В системе органов местного самоуправления можно выделить следующие виды органов местного самоуправления:

1) представительные органы местного самоуправления (муниципальная Дума, Собрание, Комитет и т.п.), избираемые гражданами городских, 1 г in. с к их поселений и иных муниципальных образований путем всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании, выража­ющие интересы населения и принимающие от его имени решения;

2) глава муниципального образования (мэр, староста и т.п.) избира­емый всеми гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного прямого избирательного Нрава при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления;

3) иные органы местного самоуправления, формируемые населе­нием, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значе­ния и не входящие в систему органов государственной власти;

4) местные референдумы для решения важнейших вопросов мест­ного значения;

5) собрание (сходы), местного значения, либо конференции по ме­стожительству, когда в соответствии с Законами субъектов РФ и Уставами муниципальных образований может быть предусмотрена возможность реализации ими полномочий представительных органов местного само­управления.

Местный референдум - это высшая форма проявления непосред­ственной (прямой) демократии граждан, проживающих на территории муниципального образования и обладающих активным избирательным правом, выражающаяся в голосовании по наиболее важным вопросам местной жизни.

В настоящее время, в соответствии с вступившими в силу Законами некоторых субъектов РФ, предусматривается, например, что на местный референдум могут быть вынесены, такие вопросы, как принятие положе­ния (Устава) о местном самоуправлении, досрочное прекращение полно­мочий представительного органа местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяются органами местного са­моуправления самостоятельно.

Решение, принятое на местном референдуме, не подлежат утверж­дению органами государственной власти, должностными лицами или орга­нами местного самоуправления. В случаях, если для его реализации тре­буется издание какого-либо нормативно-правового акта, то орган местно­го самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.

Значение муниципальных выборов состоит в том, что посредством выборов образуются представительные органы местного самоуправле­ния, через которые граждане главным образом осуществляют свое кон­ституционное право на местное самоуправление, а также получает свои полномочия глава местного самоуправления.

Конституция РФ содержит положение о том, что установление об­щих принципов организации местного самоуправления относится к со­вместному ведению РФ и субъектов РФ.

На основании данного положения Конституции РФ был принят федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации местного са­моуправления в РФ», послуживший основой для принятия соответствую­щих законов в субъектах Российской Федерации.

Кроме того, органам местного самоуправления предоставлено пра­во принимать на основании федерального закона, законов субъектов РФ Уставы муниципальных образований, отражающие особенности организации местного самоуправления, учитывающие исторические и иные за­конные традиции.

Полномочия местного самоуправления - это закрепленные федеральным законодательством, законами субъектов РФ и Уставами, а также нормативно-правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления за населением муниципальных образований права и обязанности, направленные на реализацию задач и функций местного самоуправления на соответствующей территории.

Полномочия местного самоуправления включают:

а) "собственные" полномочия, то есть, те, которые признаются за муниципальными образованиями государством и которые обеспечивают самостоятельное решение гражданами вопросов местного значения как управление муниципальной собственностью, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов, охрана общественного порядка;

б) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться в соответствии с законом органы местного самоуправления; причем в этих случаях делегирование органами государственной власти РФ и субъектов РФ таких полномочий должно осуществляться с одновремен­ной передачей органам местного самоуправления необходимых для их реализации материальных и финансовых средств.

Гарантиями, обеспечивающими организационную и материально-финансовую самостоятельность местного самоуправления, служат:

1) организационное обособление местного самоуправления от органов государственной власти;

2) закрепление права населения муниципальных образований са­мостоятельно определять структуру органов местного самоуправления и процедуру деятельности;

3) изменение границ территории муниципальных образований допускаеься только с учетом мнения населения соответствующих террито­рий;

4) запреты на ограничение прав местного самоуправления, закрепленных Конституцией РФ и другими законами;

5) судебная защита прав местного самоуправления;

6) право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти либо органами государственной власти субъекта федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: