Российской федерацией и её субъектами

Компетенция Российской Федерации - это полномочия по реше­нию вопросов, отнесенных Конституцией к её ведению. Она вытекает из суверенитета России, характеризуя её как государство суверенное. При помощи компетенции осуществляется разделение сфер деятельности меж­ду Российской Федерацией и её субъектами.

Конституция Российской Федерации разграничивает предметы ве­дения и полномочия между Российской Федерацией и её субъектами сле­дующим образом:

1) предметы ведения, где полномочия принадлежит исключительно органам государственной власти Российской Федерации (ст.71);

2)предметы ведения, в которых полномочия принадлежат совмест­но органам государственной власти Российской Федерации и её субъек­тов (ст. 72);

3) предметы ведения и полномочия органов государственной влас­ти субъектов Российской Федерации (ст.73).

Российская Федерация в лице своих органов государственной влас­ти обладает исключительными полномочиями в следующих сферах:

1. Государственное строительство:

- принятие и изменение Конституции Российской Федерации, феде­ральных законов, контроль за их исполнением;

- федеративное устройство и территория Российской Федерации;

- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданства в Российской Федерации, регулирование и защита прав наци­ональных меньшинств;

- установление системы федеральных органов государственной вла­сти, порядка их формирования, организации и деятельности;

- судопроизводство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессу­альное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия, помило­вание, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности;

- федеральное коллизионное право;

- федеральная государственная служба;

- федеральные награды и почетные звания Российской Федерации.

2. Экономико-социальная политика:

- федеральная государственная собственность и управление ею;

- правовые основы единого рынка, финансовое, валютное, кредит­ное, таможенное регулирование, денежная эмиссия;

- основы налоговой политики;

- федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы;

- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, феде­ральный транспорт и пути сообщения.

3. Внешние отношения и оборона:

- внешняя политика и межгосударственные отношения Российской Федерации;

- международные договоры Российской Федерации;

- внешнеэкономические связи Российской Федерации;

- вопросы войны и мира;

- оборона и безопасность.

К совместному ведению Российской Федерации и её субъектов от­носятся:

- обеспечение соответствия конституций, уставов и законов субъектом Российской Федерации федеральной Конституции и федеральными законами;

- защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, обществен­ной безопасности;

- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, йодными и другими природными ресурсами;

- разграничение государственной собственности;

- установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

- природопользование и охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрана памятников истории и культуры;

- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физи­ческой культуры и спорта;

- координация вопросов здравоохранения, защита семьи; материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;

- административное, жилищное законодательство, земельное, вод­ное, лесное законодательство; законодательство о недрах;

- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

- кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат;

- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов;

- установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

- координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации; выполнение международных догово­ров России.

Вне пределов полномочий Российской Федерации её субъекты об­ладают всей полнотой власти. Например, они самостоятельно принимают собственные конституции, уставы и законы, вносят в них изменения, фор­мируют органы государственной власти, утверждают бюджет, регулируют вопросы собственного административно-территориального устройства, а также организации и развития местного самоуправления. Субъекты феде­рации разрабатывают и исполняют свои социально-экономические и на­учно-технические программы, распоряжаются объектами собственности и своими финансовыми ресурсами.

Разграничение предметов ведения и полномочий между Российс­кой Федерацией и её субъектами выражает как общегосударственные ин­тересы, суверенитет России, так и интересы субъектов, обеспечивает един­ство и целостность Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: