Компетенция Российской Федерации - это полномочия по решению вопросов, отнесенных Конституцией к её ведению. Она вытекает из суверенитета России, характеризуя её как государство суверенное. При помощи компетенции осуществляется разделение сфер деятельности между Российской Федерацией и её субъектами.
Конституция Российской Федерации разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и её субъектами следующим образом:
1) предметы ведения, где полномочия принадлежит исключительно органам государственной власти Российской Федерации (ст.71);
2)предметы ведения, в которых полномочия принадлежат совместно органам государственной власти Российской Федерации и её субъектов (ст. 72);
3) предметы ведения и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.73).
Российская Федерация в лице своих органов государственной власти обладает исключительными полномочиями в следующих сферах:
1. Государственное строительство:
- принятие и изменение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, контроль за их исполнением;
- федеративное устройство и территория Российской Федерации;
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданства в Российской Федерации, регулирование и защита прав национальных меньшинств;
- установление системы федеральных органов государственной власти, порядка их формирования, организации и деятельности;
- судопроизводство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия, помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности;
- федеральное коллизионное право;
- федеральная государственная служба;
- федеральные награды и почетные звания Российской Федерации.
2. Экономико-социальная политика:
- федеральная государственная собственность и управление ею;
- правовые основы единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия;
- основы налоговой политики;
- федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы;
- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, федеральный транспорт и пути сообщения.
3. Внешние отношения и оборона:
- внешняя политика и межгосударственные отношения Российской Федерации;
- международные договоры Российской Федерации;
- внешнеэкономические связи Российской Федерации;
- вопросы войны и мира;
- оборона и безопасность.
К совместному ведению Российской Федерации и её субъектов относятся:
- обеспечение соответствия конституций, уставов и законов субъектом Российской Федерации федеральной Конституции и федеральными законами;
- защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, йодными и другими природными ресурсами;
- разграничение государственной собственности;
- установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
- природопользование и охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрана памятников истории и культуры;
- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
- координация вопросов здравоохранения, защита семьи; материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;
- административное, жилищное законодательство, земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах;
- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
- кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат;
- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов;
- установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
- координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации; выполнение международных договоров России.
Вне пределов полномочий Российской Федерации её субъекты обладают всей полнотой власти. Например, они самостоятельно принимают собственные конституции, уставы и законы, вносят в них изменения, формируют органы государственной власти, утверждают бюджет, регулируют вопросы собственного административно-территориального устройства, а также организации и развития местного самоуправления. Субъекты федерации разрабатывают и исполняют свои социально-экономические и научно-технические программы, распоряжаются объектами собственности и своими финансовыми ресурсами.
Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами выражает как общегосударственные интересы, суверенитет России, так и интересы субъектов, обеспечивает единство и целостность Российской Федерации.