Понятие федеративного устройства России

Как уже отмечалось, по форме территориальной организации вла­сти (государственное устройство) бывают федеративные и унитарные го­сударства. Федеративное государство - это сложное союзное государство с единой территорией и верховной властью.

Федеративное устройство России - это национально-территориаль­ная организация государственной власти. Её характеризует субъектный состав, формально-равное правовое положение субъектов, а также харак­тер их взаимоотношений с государством в целом.

Согласно Конституции нашего государства Российская Федерация - суверенное, федеративное государство, которое состоит из равноправ­ных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города фе­дерального значения, автономная область, автономные округа. Особен­ностью федеративного устройства России является совмещение двух прин­ципов: национального и территориального. Одна группа субъектов Рос­сийской Федерации (республики, автономная область и автономные ок­руга) образованы по национальному принципу, а другая группа (края, области, города федерального значения) - по территориальному принципу. Эта особенность отражает историю становления и развития федеративной России.

Федеративное устройство России основано на принципах, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

Первым принципом основной Закон нашей страны называет государственную целостность, которая составляет основу устройства России. Государственная целостность означает, что Россия - это единое федеративное государство, субъект международного права. В её составе находятся государственноподобные образования, которые не имеют права выхода из её состава. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию.

Как субъект международного права, Российская Федерация имеет и признаки самостоятельного государства: единую территорию, охватывающую территории всех субъектов, многонациональный народ и еди­ную верховную государственную власть.

Конституция России устанавливает, что гарантом её государствен­ник целостности, независимости является Президент Российской Федера­ции.

С государственной целостностью тесно связан принцип единства системы государственной власти. Это проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, верховенстве федеральных Конституции и законов. Полномочия федеральных органов государственной власти распространяется на всю территорию Российской Федерации.

Система государственной власти в нашей стране достаточно слож­на. Субъекты федерации обладают широкими самостоятельными права­ми и осуществлении государственной власти. Вне пределов исключитель­ного владения России и совместного ведения они реализуют собственную государственную власть. Однако при этом они обязаны признавать конституционные разграничения компетенций между федерацией и субъектами федерации.

Субъекты федерации имеют право самостоятельно устанавливать свои органы государственной власти. Организация их должна соответствовать основам конституционного строя России. Это обеспечивает единство системы органов государственной власти России. Особенно боль­шие значение для этого имеет то, что федеральные органы исполнитель­ной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации обра­зуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Важной гарантией единства системы государственной власти состоит в том, что Президент России обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Важным конституционным принципом является разграничение пред­метов ведения и полномочий между органами государственной власти Рос­сийской Федерации и органами государственной власти её субъектов. Соглас­но ему определены: 1) предметы исключительного ведения Российской Феде­рации (ст.71 Конституции). Эти вопросы могут решать только федеральные органы власти; 2) предметы совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (ст.72 Конституции). Правовые акты субъектов федерации должны соответствовать федеральным законам по предметам совместного ведения; 3) предметы исключительного ведения субъектов Российской Федерации. Они федеральной Конституции не установлены (ст.73 Конституции).

В пределах собственного исключительного ведения субъекты феде­рации осуществляют самостоятельное регулирование, сами решают вопро­сы государственной и общественной жизни. По предметам же исключи­тельного ведения Российской Федерации принимаются федеральные зако­ны, которые действуют на всей территории России. По предметам совмест­ного ведения Российской Федерации и её субъектов принимаются также федеральные законы, а субъекты федерации должны принимать свои зако­ны и иные нормативные акты, соответствующие федеральным.

Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам исключительного ведения Российской Федерации и по вопросам совместного ведения. В случае же противоречия между ними, действует федеральный закон. В то же время в случае противоречия между федераль­ным законом и нормативным актом субъекта федерации, принятым в пре­делах исключительного ведения субъекта федерации, действует норматив­ный акт последнего. Таким образом, предметы ведения и полномочия фе­дерации и её субъектов строго разграничены и они не должны нарушаться. Споры по этим вопросам разрешаются Конституционным Судом РФ.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов осуществ­ляется не только на основе Конституции, но и Федеративных договоров, а также иных договоров о разграничении предметов ведения и полномо­чий, заключенных между федеральными органами государственной влас­ти и. органами государственной власти субъекта Федерации. Они не долж­ны противоречить Конституции Российской Федерации, в противном слу­чае действуют конституционные нормы.

Многонациональным характером Российского государства опре­деляется конституционное закрепление принципа равноправия и самооп­ределения народов в Российской Федерации. Это вытекает непосредственно из преамбулы (вступительной статьи) Конституции России.

Многие зарубежные федерации построены не по национальному принципу, а на чисто территориальной основе (например, Германия, США, Австрия, Австралия). Но имеются и федерации, основанные на националь­ном принципе (например, Индия, Бельгия, Канада). Российский федерализм также рассматривается как способ разрешения национального вопроса.

Национально-государственные образования являются разнообраз­ными формами национальной государственности как формы осуществ­ления (реализации) права наций на самоопределение в Российской Феде­рации.

Равноправие народов России выражается в их равных правах на национально-культурное развитие и сохранение своей самобытности. Рос­сийское государство гарантирует всем своим народам право на сохране­ние и развитие своего языка, культуры, создания условий для обучения в национальных школах. Всем россиянам гарантируются равные права и свободы независимо от расы, национальности и языка.

Согласно Конституции, каждый имеет право на пользование родным «зыком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и твор­чества (ст.26). Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык, но национальные республики имеют гтраво устанавливать свой официальный язык общения. Он употребляется наряду с государственным языком Российской Федерации в органах госу­дарственной власти и местного самоуправления (ст.68 Конституции).

Применительно к малочисленным народам Конституция гаранти­рует их права в соответствии с общепризнанными принципами и норма­ми международного права и международными договорами Российской Федерации (ст.69).

Все нации и народности, населяющие Россию, в том числе и рус­ский народ, исторически самоопределились в одном крупном многона­циональном государстве - Российской Федерации. Она есть государствен­ная форма самоопределения всего многонационального народа России.

Равноправие субъектов Российской Федерации - важный принцип устройства, получивший свое закрепление в Конституции (ст.5). Согласно ей во взаимоотношениях с федеральными органами государственной вла­сти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Оно появляется: 1) в равенстве конституционных прав и обязанностей всех субъектов федерации;

2) в конституционно установленных равных предметах ведения и полномочий всех субъектов, в равной степени ограниченной компетенци­ей самой Российской Федерации;

3) в равном представительстве субъектов РФ в Совете Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: