Основные виды деятельности преподавателя вуза

Для приобретения и совершенствования необхо­димого профессионализма нужно детально знать структуру пе­дагогической деятельности и владеть связанной с ней системой практических умений и навыков. В работах Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина и А.И. Щербакова выделены следующие виды деятельности педагога:

• диагностическая;

• ориентационно-прогностическая;

• конструктивно-проектировочная;

• организаторская;

• информационно-объяснительная;

• коммуникативно-стимулирующая;

• аналитико-оценочная;

• исследовательско-творческая.

Рассмотрим сущность и практическое осуществление каж­дого из названных видов деятельности.

Диагностическая деятельность (от греч. diagnosis - рас­познавание, определение). Она связана с изучением студентов, установлением уровня их воспитанности и особенностей учебной деятельности и поведения. Хотя и несколько по дру­гому поводу, К.Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет вос­питывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это высказывание цели­ком можно отнести и к диагностической деятельности преподавателя.

Ориентационно-прогностическая деятельность (от греч. рro - вперед, gnosis - знание) выражается в умении преподавателя на основе знания особенностей и уровня воспитанности студента определять цели, задачи и направление предстоящей педагогической работы, т.е. то, чего конкретно нужно добиться, что нужно улучшить в их обучении и поведении.

Конструктивно-проектировочная деятельность. Сущ­ность ее состоит в том, что преподаватель, определив цели и задачи предстоящей педагогической работы, моделирует и де­тализирует содержание, формы и методы ее осуществления.

Организаторская деятельность направлена на вовлече­ние студентов в намеченную учебно-воспитательную работу, придание ей увлекательных форм, распределение обязаннос­тей между обучающимися и побуждение их к проявлению актив­ности.

Информационно-объяснительная деятельность. Ее боль­шое значение обусловливается тем, что и обучение, и воспита­ние фактически основаны на информационных процессах. Педа­гог в этом случае выступает для студентов не только как органи­затор обучения и воспитания, но и как источник знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей. Для этого ему необходимо хорошо владеть своей наукой, а также методами учебно-воспитательной работы, уметь логично, до­ступно и эмоционально излагать изучаемый материал.

Коммуникативно-стимулирующая деятельность связа­на с тем большим влиянием, которое оказывает на студентов умение преподавателя общаться, воздействовать на них своей лич­ностью, поддерживать с ними гуманно-доброжелательные от­ношения, вселять в них уверенность в успехе, проявлять забо­ту, душевную теплоту и искренность в сочетании с тактичной требовательностью. К.Д. Ушинский писал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности... Без личного непосредственного вли­яния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, про­никающее в характер, невозможно».

Аналитико-оценочная деятельность. Сущность ее за­ключается в постоянном анализе (на основе обратной связи) проводимой учебно-воспитательной работы, выявлении в ней положительных сторон и недочетов, в сравнении достигнутых результатов с теми целями и задачами, которые намечалось осуществить, что позволяет вносить необходимые коррективы в процесс обучения и воспитания.

Исследовательско-творческая деятельность. Она состо­ит в том, что применение педагогической теории само по себе требует от преподавателя известного творчества. Дело в том, что тео­ретические и методические идеи в педагогике отражают типич­ные учебно-воспитательные ситуации. Конкретные же условия обучения и воспитания слишком разнообразны, а иногда и не­повторимы. Например, общее теоретическое положение, ка­сающееся уважения студентов и требовательности к ним, в реальном учебно-воспитательном процессе имеет множество ме­тодических модификаций.

Научная деятельность, основное значение которой заключается в постоянном повышении уровня профессиональных знаний преподавателя, а значит и с повышением его авторитета в глазах коллег и студентов.

Всех вузовских преподавателей можно условно разделить на три группы:

1) с преобладанием педагогической направленности (примерно 2/5 от общего числа);

2) с преобладанием исследовательской направленности (примерно 1/5 от общего числа);

3) с одинаковой выраженностью педагогической и исследовательской направленности (чуть больше 1/3).

В целом, профессионализм преподавателя вуза в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее описать все многообразие ситуаций, решаемых педагогом в ходе работы со студентами, невозможно. Принимать решения приходится каждый раз в новой ситуации, своеобразной и быстро меняющейся. Поэтому одной из важнейших характеристик педагогической деятельности является ее творческий характер. Несомненно, одной из важнейших составляющих педагога должна быть его креативность, творческое отношение к работе.

Педагогическое творчество – процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.

Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей.

В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социальноценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Творческую личность отличает особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Креативность - способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. Е.С. Громов и В.А. Моляко [46] называют семь признаков креативности:

- оригинальность;

- эвристичность;

- фантазию;

- активность;

- концентрированность;

- четкость;

- чувствительность.

Педагогу-творцу присущи также такие качества как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая потребность в достижении, целеустремленность, широта ассоциаций, развитая профессиональная память.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: