Своеобразие и функции педагогической деятельности

Педагог выполняет определенные функции в обществе. Эти нормативно заданные функциональные определенности педагога в нашей культуре имеют тенденцию к упрощению, к сдвигу от собственно педагогической функции к функции трансляции культуры, передачи деятельности, т.е. к совершенно пассивной воспроизводящей деятельности. И это, конечно, плохо (для такой трансляции более подходящие средства – радио, телевидение и т.п.). Правда, у данного сдвига к сфере культуры есть некоторые основания. Педагог действительно является носителем культуры, но он также является (по крайней мере – должен) и живым образцом культуры. А это очень трудная задача: быть настоящим образцом культуры. И такое представление о педагоге наиболее выражено в авторитарной культуре (наиболее яркий ее образец – средние века). Соответственно и общение такого педагога оказывается в полной мере возможным только в авторитарном обществе. Современную культуру, особенно европейскую, называют «синкретической» или «коммуникативной»: в ней есть много образцов, способов жизни и идей человека, и поэтому основная ценность педагога состоит в умении организации диалога и понимания. Педагог теперь скорее не образец, а индивидуальность, личность, которая хочет, чтобы ее понял, и применяет все возможные средства для этого.

К особенностям педагогической деятельности также можно отнести следующие: педагог – посредник между обществом и конкретным человеком; деятельность педагога устремлена в будущее; педагог управляет самым сложным процессом – процессом формирования личности человека.

И. Кант: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать».

Основными функциями педагогической деятельности являются:

1. Обучающая функция.

2. Воспитывающая функция.

3. Развивающая функция.

4. Гностическая функция (функция познания).

5. Организаторская функция.

6. Стимулирующая функция.

7. Коммуникативная функция.

8. Оценочная функция.

9. Проектировочная функция.

10. Конструктивная функция.

Выделенные функции педагогической деятельности показывают ее разнообразие, многосторонность и сложность. Для осуществления такой деятельности необходимо, чтобы педагог обладал определенными знаниями, умениями, качествами и способностями, которые бы обеспечили ему продуктивность в ее выполнении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: