Методические рекомендации для преподавателя по проведению лекций

Тема 1 «Дидактика и методика преподавания экономики»

Цель: способствовать формированию теоретических знаний о сущности и значении образовательного процесса и принципах обучения.

Задачи:

- ответить на вопрос «Для чего человеку учиться»;

- раскрыть цели, законы и принципы дидактики;

- раскрыть особенности методики преподавания экономики;

- ознакомить студентов с методикой изложения экономических категорий.

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.

Методы обучения: мультимедийная лекция.

Студент должен знать:

до изучения темы – понятие и сущность образовательного процесса;

после изучения темы – основные категории дисциплины, значение и роль методологии преподавания в образовательном процессе.

Тема 2 «Теория обучения»

Цель: способствовать формированию теоретических знаний об основных парадигмах преподавания экономики.

Задачи:

- провести сравнительный анализ парадигм высшего образования;

- рассмотреть качества личности учащегося, проявляющиеся в ходе образовательного процесса;

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.

Методы обучения: мультимедийная лекция.
Студент должен знать:

до изучения темы – общие представления об учебном процессе;

после изучения темы – основные парадигмы высшего образования и уровни усвоения учебного материала.


Тема 3 «Современные методы обучения»

Цель: способствовать формированию теоретических и практических знаний о современных методах обучения.

Задачи:

- раскрыть сущность понятия «Метод обучения»;

- ознакомить с классификацией методов обучения;

- рассмотреть методы обучения в ретроспективе образовательного процесса Европы и России.

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.

Методы обучения: мультимедийная лекция

Студент должен знать:

до изучения темы – общие понятия о различных методах обучения;

после изучения темы – уметь систематизировать методы обучения по различным критериям.

Тема 4 «Прямое обучение. Лекция»

Цель: способствовать формированию теоретических и практических знаний о роли лекции в преподавании экономики.

Задачи:

- рассмотреть характеристику метода прямого обучения;

- изучить сущность, функции и виды лекций;

- раскрыть структуру лекции;

- выявить основные этапы в подготовке лекции;

- ознакомить студентов с вариантами чтения лекции.

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.

Методы обучения: лекция, мультимедийная лекция.
Студент должен знать:

до изучения темы – общие представлении о сущности лекции;

после изучения темы – позитивные и негативные стороны прямого обучения, условия полноценного лекционного общения.

Тема 5 «Исследование и моделирование в учебном процессе»

Цель: способствовать формированию теоретических и практических знаний о роли исследовании и моделировании в учебном процессе.

Задачи:

- раскрыть характерные черты исследования;

- для рассмотрения характерных черт исследования, рассмотреть применение экономических загадок на семинарских занятиях;

- выделить и охарактеризовать преимущества и недостатки различных методов обучения.

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.

Методы обучения: лекция, мультимедийная лекция.
Студент должен знать:

до изучения темы – понятие моделирования;

после изучения темы – выгоды и издержки исследования в учебном процессе.

Тема 6 «Кооперативное обучение в высшей школе»

Цель: способствовать формированию практических навыков кооперативного обучения.

Задачи:

- раскрыть понятие «кооперативного обучения»;

- выделить теоретические корни и признаки кооперативного обучения;

- изучить модели совместного обучения;

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.

Методы обучения: лекция, мультимедийная лекция

Студент должен знать:

до изучения темы – общие представления о работе в группах в ходе изучения материала;

после изучения темы – теории определяющие основу кооперативного обучения.

Тема 7 «Семинарское занятие и его назначение»

Цель: способствовать формированию практическихпроведения семинарского занятия.

Задачи:

- раскрыть понятие «Семинар»;

- определить роль преподавателя на семинарском занятии;

- изучит различные формы проведения семинара;

- раскрыть этапы подготовки и проведения семинарского занятия;

- выявить критерии оценки качества семинарского занятия.

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.

Методы обучения: мультимедийнаялекция.

Студент должен знать:

до изучения темы – общее представление о прохождении семинарского занятия с точки зрения студента;

после изучения темы – роль семинарского занятия в учебном процессе и основные форму проведения семинарского занятия для экономических дисциплин.

Тема 8 «Модель активного обучения»

Цель: способствовать формированию практических знаний об использовании активных моделей обучения в учебном процессе.

Задачи:

- раскрыть понятие «модели активного обучения»;

- рассмотреть практическое применение модели активного обучения.

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.

Методы обучения: лекция, мультимедийная лекция.
Студент должен знать:

до изучения темы – традиционные методы обучения;

после изучения темы – активные и интерактивные методы обучения и их роль о образовательном процессе.

Тема 9 «Наглядность в преподавании экономики»

Цель: способствовать формированию теоретических и практических знаний о роли наглядных пособий в преподавании экономики.

Задачи:

- раскрыть формы наглядности;

- изучить теоретические основы использования наглядных пособий;

- представить методические рекомендации по использованию средств наглядного обучения;

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.

Методы обучения: лекция, мультимедийная лекция.
Студент должен знать:

до изучения темы – понятие и виды наглядных пособий;

после изучения темы – методические рекомендации по использованию средств наглядного обучения.

Тема 10 «Методика организации самостоятельной работы студентов»

Цель: способствовать формированию знаний об организации эффективной самостоятельной работы студентов.

Задачи:

- раскрыть сущность самостоятельной работы;

- раскрыть роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов;

- выделить основные виды самостоятельной работы;

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.

Методы обучения: лекция, мультимедийная лекция.
Студент должен знать:

до изучения темы – понятие и виды самостоятельной работы студента с точки зрения студента;

после изучения темы – роль самостоятельной работы в учебном процессе и роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов.

Тема 11 «Организация и проведение контроля в процессе обучения»

Цель: способствовать формированию теоретических знаний и практических навыков применения различных форм контроля в процессе обучения.

Задачи:

- раскрыть понятие, основные характеристики, функции, формы и требования контроля;

- представить общую характеристику видов и способов опроса;

- выявить роль и значение применения тестов в учебном процессе;

- изучить способы составления тестов.

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.

Методы обучения: лекция, мультимедийная лекция.
Студент должен знать:

до изучения темы – проведение контроля с точки зрения студентов;

после изучения темы – функции и требования к учебному контролю.

Тема 12 «Педагогическое взаимодействие. Воспитательная работа в высшей школе»

Цель: способствовать формированию теоретических знаний и практических навыков педагогического взаимодействия в учебном процессе.

Задачи:

- раскрыть компоненты педагогического взаимодействия;

- изучить качества, необходимые преподавателю вуза;

- раскрыть сущность и направления воспитательной работы в вузе.

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.

Методы обучения: лекция, мультимедийная лекция.
Студент должен знать:

до изучения темы – общие представления о воспитательной работе и педагогическому взаимодействию с точки зрения студентов;

после изучения темы – компоненты педагогического взаимодействия и направления воспитательной работы в вузе.

ГЛОССАРИЙ

A

Абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств

Автономность - способность личности к независимости от внешних воздействий, возможность реагировать на них исходя из нравственных законов

Адаптация - процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой, ее умение приспособиться к своеобразию социума и одно из условий социализации. Показателем а. Человека является его успешность в деятельности и взаимоотношениях

Аккультурация - процесс освоения ребенком новой для него культуры; соотношения родной и присваиваемой культуры

Анализ - реальное или мысленное разделение объекта на составные части

Антропологический подход - системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса

Б

Бакалавриат - ступень образования, дающая возможность студенту вуза получить ученую степень первого уровня высшего образования

В

Взаимодействие - система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных

Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей; социально и педагогически обусловленный процесс раскрытия сущностных сил человека, его потенциальных человеческих возможностей

Воспитание духовности - организация эмоционально-когнитивного процесса овладения экзистенциальными ценностями; создание условий для осмысленной человеческой жизни

Время развития региональной педагогической науки - внутренняя характеристика, познание которой позволяет изучать необратимый процесс перехода от одного уровня к другому

Выбор теории - познавательный процесс, направленный на развитие нового знания

Г

Генезис - происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления

Глобальное образование - одно из направлений в теории образования и в практике обучения в школе и вузе, возникшее в США в 70-гг как ответ образовательного сообщества на необходимость подготовки человека к жизни во взаимосвязанном мире

Глобальный компонент в образовании - образовательные стандарты, как учебно-тематического, так и технологическо-методического типа

Государственный образовательный стандарт высшей школы - комплекс норм и положений, согласующих основные требования к содержанию, срокам обучения и качеству освоения этого содержания со стороны субъектов

Готовность - сложное личностное образование, включающее в себя мотивационный, содержательно-деятельностный, интеллектуальный, коммуникативно-методический (технологический), результативный и прогностический компоненты

Гуманистическая психология - направление в современной психологии, признающее главным своим предметом целостную личность в процессе ее саморазвития. Согласно Г.п., главное в личности - ее устремленность в будущее, к свободной реализации своих возможностей и способностей, особенно творческих

Гуманитаризация образования - система форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет сделать обучение составной частью формирования личности

Гуманитарная культура педагога - это совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентаций и умений

Д

Дефиниция - формулирование в сжатой форме основного содержания понятия

Диалог - сложный, многофункциональный, социально-психологический феномен, который пронизывает все жизненное пространство человека, как на психофизическом уровне, так и на уровне социальных отношений между людьми

Дистанционное обучение - процесс приобретения знаний и умений через опосредованный процесс передачи информации, включающий все технологии и все возможные формы информационного обмена на расстоянии

Доверие - вид установки - отношения, связанный с ценностным отношением человека к миру и самому себе

Духовная культура - интегративная характеристика, включающая в себя культуру интеллекта (разума), культуру отношений (чувств и эмоций), культуру мышления и экологическую культуру

Духовность - интенция человека к Вечным ценностям: Истине, Красоте, Добру. Д. - способ человеческого существования, системообразующая функция которого является определяющей в единой структуре психофизиологической и социокультурной жизни индивида. Д. Является основой преемственности поколений, поддержания человеческого образа жизни

Е, Ж

Единое образовательное пространство - 1. целостная, преемственная, гуманистическая педагогическая система, функционирующая в границах территориального деления (области, региона); 2. механизм гуманизациивоспитательно-образовательного процесса, пространство, где корректируются, диагностируются деятельности

З

Закономерность - объективно существующая устойчивая связь педагогических явлений, обеспечивающая их существование, функционирование и поступательное развитие

Знания - проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий

Зона оптимума - понятие, предполагающее наличие не отдельного оптимального варианта решения поставленных задач, а сочетание набора возможностей при доминировании одного из них

И

Идеология - учение об устойчивых идеях, системе идей, взглядов, убеждений, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности

Идея - исходное теоретическое положение, с позиции которого отражается широкий спектр содержания реального педагогического явления

Инвариантность - совокупность компонентов, характеризующих внутренние свойства исследуемого объекта

Индивидуализация - система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы для духовного прозрения, для самостоятельного выбора собственного смысла жизни, это помощь ученику в личностном самоопределении

Индивидуальность - неповторимая совокупность признаков, присущих отдельному организму, отличающих его от всех других, принадлежащих к тому же виду. Это самобытность личности, проявляющаяся на всех уровнях ее жизнедеятельности

Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств

Инновация - новое явление в процессе обновления конкретного вида деятельности

Интегративная (междисциплинарная) система подготовки специалиста - система, разработанная с учетом междисциплинарной связи с информатикой или основанная на интеграционных явлениях информатизации образования и призванная формировать информационную культуру специалиста

Интеграция в сфере образования - средство и условие достижения целостности; выражение объективной тенденции к интернационализации экономики, науки и культуры и стремление народов к взаимному сближению и сотрудничеству в решении глобальных проблем, выходящих за национальные и государственные рамки

Интерес - сложный психический феномен, отражающий множество процессов и представляющий собой целостный объект

Информационно несущее поведение - язык (гипертекст), представляющий собой комплекс отображений пространства-времени, обозначенных в образах-понятиях

Исследовательская ситуация - соотношение двух совокупностей - совокупности проблем, которым присуща исследовательская и общественная значимость, и совокупности находящихся в распоряжении исследователей духовных и материальных средств для их разработки (квалификация ученых, доступ к источникам научной информации и т.д.)

К

Классный менеджмент - процесс управления учебно-познавательным процессом, поведением, дисциплинированностью, процессом социализации, осуществляемый учителем в классе с опорой на педагогическую помощь и поддержку

Коллизийность - способность обнаруживать, идентифицировать и анализировать скрытые (неявные, имплицитные) причины событий, выявлять их основы, устанавливать приоритеты (иерархии) неявных противоречий по отношению к общественным и личностным ценностям

Комплексный подход к воспитанию - один из типов системного подхода, представляющий собой единство идейно-политического, трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания и обеспечивающий всесторонность развития, повышение эффективности воспитания, осуществление функции оптимизации воспитательного процесса

Концепция - исходный замысел, в котором концентрированно сформулированы смысл проекта, цель его реализации и предполагаемы результаты

Критичность - личностная функция, позволяющая давать личностную (собственную, субъектную) оценку происходящему как за пределами личности (предлагаемым извне ценностям, нормам, порядкам), так и происходящим внутри личности (собственным отношениям к ценностям, эмоциональным состояниям, поступкам и т.д.) с позиций собственного понимания смысла происходящего

Культура - 1.творческая деятельность человека во всех сферах бытия и сознания, как прошлая, овеществленная в тех или иных культурных ценностях, так и сегодняшняя и будущая, основывающаяся на освоении культурного наследия; 2. разносторонняя, сложноорганизованная, полуфункциональная и динамическая целостность

Культура мира - глобальная картина мира, где взаимодействующие локальные культуры являются проявлением внутреннего единства и внешнего многообразия, распространенного во всей системе

Культурная идентификация - установление духовной взаимосвязи между собой и свои народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, интериоризация (принятие в качестве своих) ее ценностей, построение собственной жизни с их учетом

Культурологический подход - конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности, имеющая своим основанием аксиологию - учение о ценностях и ценностной структуре мира; видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей

Культурологическое личностно-ориентированное образование - образование, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания «произведений» индивидуального и коллективного творчества. К.л.-о.о. обеспечивает личностно-смысловое развитие учащихся, поддерживает индивидуальность, единственность и неповторимость каждой детской личности, опираясь на ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию

Курс педагогики - набор педагогических дисциплин для многоуровневого педагогического образования

Л

Личностная педагогика - стратегия реформирования и развития образовательных систем в условиях информационной цивилизации, общественной значимости человека, его активной, свободной, целенаправленной и ответственной деятельности как духовно-гуманитарное основание общества

Личностная педагогическая поддержка - совместное с учеником определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самооорагнизации

Личностное - то, что принадлежит только личности, как носителю внутреннего, субъектного мира, выделяющего человека из ряда живых существ благодаря деятельности его сознания

Личностно-ориентированное воспитание - педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности

Личностно-ориентированное образование - целостный педагогический процесс, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания «произведений» индивидуального и коллективного творчества

Личностные смыслы - смыслы, определяющие отношение индивида к миру, социальная позиция, самосознание, ценностно-смысловое ядро мировоззрения и другие компоненты индивидуального сознания

Личностные структуры сознания - те проявления деятельности сознания (функции сознания), которые регулируют, управляют, развивают мыслительную деятельность человека, определяя его поведение на личностном уровне. Благодаря деятельности личностных структур сознания реализуется феномен «быть личностью», т.е. умение проявлять и управлять собственными смыслами, выстраивая их в соответствии с гуманистическими требованиями

Личностный подход - ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности

Личность - 1.структурный феномен, состоящий из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих подструктур, наиболее существенными из которых являются направленность личности, ее убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления; 2. человек (ребенок), имеющий свою жизненную историю, интегрированный в определенную культурную среду, обладающий свойствами субъектности и индивидуальной самобытности, самореализующийся в свободно избираемых видах жизнедеятельности, находящийся в процессе саморазвития, поиска смыслов и собственной индивидуальности; 3. способность человека «быть личностью», то есть проявлять свое отношение к миру и себе

М

Магистратура - ступень образования, дающая возможность студентам вуза готовить себя к научно-исследовательской, научно-педагогической деятельности и продолжать обучение по специальности высшего профессионального образования

Маркетинг в образовании - вид деятельности образовательного учреждения, направленный на удовлетворение потребностей социального заказа общества (рынка) на подготовку специалиста с конкретно заданными личностными и профессиональными качествами в установленный срок, на эффективное функционирование самого образовательного учреждения

Мастерство - умение соответствующим образом воплотить технологию как практический проект концепции

Международная педагогическая лексикография - междисциплинарная область знаний, которая развивается на стыке педагогики и лингвистики. М.п.л. призвана систематизировать понятийный аппарат современной международной педагогической науки; описать ее понятийно-терминологическую основу, как на глобальном, так и на региональном уровнях; установить роль различных лексических средств, обслуживающих педагогическую науку и практику, их признаки и особенности в национальных системах

Международное педагогическое науковедение - междисциплинарная область знаний, важнейшей целью которой является переориентация мировых достижений в области образования и воспитания в соответствии с целями развития региональной педагогической науки и практики

Межкультурная (интеркультурная) коммуникация - процесс непосредственного взаимодействия культур; адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам; особый тип культуры, характеризующийся взаимодействием национальных культур, этнокультурной компетентности личности, толерантности, стремлении к межнациональному согласию во всех сферах общения

Межкультурная компетентность - знание жизненных привычек, нравов, обычаев, установок данного социума, формирующих индивидуальные и групповые установки; индивидуальных мотиваций, форм поведения, невербальных компонентов (жесты, мимика), национально-культурных традиций, системы ценностей

Межпредметные связи - взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями

Метод обучения - способ организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей

Метод педагогических исследований - способ изучения педагогических явлений

Методологическая культура учителя - особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, построенная самим педагогом методология личностно-профессионального самоизменения

Методологический поиск - деятельность учителя по обнаружению смысла, основы, идеи учебного материала или педагогического явления как личностно значимых для своего саморазвития, так и для последующего развития личностных структур сознания своих учеников основанной на изучении личностных и групповых процессов адаптации к новой этнокультурной и образовательной среде

Мировое образование (в контексте «мигрантская педагогика») - система учреждений и мероприятий, обеспечивающих организацию процесса познания с учетом присущих конкретной эпохе ведущих тенденций передачи опыта и развития личности

Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте - модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного)- оригинала модели

Модель - единство крупных систем, между которыми возникает взаимодействие, и создаются условия для стимулирования познавательной активности

Модель обучения - схема или план действий педагога при осуществлении учебного процесса, в основе которых лежит организация преобладающей деятельности учащихся

Мониторинг - определение небольшого числа показателей, отражающих состояние системы; контроль с периодическим слежением за объектом М. И обязательной обратной связью

Моральные возможности - набор способностей старшеклассника, адекватно отражающие заданные нормы морали и нравственности; способности интенсивного усвоения нравственных знаний; способности саморегуляции и ситуативного самопроектирования на основе усваиваемых знаний

Моральная деятельность» - вся духовная практическая деятельность учителя, направленная на укрепление, развитие и преобразование нравственных отношений, на усвоение нравственного опыта, накопленного обществом, на повышение нравственного уровня поведения.

Мотивация - интегративное качество личности, имеющее иерархию, протяженность во времени и обусловленное как личными особенностями, так и системой педагогических средств; наиболее сложная структура личности, обеспечивающая ей способность придавать личностный смысл событиям и собственной деятельности, отношениям с людьми, принятию решений по обоснованию своей деятельности посредством таких процессов, как эмоционально-ценностное и содержательно-смысловое переживание социального и познавательного опыта

Н

Наблюдение - преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях

Народная педагогика - 1.духовный феномен народа (эмпирические знания, сведения, идеи, представления, взгляды, установки воспитательных действий и т.д.); 2.педагогическая практика разных народов; 3.единство педагогической мысли и педагогической деятельности народа; 4.наука о народном воспитании.

Научная дисциплина - область знания, которая квалифицируется с помощью таких связанных друг с другом параметров, как год появления основополагающих публикаций, литература об интересующей области, фундаментальные труды, институты исследования и обучения в этой области, сообщества в национальных, региональных и международных масштабах

Научная педагогическая школа - научное сообщество, выполняющее исследовательскую функцию (создание нового знания), педагогическую функцию (передача знаний новым поколениям ученых) и создающее коммуникативное пространство для общения

Научное сообщество - кластер, ассоциируемый с образовательным, научным пространством, образовательным и научным потенциалом региона, интеллектуальной системой, объемом исследовательских и образовательных услуг, интенсивностью формирования потоков научной информации, исследовательской инфраструктурой региона, научным взаимодействием и др.

Научно-исследовательская деятельность - 1. индивидуальное и коллективное взаимодействие ученых по обогащению и развитию культуры и цивилизации с помощью точного, объективного и системного знания о мире, человеке и его деятельности; 2. работа педагогов-ученых (теоретиков и методистов), занимающихся обоснованием (проектированием, конструированием) оптимально функционирующих учебно-воспитательных систем на каждом уровне образования и педагогической системы в целом, создающих необходимые предпосылки для последующей оптимальной организации учебно-воспитательного процесса

Научно-образовательный регион - высокий уровень организации научного сообщества

Национальные реалии - названия присущих только определенным нациям и народам предметов национальной культуры, фактов истории, государственных институтов, имена национальных и фольклорных героев, мифологических существ

Новая образовательная технология - комплексная система разработки, внедрения и анализа совокупного процесса преподавания, направленная на повышение его эффективности и использующая для достижения этой цели технические (электронные) средства и формы, такие, как компьютерные, аудио, видео, мультимедиа, телекоммуникационные, дистанционное обучение

Новизна - критерий качества информации, результатов научных исследований, отражающий общественно значимые новые знания, факты, данные, полученные в результате исследования или практической деятельности

Нововведение - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое

Новое педагогическое мышление - проблемно-вариативное мышление, предполагающее возможность многовариативного достижения целей обучения и воспитания, как одной из исходных своих посылок; мышление с позиций ученика, как субъекта учебно-воспитательного процесса, ориентированное на его интересы, потребности и развитие. Важной особенностью н.п.м. является его творчески созидательная направленность на разработку эффективных методик и технологий обучения и воспитания, имеющих альтернативный, по отношению к традиционным, характер.

Нравственная саморегуляция - процесс, характеризующий способность личности приводить свое поведение в соответствие с общепринятыми моральными нормами, оценками и профессиональными требованиями.

Нравственность - совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность; состояние взаимосочувствия со всем миром, но прежде всего со всем народом

О

Обеспечение уровня духовности жизнедеятельности - способность самообеспечивать свою жизнь высокими нравственными ценностями, устанавливать нравственные ограничители и регуляторы, предотвращающие переход личности к утилитарно-технократическим целям

Обзор - систематизированные сведения и научные обобщения о состоянии, тенденциях и прогнозах развития педагогической науки и образования

Обработка информации - сбор, хранение, обработка и воспроизведение данных средствами компьютерной техники

Образование - 1. (традиционно) процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умений и навыков, а также способами мышления, необходимыми для его полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций; 2. процесс (или результат) освоения определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития; процесс культурной идентификации и личностной самодетерминации.

Образование личностно-ориентированное - процесс, создающий условия для проявления личностных функций учащегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и т.д.

Образование мировое - система учреждений и мероприятий, обеспечивающих организацию процесса познания с учетом присущих конкретной эпохе ведущих тенденций передачи опыта и развития личности

Образование многоуровневое - процесс, предполагающий завершенность профессиональной подготовки на каждом уровне, подтверждаемой соответствующим удостоверением: диплом о неполном высшем образовании, диплом бакалавра, диплом специалиста с высшим профессиональным образованием, диплом магистра

Образование непрерывное - процесс развития, самосовершенствования самореализации личности на протяжении всей жизни, обеспечения каждому человеку возможности получения, углубления и пополнения знаний; послевузовское образование в различных формах

Образовательное пространство - понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов новому поколению

Образовательное учреждение - учреждение, осуществляющее образовательный процесс

Обучение - целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, истории развития и освоения способов деятельности, в результате взаимодействия ученика с учителем или другими обучающимися

Общение - процесс, сущность которого заключается не просто в факте передачи и приема информации, а в выработке новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность

Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает успешность выполнения деятельности

Опосредование - структура сознания, выводящая его на уровень перевода внешних воздействий на внутренние импульсы поведения, опосредуя необходимость деятельности личным пониманием нравственности или безнравственности предстоящего действия в контексте или вне контекста общечеловеческих ценностей

Оптимизация индивидуального подхода - система мер и педагогических воздействий, направленная на устранение недостатков в развитии учебных возможностей школьников, при которой достигаются максимально возможные для каждого ученика учебные результаты за время, соответствующее нормам, утвержденным гигиеной труда для учителей и учащихся

Оптимизация педагогического процесса - логическая последовательность действий учителя для избранного сценария учебно-воспитательного процесса

Оптимизация учебно-воспитательного процесса - выбор такой методики его проведения, которая позволяет получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учащихся

Оптимизация учебно-образовательного процесса - выбор такой методики его проведения, которая позволяет получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учащихся

Ориентирование - умение выбирать нравственные ориентиры для построения личностной картины мира - индивидуального мировоззрения

Ответственное отношение к учению - состояние моральной готовности; активное действенное отношение; сознательный выбор способов поведения и деятельности в отношении к учению; стимулирование познавательной активности

Отношение к учению - сложный мотив учения, влияющий на развитие умственных способностей и совершенствование навыков учебного труда; уровень нравственной воспитанности

П

Парадигма - 1. совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которое воплощается в научной практике на данном этапе; 2. признанные учеными образцы решения научных проблем. Смена парадигмы обозначает научную революцию; 3.система основных научных достижений (теории, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний в определенный исторический период

Парадигма в педагогике (педагогическая парадигма) - устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, определенный стандарт, образец в решении образовательных и исследовательских задач

Парадигма гуманистическая (феноменологическая) - парадигма образования, которая ставит в центр внимания ученика как субъекта жизни, как свободную и духовную личность, имеющую потребность в саморазвитии. Она ориентирована на развитие внутреннего мира ребенка, на межличностное общение, диалог, на помощь в личностном росте

Парадигма педагогическая - интерпретация идеала человека, перевод его в плоскость стратегической цели воспитательно-образовательной теоретической и практической деятельности

Парадигма рационалистическая - парадигма образования, которая в центр внимания ставит не содержание, а эффективные способы усвоения учащимися различных видов знаний. В основе рационалистической образовательной парадигмы лежит бихевиористская концепция социальной инженерии Б.Скинера

Парадигма традиционалистская - парадигма образования, имеющая в своей основе идею о «сберегающей», консервативной (в положительном смысле) роли школы, цель которой заключается в сохранении и передаче молодому поколению наиболее существенных элементов культурного наследия человеческой цивилизации - необходимого многообразия важных знаний, умений и навыков, а также идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка

Параметр - величина, которая характеризует какое-либо свойство или состояние процесса, явления, системы

Педагогика - наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни

Педагогическая инновация - такое нововведение, которое разрабатывается и проводится не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки

Педагогическая интеграция - процесс и результат создания и функционирования относительно автономной и целостной системы, выполняющей специфические функции в образовательном процессе

Педагогическая концепция - определенный способ понимания, трактовки педагогических явлений; основная точка зрения на предмет педагогической науки или педагогического явления, факта; руководящая идея для их систематического освещения; система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов ученого, педагога на сущность педагогических явлений

Педагогическая культура - 1.часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человеку для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления и становления) личности; 2. сущностная характеристика целостной личности педагога, способного к диалогу культур в индивидуально-личностном плане; 3. динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя, в качестве компонентов которой выделяются: а)педагогическая позиция и личностные качества; б)профессиональные знания и культура педагогического мышления; в) профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности; г) саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога

Педагогическая культура личностно-ориентированной гуманной школы - целостная культурная среда, в которой охраняется и воспроизводится целостный мир детства, обеспечивается психологический комфорт, духовно-нравственное благополучие и достижение успеха во всех сферах жизнедеятельности детей, успешное общекультурное и индивидуально-творческое развитие каждого ребенка

Педагогическая культура школы - процесс ее движения к новому качественному состоянию, в ходе которого происходят выявление и осмысление коренных потребностей и культурных смыслов образовательной деятельности

Педагогическая наука Юга России - самостоятельная область педагогической науки, теории и практики; самостоятельный процесс в общем контексте педагогической науки России

Педагогическая номенклатура - система названий для данной совокупности более или менее конкретных объектов, составляющих содержание различных частей педагогики в целом

Педагогическая позиция - достижение личностью педагога некоторой гармонии, дающей ей социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь, и педагогический труд, а также личностный психологический комфорт. П.п. находит определенное выражение в личностно-профессиональных качествах педагога

Педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. П.п. исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности; условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения; возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся; взаимоотношения между педагогом и учащимся, а также внутри учебного коллектива; психологические вопросы самой педагогической деятельности

Педагогическая система - совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся), содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура), методы и формы педагогического процесса и материальная база (средства)

Педагогическая теория - 1.обобщение, которое показывает возможность существования других случаев такого же класса; обобщение педагогического опыта, практики воспитания, обучения, образования; 2. развитая идеальная модель, представляющая определенный класс реальных педагогических явлений (личностно-ориентированного образования, воспитания человека культуры)

Педагогическая терминология - совокупность средств и наименований, описывающих педагогическую теорию и практику и закрепляющих основные понятия педагогики как науки

Педагогическая технология - 1. методика, форма организации обучения; 2. совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм; 3. совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами

Педагогическая феноменология - знание, рассматривающее образование как атрибут человеческого бытия, педагогический процесс - «как бытие человека в образовании», перевод искусственной социопедагогической системы в естественное природосообразное состояние

Педагогические взгляды - мнения, суждения по поводу педагогических явлений, не сложившиеся в целостную и самостоятельную концепцию

Педагогический глоссарий - словарь терминов или терминологических сочетаний, установившихся в педагогической науке

Педагогические ситуации - ситуации, систематизирующие знания по ведущей научно-мировоззренческой теме, идее; ситуации, описывающие значимость самостоятельной деятельности, ответственного отношения к учению и т.д.

Педагогические энциклопедии и словари - издания, которые содержат систематизированный свод знаний по педагогике, народному образованию и смежным дисциплинам, в сжатом виде раскрывают общую теорию педагогики, ее историю, отдельные дисциплины, включают описание систем и состояния образования в разных странах.

Педагогический менеджмент - управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе направленная на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) старшего и младшего (обучающего и обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе

Педагогический рубрикатор - классификационная иерархическая система в области педагогики

Педагогический синтез - глубинное многоуровневое образование, состоящее из концептуальной и индивидуальной моделей синтеза, составляющих познавательный интеграционный комплекс

Педагогический тезаурус - упорядоченное множество лексических единиц, достаточно полно отражающих лексику педагогической науки, с фиксацией в явном виде семантических (парадигматических, внеконтекстных, базисных, концептуальных) связей между лексическими единицами. Информационно-поисковый педагогический тезаурус может быть использован в качестве средства интеллектуальной поддержки пользователей информационно-поисковых систем и баз данных в процессе поиска

Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях

Педагогическое взаимодействие - 1.преднамеренные контакты педагога с ребенком (длительные или временные), целью которых является изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка; 2. Непосредственное или опосредованное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь, выступающее как интегрирующий фактор педагогического процесса, который способствует появлению личностных новообразований у каждого из субъектов этого процесса

Педагогическое лингвострановедение - 1. отобранный специфический однородный учебный материал, специфика которого состоит в том, что он отражает культуру, принимающей стороны и воспитывает благожелательное отношение к ней; 2. совокупность приемов и способов презентации, активизации и закрепления

Педагогическое науковедение - отрасль науки, изучающая содержание педагогики, ее статус, научно-педагогическое самосознание, общие закономерности развития и функционирования педагогической науки как системы знания и как особого социального института

Педагогическое общение - общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно- развивающиеся задачи; психологическое пространство, в рамках которого осуществляется педагогическое взаимодействие

Педагогическое понятие - мысль, содержащая в себе в обобщенной форме предметы и явления педагогической действительности, находящиеся в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости

Педагогическое творчество - активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно-воспитательной работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества обучения и воспитания учащихся

Педагогическая технология - системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации научного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов в развитии личности студента

Педагогическое умение - единство интеллектуальных и практических действий учителя по руководству деятельностью школьников

Позиция - самостоятельная деятельность, суть которой в моральном выборе. Внешний аспект п. - совокупность деятельностей и способов поведения, в которых личность реализует свою активность, сочетает личный и общественный интерес, проявляет свое отношение к объектам действительности

Познавательная деятельность учащихся - многоуровневая структура, выступающая динамической системой взаимодействия человека с миром

Поликультурное образование - 1.процесс, заключающийся в создании условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам; 2. учебные программы и организация учебной деятельности учащихся (студентов), направленные на повышения уровня обучения лиц, представляющих этнические меньшинства, и иммигрантов

Понятие - форма рационального познания, психическое явление, присущее только человеку как элемент мышления и элементарная форма существования мысли: отражение существенного в феномене, закрепленное словом

Признак - показатель, примета, знак, по которому можно определить что-нибудь

Принцип - 1. основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, организации; 2. внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности; 3. категория педагогического знания, научное положение, которое, с одной стороны, отражает познанную и обоснованную закономерность, а с другой - предписывает, как правильно строить процесс воспитания и обучения в соответствии с познанной закономерностью

Принципы гуманизма - принципы, определяющие общий характер отношений учителя и учеников. Человек, ученик является главной ценностью со всем своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и способностями

Принципы индивидуально-личностного подхода - принципы, определяющие положение ребенка в образовании и означающие признание его активным субъектом учебно-воспитательного процесса

Принципы креативности - принципы, реализация которых предполагает создание условий для творческого развития как учащихся, так и педагогов в атмосфере сотрудничества и сотворчества

Принципы культуросообразности - принципы, определяющие отношение между образованием и культурой как средой, растящей и питающей личность, а также отношение между воспитанием и ребенком как человеком культуры

Принципы народности - принципы, определяющие народные традиции в качестве основы воспитания; врастание нового поколения в жизнь взрослых (самостоятельное освоение детьми культурных ценностей) и целенаправленную передачу культурного (хозяйственного, духовного) опыта старшими младшим

Принципы природосообразности - принципы, означающие отношение к ребенку как к части природы, стремление сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития ядром любых воспитательных отношений, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания и развития

Принципы ценностно-смысловой направленности - принципы, направленные на реализацию сущностной характеристики личностно-ориентированного образования культурологического типа - создание условий для обретения каждым учащимся смысла своего учения и жизни

Проблема преодоления неуспеваемости - педагогическая задача, имеющая алгоритм оптимального решения: усвоение педагогами задачи, ее конкретизация на основе изучения данных условий; выбор наилучшего для данных условий комплекса средств; разработка и реализация плана решения задачи в соответствии с избранными критериями оптимальности и др.

Прогнозирование - научно обоснованное предсказание чего-либо на основе имеющихся данных

Проектирование личности - научно обоснованное предвидение педагогом наиболее оптимальных результатов взаимодействия в педагогическом процессе между общими целями воспитания, конкретными педагогическими задачами, личными целями, с одной стороны, а с другой - условиями, средствами воспитания и индивидуально-психологическими возможностями данного индивида

Профессиональное становление - «формообразование» личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности

Профессионально-педагогическое образование - специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида (как во взаимодействии со значимыми другими, так и в автономном режиме) в процессе освоения ценностей профессиональной мировой и национальной культуры

Психологическая устойчивость - это целостная характеристика личности, обеспечивающая ее постоянные адекватные реакции на фрустрирующее и стрессогенное воздействие кризисных ситуаций

Психолого-педагогическая компетентность - максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся

Р

Развитие - целенаправленное накопление информации с последующим ее упорядочением, структурализацией; процесс последовательных, необратимых внешних и внутренних изменений, характеризующих переход от низших уровней к высшим; цель и результат воспитания

Развитие личности - наращивание физиологических, психических и социальных новообразований за счет освоения человеком внутреннего и внешнего потенциала возможностей

Региональная педагогическая наука - самостоятельное направление в педагогике, реорганизующее отдельные структуры образовательных систем и обеспечивающее устойчивую адаптацию системы образования региона к изменяющимся условиям поликультурного пространства

Региональная педагогическая теория - функциональная система, выступающая как взаимосвязанная совокупность понятий, каждое из которых связано с какой-либо теорией

Региональный компонент в образовании - создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса

Рейтинг - субъективная оценка какого-либо явления по заданной шкале; с помощью р. осуществляется первичная классификация социально-психологических объектов по степени выраженности общего для них свойства

Рефлексивность - способность личности выходить за пределы собственного «Я», осмысливать, изучать, анализировать что-либо посредством сравнения образа своего «Я» с какими-либо событиями, личностями

Рефлексия - процесс осмысления чего-либо с помощью изучения и сравнения; размышление, полное сомнений, противоречий, переживаний, особый источник знаний, опирающийся на внутренний опыт субъекта в отличие от внешнего опыта его ощущений; реализация потребностей к самоотчету об испытываемых переживаниях сознания и к самоанализу; осознание того, как человек оценивается и воспринимается другими людьми

Реформа - процесс преобразования, изменения и переустройства

С

Самоактуализация - 1. самостоятельная учебная деятельность, сориентированная на приведение знаний, понимания и умений в соответствие с современными требованиями; 2. процесс воплощения потенциальных возможностей и способностей индивида в конкретных результатах его предметной деятельности; 3. высший уровень проявления духовного и творческого потенциала личности, стремление к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей; переход из состояния возможностей в состояние действительности

Самовоспитание - качество личности, возникающее не только как продолжение воспитания, а как качественная особенность, закономерно возникающая в ходе диалектического развития личности в современных условиях

Самоменеджмент - управленческая деятельность, направленная на самого себя, элементами которой являются самовоспитание, саморазвитие, самореализация

Самоопределение - степень самооценки себя; содержательная сторона направленности личности; определение человеком себя в обществе как личности, занятие им активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определение смысла своего существования (с ориентацией на будущее)

Самоорганизация - свойство любой системы к саморазвитию посредством надстраивания, «выращивания» новых, более жизнестойких структур; процессы упорядочения, происходящие в системе за счет действия ее внешних и внутренних составляющих

Самоорганизация педагогическая - способность учителя к «самовыращиванию» своих внутренних ресурсов - личностных структур сознания, придающих гуманный смысл его деятельности

Саморазвитие - способность системы к преодолению противоречий своего развития усилиями самих участников образовательных процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы образования и этапов его достижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т.д.

Самореализация - стремление к признанию своего «Я» окружающими, самостоятельное создание условий для его полного проявления

Саморегуляция деятельности - регуляция, осуществляемая человеком, как субъектом деятельности, направленная на приведение возможностей человека в соответствие с требованиями этой деятельности

Самостоятельная работа - такой вид деятельности школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности ученика

Самоэффективность - восприятие человеком способности мобилизировать собственную мотивацию, когнитивные ресурсы, поведенческую активность, необходимые для осуществления контроля над ситуацией (событием) с целью достижения намеченной цели

Свободоспособность - способность к автономному, нонконформистскому существованию; способность независимо (учитывая, но и преодолевая биолого-социальную заданность) реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный (особый) выбор

Синергетика - теория самоорганизации, формирования упорядоченности в физических, биологических, социальных и педагогических системах

Синергетический подход - один из видов системного подхода, описывающий многомерность современной педагогической науки и как системы знаний, и как феномена культуры, и как социального института. С.п. предполагает синтез истории и методологии науки, рассмотрение развития региональной педагогической науки в исторической перспективе

Синтез - метод научного исследования, состоящий в соединении разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единство, в котором противоречия и противоположность сглаживаются или снимаются

Система - 1. объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места; 2. комплекс элементов, находящихся во взаимодействии, множество объектов вместе с отношениями между объектами и их атрибутами. С. характеризует целостность, взаимодействие элементов, связи и отношения, обуславливающие структуру системы

Система образования - совокупность образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, реализующих преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности

Система профессионального образования в регионе - понятие, включающее не только территориальные органы управления и с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: