Основные категории дидактики

А.В. Хуторской отмечает, что понятийный аппарат дидактики богат и включает в себя:

- философские категории – человек, познание, смысл, явление, общее и единичное и др.;

- общенаучные методологические понятия – система, структура, способ, деятельность и др.;

- понятия педагогики и психологии – образование, воспитание, развитие, мотивация, ощущение, восприятие, представление, усвоение, умение, навык и др.;

- собственно дидактические понятия – обучение, преподавание, учение, цель обучения, средства, методы обучения и др. [68, с. 25].

Дадим определения тем категориям, которые включаются в систему дидактического знания как элементы. К ним можно отнести: цель обучения, закономерности, принципы, преподавание, учение, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. [51, с. 201].

Цель обучения – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия (Подласый И.П.).

Целевым фактором выстраивания системы его образования и обучения на основе соответствующей дидактической теории, по мнению А.В. Хуторского, выступает обобщенный и динамический образ ученика, обучаемого.

В формировании профессионала-специалиста в качестве такого набора-ориентира выступает профессиограмма. Профессиограмма – документ, регламентирующий технологию построения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. В профессиограмме отражаются такие аспекты профессиональной деятельности, как: социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические, социально-психологические.

В реальном учебном процессе подготовка специалиста осуществляется на основе квалификационной характеристики. Главное назначение квалификационной характеристики – служить эталоном квалификации специалиста данного профиля. Поэтому в квалификационной характеристике должны быть, по возможности, конкретно указаны не только требования к личностным характеристикам будущего специалиста и к компонентам его трудовой деятельности, но и уровни выполнения им соответствующих трудовых процессов. Квалификационная характеристика создается для описания целей подготовки квалифицированных кадров и служит для оценки уровня мастерства специалистов и назначения им заработной платы. Имеются специальные тарифно-квалификационные справочники, изданные в разное время, в которых содержатся квалификационные характеристики по многим сотням профессий, используемых на производстве.

В общем виде квалификационная характеристика содержит в себе:

- деятельностное предназначение специалиста с наименованием и квалификацией. При этом должна быть выделена его специализация (исследовательская, проектно-конструкторская, проектно-технологическая, сервисно-профилактическая, организационно-коммерческая, культурно-просветительская, педагогическая и др.);

- требования к знаниям и умениям, каким должен отвечать выпускник учебного заведения.

Если определить минимальный набор качеств, умений обучаемого (например, будущего специалиста) и требований к нему, соответствующих его предвосхищаемому образу, то это позволит целенаправленно конструировать образовательные программы, выбирать оптимальные образовательные технологии, отбирать тот учебный материал, то содержание, которое поможет организовать полноценную подготовку.

Содержание образования - педагогически адаптированный социальный опыт человечества, представленный в виде системы (знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностное отношение к миру), которая должна быть усвоена обучающимися.

Усвоение содержания образования осуществляется в процессе обучения, который суммирует в себе два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации целей обучения.

Учение – упорядоченная деятельность обучаемого, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые субъективно-личные образовательные продукты, изменяются старые.

Взаимосвязь преподавания и учения может происходить в разных вариантах, формах, методах и с привлечением разнообразных средств обучения.

Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма, прежде всего, связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения порядком его осуществления и т.п. Например, можно выделить лекционно-семинарскую форму организации обучения в вузе, индивидуальную форму организации обучения на производстве (обучение ученика) и т.п.

Метод обучения – целенаправленный способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемого по достижению целей обучения. Метод связан прежде всего со способами мыслительной, познавательной деятельности обучающихся, которые проявляются в процессе обучения (например, репродуктивный метод, исследовательский метод и др.), с источниками знаний (например, словесный метод, практический метод и др.). В дидактике существует большое количество классификаций методов обучения по различным основаниям, что позволяет педагогу более осознанно и целенаправленно выбирать тот или иной метод.

Средство обучения – объекты материальной и духовной культуры, которые выступают в качестве предметной поддержки процесса обучения. К средствам обучения можно отнести речь, голос педагога, учебники и учебные пособия, различные виды наглядности, лабораторные установки, оборудование, стенды и т.п.

Результаты обучения – степень реализации намеченной цели. По сути, это то, к чему приходит процесс обучения, его конечные следствия. Результаты обучения контролируются и оцениваются с помощью специальных методов.

На категориях «закономерности» и «принципы обучения» остановимся подробнее, поскольку они определяют, в конечном итоге, все остальные элементы системы обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: