Формирование организационной культуры

Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию и естественно сказывается на ее культуре. Первая важная задача, стоящая перед организацией, - это внешняя адаптация: то, что должно быть сделано организацией, и как это должно быть сделано.

Проблемы внешней адаптации выражены следующими вопросами:

1) Миссия и стратегия. Определение миссии организации и ее главных задач; выбор стратегии во исполнении этой миссии.

2) Цели. Установление специфических целей; достижение согласия по целям.

3) Средства. Методы, используемые для достижения целей; достижение согласия по используемым методам; решение по организационной структуре; системах стимулирования и подчиненности.

4) Контроль. Установление критериев изменения достигнутых индивидом и группами результатов; создание информационной системы.

5) Коррекция. Типы действий, требуемые в отношении индивидов и группы, невыполняемых задания.

Вторая - это внутренняя интеграция: как работники организации решают свои ежедневные, связанные с их работой и жизнью в организации проблемы.

Проблемы внутренней интеграции характеризуются следующими вопросами:

1) Общий язык и концептуальные категории. Выбор методов коммуникации; определение значения используемого языка и концепций.

2) Границы групп и критерии вхождения и выхода из группы. Установление критериев членства в организации и ее группах.

3) Власти и статус. Установление правил по приобретению, поддержанию и потере власти; определение и распределение статусов в организации.

4) Личностные отношения. Установление правил об уровне и характере социальных отношений в организации между полами, возрастами и т. п.; определение допустимого уровня открытости на работе.

5) Награждения и наказания. Определение желательного и нежелательного поведения.

6) Идеология и религия. Определение значения вещей, не поддающихся объяснению и неподвластных контролю со стороны организации; вере как снятию стресса.

Во-первых, процесс внешней адаптации и выживания связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Это процесс достижения организацией своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды. В данном процессе решаются вопросы, имеющие отношение к выполненным задачам, методам их решения, реакции на успех и неудачи.

Следующая группа вопросов относится к установлению целей и выбору средств их достижения. В одних организациях работники участвуют в установление целей и, таким образам, принимают на себя ответственность за их достижение. В других - работники участвуют только в выборе методов и средств достижения целей, а может и то и
другое (рис 2.4).

Рис 2.4. Типы культур как отношение власти в группе/организации по Р. Акоффу

Типовые примеры.

1. Традиционно управляемая корпорация с централизованной структурой.

2. Институты социальных и других услуг (лечебные, учебные заведения).

3. Кооперативы, творческие союзы, клубы.

4. Группы и организации, управляемые «по целям» или по «результату», компании со структурой «перевернутой пирамиды».

Процесс внутренней интеграции связан с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации

В любой организации ее работники склонны участвовать в следующих процессах:

1. Выделять из внешнего окружения важное и неважное для организации;

2. Разрабатывать пути и способы изменения достигнутых результатов;

3. Находить объяснения успеху и неудаче в достижении целей.

Это процесс нахождения способов совместной работы и сосуществования в организации.

На формирование организационной культуры, ее содержание и отдельные ее параметры влияет ряд факторов внешнего и внутреннего кружения.

Немаловажное значение для формирования культуры предприятия, на всех стадиях развития организации, имеет управленческая культура ее лидера (его личная вера, ценности, стиль). Она во многом может определить культуру организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: